(с изменениями на 30 октября 2023 года)
(в ред. постановления Губернатора Владимирской области от 28.02.2014 N 179, постановлений администрации Владимирской области от 11.04.2014 N 362, от 21.08.2014 N 879, от 05.12.2014 N 1246, от 31.03.2015 N 276, от 13.08.2015 N 781, от 24.03.2016 N 240, от 05.09.2016 N 781, от 28.03.2017 N 276, от 25.05.2017 N 436, от 28.06.2017 N 536, от 01.11.2017 N 927, от 27.12.2017 N 1130, от 27.03.2018 N 222, от 28.05.2018 N 410, от 16.08.2018 N 616, от 10.01.2019 N 1, от 22.03.2019 N 207, от 11.07.2019 N 503, от 13.11.2019 N 795, от 24.03.2020 N 180, от 29.06.2020 N 409, от 31.03.2021 N 178, от 26.07.2021 N 449, от 20.09.2021 N 604, от 08.12.2021 N 785, от 30.03.2022 N 181, постановлений Правительства Владимирской области от 30.03.2023 N 196, от 30.10.2023 N 787)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области" постановляю:
(преамбула в ред. постановления администрации Владимирской области от 30.03.2022 N 181)
1. Утвердить Стратегические приоритеты государственной программы Владимирской области "Развитие лесного хозяйства на территории Владимирской области" согласно приложению.
(п. 1 в ред. постановления администрации Владимирской области от 30.03.2022 N 181)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы природопользования и экологии.
(п. 2 в ред. постановления Правительства Владимирской области от 30.03.2023 N 196)
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
С.Ю.ОРЛОВА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 30.03.2022 N 181, постановлений Правительства Владимирской области от 30.03.2023 N 196, от 30.10.2023 N 787)
Государственная программа Владимирской области "Развитие лесного хозяйства на территории Владимирской области" (далее - Государственная программа) предусматривает систему мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
Общая площадь земель лесного фонда на территории Владимирской области по состоянию на 01.01.2022 составляет 1463,2 тыс. га.
По итогам 2021 года на территории региона в сфере лесного хозяйства отмечается:
- снижение доли площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, до 1,779 процента;
- увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений выше установленного на 21,5 процента;
- сохранение лесистости территории Владимирской области на уровне 51,5 процента. Лесистость характеризует степень облесенности территории и определяется как отношение площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади субъекта Российской Федерации. Лесистость Владимирской области является одной из самых высоких в Центральном федеральном округе и обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду;
- увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до 104,1 процента. Достигнут положительный баланс между лесовосстановлением и выбытием лесов от вырубок и гибели, что позволило поддержать лесистость Владимирской области на оптимальном уровне и сохранить экологический потенциал лесов области. Воспроизводство лесов области осуществляется способом искусственного, комбинированного и естественного лесовосстановления. Преимущество отдано наиболее эффективному во Владимирской области способу восстановления лесов - посадке лесных культур (искусственное и комбинированное лесовосстановление);
- увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров до 100 процентов. Применение 4 видов мониторинга, в том числе наземного и авиационного патрулирования лесов, использование систем видеомониторинга "Лесохранитель" (30 камер видеонаблюдения) и "ИСДМ-Рослесхоз", позволяет оперативно обнаруживать возникшие лесные пожары и своевременно принимать меры к их локализации и ликвидации;
- обеспечение значения показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану, на 50 тыс. гектарах земель лесного фонда на уровне 13,28 человека в соответствии с выделенным финансированием;
- положительная динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года на уровне 5,9 процента. Данный показатель достигнут благодаря обеспечению лесничеств кадрами и материально-технической базой, усилению федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны;
- увеличение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины до уровня 78,1 процента. Данный показатель достигнут благодаря благоприятным условиям заготовки, сложившимся в 2021 году;
- увеличение доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства до 91 процента. Данный показатель достигнут в связи с проведением арендаторами лесных участков таксации лесов и проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на используемой территории лесного фонда;
- повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда на 51,0 рубля выше установленного планом;
- сохранение доли выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в Министерство лесного хозяйства Владимирской области за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги на уровне 90,2 процента;
(в ред. постановления Правительства Владимирской области от 30.03.2023 N 196)
- увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда до уровня 57,9 процента;
- обеспечение отношения количества выпускников ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум" по специальности "Лесное и лесопарковое хозяйство" к общему количеству выпускников на уровне 40 процентов;
- обеспечение отношения количества выпускников ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум", трудоустроившихся по специальности, к общему количеству выпускников на уровне 93 процентов.
За период реализации мероприятий в рамках региональной составляющей федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология":
- сформирован запас лесных семян для лесовосстановления на всех участках вырубленных и погибших насаждений в количестве 1,17 т;
- специализированное учреждение, выполняющее мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах и воспроизводству лесов, оснащено лесопожарной и лесохозяйственной техникой и оборудованием в полном объеме в соответствии с выделенной субвенцией из средств федерального бюджета на реализацию регионального проекта "Сохранение лесов".
Наиболее значимыми факторами, сдерживающими развитие лесного комплекса на территории Владимирской области и достижение показателей настоящей Государственной программы, являются:
- расторжение договоров пользования лесными участками, которые связаны с отказом пользователей от дальнейшего использования лесов;
- формирование и резервирование лесных участков под реализацию инвестиционного проекта;
- отсутствие достоверных актуальных сведений об имеющихся лесных ресурсах;
- отсутствие зонирования территории лесного фонда Российской Федерации по интенсивности ведения лесного хозяйства;
- недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь достаточных при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов;
- недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил. На эффективности тушения лесных пожаров отрицательно сказывается недостаточная численность лесных пожарных и технических работников (водители, трактористы) лесопожарных станций;
- необходимость совершенствования отдельных норм предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о лесных ресурсах;
- сложность и длительность административных процедур, процедур принятия решений, в том числе в отношении крупных проектов по переработке лесного сырья, а также наличие конфликтов, связанных с ужесточением экологических ограничений при освоении лесов;
- недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения (около четверти специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования, что вызвано низким уровнем оплаты труда, а также низким престижем лесных профессий).
Приоритетами документов стратегического планирования Владимирской области в сфере реализации Государственной программы являются целевое ведение лесного хозяйства, переход к рациональному управлению лесами, ускорение социально-экономического развития Владимирской области, что предусматривает:
- удовлетворение общественных потребностей в древесном сырье и других лесных ресурсах, а также в иных полезных функциях лесов;
- ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого управления лесами, сохранения экологической и социально-экономической роли лесов;
- формирование устойчивого лесоуправления и безубыточного лесного хозяйства на основе внедрения инновационных технологий и масштабирования лучших практик использования и воспроизводства лесов, охраны и защиты лесов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, противодействия незаконным рубкам и обороту незаконно заготовленной древесины;
- обеспечение достоверной актуальной информацией о лесных ресурсах в интенсивной (перспективной) зоне освоения лесов;
- повышение доходности лесного хозяйства;