ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 декабря 2004 года N 477-ОЗ

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2013 ГОДА

Принят областным Советом народных депутатов 24 декабря 2004 года

{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 12.11.2008 г. N 826-ОЗ; НГР ru57000200800307;
Закон Орловской области от 30.12.2009 г. N 1016-ОЗ; НГР: ru57000200900545;
Закон Орловской области от 07.12.2012 г. N 1436-ОЗ;НГР:ru57000201201147}

Настоящим Законом утверждается долгосрочная областная целевая программа "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года", направленная на развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры области, а также на создание правовых и экономических условий перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских районов области. (В редакции Закона Орловской области от 12.11.2008 г. N 826-ОЗ)

Статья 1


Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года"согласно приложению (В редакции Закона Орловской области от 12.11.2008 г. N 826-ОЗ).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Орловской области

Е. С. Строев

г. Орел

30 декабря 2004 года

N 477-ОЗ

Приложение
к Закону Орловской области
"О долгосрочной областной целевой программе
"Социальное развитие села Орловской
области до 2013 года"
(В редакции Закона Орловской области
от 12.11.2008 г. N 826-ОЗ)

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года"


Наименование
 программы

Долгосрочная областная целевая программа "Социальное
 развитие села Орловской области до 2013 года"
 (далее также - Программа)

Основание для
 разработки
 Программы

Распоряжение Коллегии администрации Орловской области
 от 11 августа 2003 года N 179-р

Заказчик Программы

Губернатор Орловской области

Разработчик
 Программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области

Цель и задачи
 Программы

Основной целью Программы является повышение уровня и
 качества жизни сельского населения на основе развития
 социальной инфраструктуры и инженерного обустройства
 населенных пунктов, расположенных в сельской
 местности.
 Основными задачами Программы являются:
 1) улучшение жилищных условий граждан, проживающих в
 сельской местности, в том числе молодых семей и
 молодых специалистов;

 2) улучшение состояния здоровья сельского населения,
 в том числе на основе повышения уровня занятий
 физкультурой и спортом;

 3) улучшение материально-технического состояния
 общеобразовательных учреждений в сельской местности;

 4) активизация культурной деятельности на селе;

 5) повышение уровня и качества водо- и газоснабжения
 в сельской местности

Сроки и этапы
 реализации
 Программы

2005 - 2013 годы:
 1-й этап - 2005 год;

 2-й этап - 2006 - 2010 годы;

 3-й этап - 2011 - 2013 годы

Основные
 мероприятия
 Программы

1. Мероприятие по улучшению жилищных условий граждан,
 проживающих в сельской местности, в том числе молодых
 семей и молодых специалистов.
 2. Мероприятие по развитию сети общеобразовательных
 учреждений в сельской местности Орловской области.
 3. Мероприятие по развитию сети учреждений первичной
 медико-санитарной помощи, физической культуры и
 спорта в сельской местности Орловской области.
 4. Мероприятие по развитию культурно-досуговой
 деятельности в сельс кой местности Орловской области.
 5. Мероприятие по развитию газификации в сельской
 местности Орловской области.
 6. Мероприятие по развитию водоснабжения в сельской
 местности Орловской области

Исполнители
 основных
 мероприятий
 Программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области,
 Департамент строительства, транспорта и жилищно-
 коммунального хозяйства Орловской области,
 Департамент здравоохранения и социального развития
 Орловской области

Объемы и источники
 финансирования
 Программы по годам

Общий объем финансирования Программы - 2820685,5 тыс.
 рублей;
в том числе:
 областной бюджет - 1284161,5 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 1536524 тыс. рублей, в том числе по годам: 2005 -
 341771 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 119900 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 221871 тыс. рублей;

 2006 - 381404 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 139728 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирова ния
 - 241676 тыс. рублей;

 2007 - 367190 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 128544 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 238646 тыс. рублей;

 2008 - 276514 тыс. рублей, в том числе:  
 областной бюджет - 116285 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 160229 тыс. рублей;

 2009 - 483900 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 240650 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 243250 тыс. рублей;

 2010 - 553300 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 298800 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 263500 тыс. рублей;

 2011 - 166332,4 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 91643,3 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 74689 тыс. рублей;

 2012 - 106030,8 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 63467,8 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 42563 тыс. рублей;

 2013 - 144243,3 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 94143,3 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 50100 тыс. рублей

Ожидаемые конечные
 результаты
 реализации
 Программы и
 важнейшие целевые
 показатели

Реализация Программы позволит:
 1) улучшить жилищные условия более 1600 сельских
 семей;

 2) повысить уровень газификации домов (квартир)
 природным газом до 89%;

 3) повысить уровень обеспеченности
 общеобразовательными учреждениями на 782 ученических
 места;

 4) расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на
 11 единиц;

 5) повысить уровень обеспеченности клубными
 учреждениями на 600 мест;

 6) привлечь к регулярным занятиям физической
 культурой и спортом 35% учащейся сельской молодежи и
 22% работающих в сельской местности;

 7) повысить уровень обеспеченности сельского
 населения питьевой водой до 68,5%

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора, реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006 - 2007 годах, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. км, численность населения по состоянию на 1 января 2011 года - 785,8 тыс. человек, из них в сельской местности проживают 271,1 тыс. человек, или 34,5%. Плотность населения - 31,9 человека на кв. км. По сравнению с 2005 годом численность населения Орловской области уменьшилась на 48 тыс. человек, или на 5,8%.

