Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 25 февраля 2015 года N 85


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 4 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 411 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 20.12.2019 N 705.
____________________________________________________________________

Во исполнение постановления Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 4 декабря 2013 года N 411 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" следующие изменения:

1.1. В пункте 2 слова "(В.Г. Щипкова)" исключить.

1.2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по агропромышленному комплексу В.Ф. Новикова.".

1.3. Приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по агропромышленному комплексу В.Ф. Новикова.


Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
В.В.СОКОЛОВ


Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 25 февраля 2015 года N 85


Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 4 декабря 2013 года N 411


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


ПАСПОРТ государственной программы Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"

Наименование Государственной программы Орловской области

"Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области

Соисполнители Государственной программы

Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области

Перечень подпрограмм (основных мероприятий Государственной программы)

Подпрограммы не входят в состав Государственной программы.
Основные мероприятия Государственной программы:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
4. Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий

Цели Государственной программы

1. Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
2. Активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения.
3. Формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни

Задачи Государственной программы

1) удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
2) повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; концентрация ресурсов, направленных на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;
3) грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
4) поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

1) ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
2) ввод в действие общеобразовательных организаций;
3) открытие фельдшерско-акушерских пунктов;
4) ввод в действие плоскостных спортивных сооружений;
5) ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
6) ввод в действие распределительных газовых сетей;
7) ввод в действие локальных водопроводов;
8) ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;
9) количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку;
10) количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку;
11) количество реализованных проектов по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2014 - 2020 годы.
I этап - 2014 - 2017 годы.
II этап - 2018 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы

Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы, - 4771915,7 тыс. рублей, в том числе:
I этап - 2329514,7 тыс. рублей;
II этап - 2442401 тыс. рублей;
из них по годам:
2014 - 286017,7 тыс. рублей;
2015 - 442795 тыс. рублей;
2016 - 824012 тыс. рублей;
2017 - 776690 тыс. рублей;
2018 - 810902 тыс. рублей;
2019 - 820761 тыс. рублей;
2020 - 810738 тыс. рублей;
в том числе по источникам финансирования Государственной программы:
областной бюджет, всего - 1039245,2 тыс. рублей;
из них по годам:
2014 - 101327,2 тыс. рублей;
2015 - 84400 тыс. рублей;
2016 - 158170 тыс. рублей;
2017 - 146122 тыс. рублей;
2018 - 184579 тыс. рублей;
2019 - 186581 тыс. рублей;
2020 - 178066 тыс. рублей;
прогнозируемый объем средств федерального бюджета, всего - 3047617 тыс. рублей;
из них по годам:
2014 - 105435 тыс. рублей;
2015 - 311180 тыс. рублей;
2016 - 570827 тыс. рублей;
2017 - 542734 тыс. рублей;
2018 - 505116 тыс. рублей;
2019 - 508202 тыс. рублей;
2020 - 504123 тыс. рублей;
прогнозируемый объем средств муниципальных бюджетов, всего - 261418,5 тыс. рублей;
из них по годам:
2014 - 42087,5 тыс. рублей;
2015 - 32429 тыс. рублей;
2016 - 43858 тыс. рублей;
2017 - 36700 тыс. рублей;
2018 - 35127 тыс. рублей;
2019 - 36198 тыс. рублей;
2020 - 35019 тыс. рублей;
прогнозируемый объем внебюджетных источников, всего - 423635 тыс. рублей;
из них по годам:
2014 - 37168 тыс. рублей;
2015 - 14786 тыс. рублей;
2016 - 51157 тыс. рублей;
2017 - 51134 тыс. рублей;
2018 - 86080 тыс. рублей;
2019 - 89780 тыс. рублей;
2020 - 93530 тыс. рублей;
по направлениям затрат Государственной программы:
капитальные вложения, всего - 4240572,7 тыс. рублей;
из них по годам:
2014 - 224233,7 тыс. рублей;
2015 - 393509 тыс. рублей;
2016 - 767088 тыс. рублей;
2017 - 719841 тыс. рублей;
2018 - 715542 тыс. рублей;
2019 - 718761 тыс. рублей;
2020 - 701598 тыс. рублей;
НИОКР, всего - 0;
прочие расходы, всего - 531343 тыс. рублей;
из них по годам:
2014 - 61784 тыс. рублей;
2015 - 49286 тыс. рублей;
2016 - 56924 тыс. рублей;
2017 - 56849 тыс. рублей;
2018 - 95360 тыс. рублей;
2019 - 102000 тыс. рублей;
2020 - 109140 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

1) улучшение жилищных условий 358 сельских семей, в том числе 155 молодых семей и молодых специалистов;
2) сокращение количества обучающихся в общеобразовательных организациях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, на 88 человек;
3) расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 16 единиц;
4) увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 6363 кв. м;
5) повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: газом - с 88% (2013 год) до 91%; водой - с 67,5% (2013 год) до 70,5%; автомобильными дорогами - до 45%;
6) комплексное обустройство площадок под компактную застройку в 6 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;
7) реализация 24 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку;
8) реализация 22 проектов по поощрению и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий


I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Государственная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области".