Природно-климатические условия Орловской области благоприятны для развития сельского хозяйства, которое является составной частью экономики региона. По сравнению с 2006 годом увеличился индекс физического объема сельскохозяйственного производства на 4,1%.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2007 году составил 19,3 млрд. рублей, в 2010 году - 25,1 млрд. рублей.

На долю личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств в 2010 году пришлось 33,8% производства мяса, 42,7% - молока, 78,2% - яиц, 92,9% - валового сбора картофеля, 92,3% - овощей.

На начало 2010 года в Орловской области осуществляли деятельность 254 сельскохозяйственные организации, имеющие 1623,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 12 государственных и муниципальных предприятий. На начало 2011 года количество сельскохозяйственных организаций, работающих в Орловской области, составило 243 единицы.

Функционирует 1336 крестьянских (фермерских) хозяйств. Развитие фермерского движения дает возможность наиболее активной части сельского населения реализовывать свои предпринимательские способности. Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствует сохранению социальной стабильности на селе.

В 2003 году сельскохозяйственные организации Орловской области получили прибыль в размере 363 млн. рублей, а в 2010 году - 679,5 млн. рублей, уровень рентабельности в 2003 году составил 8,7%, в 2010 году - 4,1%. Количество прибыльных сельскохозяйственных организаций составило в 2010 году 70,6% от общего их количества (в 2003 году - 72,4%).

В 2010 году в хозяйствах всех категорий производство зерна составило 1507,8 тыс. тонн при средней урожайности 21,6 ц/га. Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 5,3% при увеличении надоя на одну корову на 1,8% и составило по области 4221 кг в год, яйценоскость кур-несушек составила 261 штуку на единицу (на 17,6% ниже уровня 2009 года).

Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Стержнем развития сельских территорий должны стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.

В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития муниципальных районов Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики в целях поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе.

В сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация. В Орловской области наблюдается сокращение сельского населения с 327,1 тыс. человек (2000 год) до 271,1 тыс. человек (начало 2011 года). В период с 1990 года по 2002 год сократилось количество сельских населенных пунктов на 154 единицы (с 3075 в 1990 году до 2855 в 2002 году), из них в 1751 населенном пункте проживают от 6 до 100 человек, в 1095 населенных пунктах - от 101 до 3000 человек и только в одном населенном пункте - до 5000 человек.

92% сельского жилищного фонда находится в частном секторе и не имеет элементарных коммунальных удобств, за исключением газоснабжения, а 8% жилищного фонда - государственная и муниципальная собственность. Водоснабжением обеспечено 51% сельского жилищного фонда, водоотведением (канализацией) - 45%, центральным отоплением - 71%, ваннами (душем) - 37%, газом - 85%, горячим водоснабжением - 35%.

Строительство жилых домов на начало 2010 года в сельской местности сократилось на 8,1 тыс. кв. м по сравнению с 2005 годом.

Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10 - 20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий.

В результате резкого спада сельскохозяйственного производства в период с 1993 года по 2010 год и ухудшения финансового положения отрасли сельского хозяйства социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии.

За последние годы число лечебных учреждений, оказывающих стационарную помощь, в сельской местности сократилось. Так, с 2000 года их количество уменьшилось с 58 до 44 в 2009 году. Обеспеченность больничными койками на 10000 населения составила в среднем по Орловской области в 2000 году 120,8 койки, в 2009 году - 100,3 койки.

Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось по сравнению с 2000 годом на 23%. В результате сокращения количества общеобразовательных учреждений обострилась проблема доступности общего образования.

За последние годы резко сократилась подготовка в профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 2000 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 891 человек, то в 2005 году только 698 человек, а в 2009-м - 435 человек.

Также за последние годы сократилось количество клубов и домов культуры с 548 (2000 год) до 430 (2009 год), библиотек - с 486 (2000 год) до 367 (2009 год). Библиотечный фонд составляет 2,5 млн. экземпляров (в 2000 году - 3,5 млн. экземпляров).

Учреждения культуры на селе испытывают потребность в квалифицированных кадрах, специалистах, владеющих основами менеджмента, маркетинга, компьютерными технологиями. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть организаций бытового обслуживания.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Повышается уровень естественной убыли сельского населения, смертности во всех возрастных группах трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 35 - 39 лет.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров в сельском хозяйстве. Среднегодовая численность работников, занятых в сельском и лесном хозяйствах, в 1991 году составила 93,9 тыс. человек, в 2003 году - 83 тыс. человек, в 2010 году - 23,2 тыс. человек.

Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Госпрограмме, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу работников, занятых в сельскохозяйственной отрасли.

Решение задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и на межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года" обусловлена:

а) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;

б) потребностью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", Госпрограммы;

в) необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;

г) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

д) приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.

Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, участвующими в реализации Программы, являются Департамент сельского хозяйства Орловской области, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области.

2. Цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Программа разработана для достижения цели повышения уровня и качества жизни сельского населения на основе развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Программа будет способствовать:

созданию правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий;

созданию условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности;

расширению рынка труда в сельской местности и обеспечению его привлекательности;

повышению престижности проживания в сельской местности.

Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:

1) улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

2) улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения уровня занятий физкультурой и спортом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»