Главными приоритетами Государственной программы являются устойчивое развитие сельских территорий Орловской области, повышение занятости, рост уровня жизни сельского населения.

Развитие Орловской области на современном этапе характеризуется повышением внимания со стороны государства к развитию сельских территорий.

Решение задач по повышению уровня и качества жизни населения Орловской области, устойчивому развитию сельских территорий требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в регионе, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:

а) повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;

б) повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;

в) повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;

г) улучшения демографической ситуации;

д) развития в сельской местности институтов гражданского общества.

В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости являются стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса. За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. км, численность населения по состоянию на 1 января 2013 года - 775,9 тыс. человек, из них в сельской местности проживают 265,3 тыс. человек, или 34,2%.

На начало 2013 года в области осуществляли деятельность 227 сельскохозяйственных организаций, имеющих 1623,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них - 20 кооперативов, 36 акционерных обществ, 153 общества с ограниченной ответственностью, 9 товариществ на вере, 8 унитарных предприятий и организаций, 1 колхоз.

В регионе функционируют 1258 крестьянских (фермерских) хозяйств. Развитие фермерского движения дает возможность наиболее активной части сельского населения реализовывать свои предпринимательские способности. Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствовало сохранению социальной стабильности на селе.

Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Стержнем развития сельских территорий должны стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.

В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития муниципальных районов Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики для поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе.

В сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация. В Орловской области наблюдается сокращение сельского населения с 327,1 тыс. человек (2000 год) до 263,5 тыс. человек (начало 2013 года), 92% сельского жилищного фонда находится в частном секторе и не имеет элементарных коммунальных удобств, за исключением газоснабжения, а 8% жилищного фонда - в государственной и муниципальной собственности. Водоснабжением обеспечен 51% сельского жилищного фонда, водоотведением (канализацией) - 45%, центральным отоплением - 71%, ваннами (душем) - 37%, газом - 85%, горячим водоснабжением - 35%.

Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10 - 20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий.

Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства Правительством Российской Федерации принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей их решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Показателями результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года", утвержденной Законом Орловской области от 30 декабря 2004 года N 477-ОЗ "О долгосрочной областной целевой программе "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года" (далее - Программа социального развития села), приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 27 ноября 2012 года N 436 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы", которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.

Реализация Программы социального развития села осуществлялась поэтапно: I этап - 2005 год, II этап - 2006 - 2010 годы, III этап - 2011 - 2013 годы. Выделяемые на ее реализацию средства федерального бюджета выполняют стимулирующую роль для субъектов Российской Федерации по привлечению на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности средств региональных, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

В 2003 - 2013 годах на реализацию мероприятий Программы социального развития села из федерального бюджета выделено 733,9 млн. рублей. Государственная поддержка из федерального бюджета стимулировала привлечение Орловской областью средств в объеме 6458,3 млн. рублей, в том числе средств консолидированного бюджета - 628,6 млн. рублей и средств внебюджетных источников - 5829,7 млн. рублей.

По итогам реализации Программы социального развития села жилищные условия улучшили 1529 сельских семей, в том числе 611 молодых семей и молодых специалистов.

Значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился до 88 процентов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой - до 65,5 процента. Проложено 1403 км газовых распределительных сетей в 463 сельских населенных пунктах, введено в эксплуатацию 217 км сетей водоснабжения в 65 сельских населенных пунктах.

Расширилась сеть учреждений социальной сферы на селе: построены 2 общеобразовательные школы на 176 ученических мест, учреждения культурно-досугового типа на 150 мест, открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 7 единиц, приобретен пожарный автомобиль.

Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в контексте взаимосвязи с точками экономического роста аграрного сектора наглядно проиллюстрирована результатами реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

В 2009 - 2010 годах осуществлялась реализация 2 проектов комплексной застройки сельских поселений в Ливенском и Троснянском районах Орловской области, в рамках которых создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура (построено 8357 км газораспределительных сетей, 10266 км сетей водоснабжения, 3884 км внутриплощадочных дорог с тротуарами) на площадках под строительство 116 индивидуальных жилых домов для граждан, трудоустраиваемых в рамках реализации новых инвестиционных проектов, преимущественно животноводческого направления.

Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от итогов Программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.

Без дальнейшего использования программно-целевого метода на сельских территориях региона могут возникнуть проблемные ситуации, что ставит под угрозу выполнение стратегических задач социально-экономического развития Орловской области, в том числе задач в области обеспечения продовольственной независимости по основным видам продовольствия в ближайшие годы и достижения Россией статуса крупнейшего в мире поставщика продуктов питания, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции (далее - автомобильные дороги), расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из вышеизложенного, государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях и на межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).

Необходимость разработки и реализации Государственной программы обусловлена:

а) социально-политической остротой проблем и ее общефедеральным значением;

б) межотраслевым и межведомственным характером проблем, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

в) приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог;

г) потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетных направлений государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 27 ноября 2012 года N 436 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы", инструментом реализации которых является настоящая Государственная программа.


II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов ее реализации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»