(с изменениями на 24 апреля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Орловской области от 24.01.2020 N 28, от 16.06.2020 N 374, от 13.04.2021 N 224, от 01.09.2021 N 525, от 13.05.2022 N 258, от 11.11.2022 N 707, от 15.12.2022 N 792, от 26.01.2023 N 59, от 21.09.2023 N 656, от 29.12.2023 N 952, от 24.04.2024 N 305)
В целях повышения уровня и качества жизни населения, комплексного развития сельских территорий Орловской области и реализации постановления Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 24.04.2024 N 305)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области".
2. Департаменту финансов Орловской области при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование на реализацию государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области".
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Орловской области от 4 декабря 2013 года N 411 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
постановление Правительства Орловской области от 14 мая 2019 года N 269 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 4 декабря 2013 года N 411 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области" и признании утратившим силу постановления Правительства Орловской области от 3 апреля 2018 года N 131 "О финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Орловской области, и мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Орловской области";
распоряжение Правительства Орловской области от 1 марта 2018 года N 112-р;
распоряжение Правительства Орловской области от 1 июля 2019 года N 313-р.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области по развитию агропромышленного комплекса.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Орловской области от 11.11.2022 N 707)
Председатель Правительства
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 24.04.2024 N 305)
Орловская область обладает рядом важных конкурентных преимуществ и уникальных особенностей, значимых при определении приоритетов, целей и задач социально-экономической политики региона на долгосрочный период.
При грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий могут быть обеспечены устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны. На протяжении нескольких лет основным инструментом финансовой государственной поддержки развития сельских территорий Орловской области являются государственные программы.
С 2020 года по 2023 год развитие мероприятий на сельских территориях осуществлялось в рамках государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 20 декабря 2019 года N 705 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Комплексное развитие сельских территорий Орловской области" (далее также - программа, государственная программа). В рамках программы реализуются мероприятия по предоставлению гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, строительство жилья, предоставляемого гражданам по договорам найма жилого помещения, строятся объекты инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях, благоустраиваются общественные пространства.
За 2020 - 2022 годы в рамках государственных программ развития сельских территорий предоставлено субсидий на общую сумму 1753,97 млн руб., за счет выделенных средств:
1) улучшены жилищные условия 29 семей, приобретены и построены 2,42 тыс. кв. м жилья;
2) по направлению "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" осуществляется реализация трехлетнего проекта "Строительство сетей инженерной инфраструктуры (газовые, водопроводные сети) и автомобильных дорог на территории площадки малоэтажной застройки пгт. Покровское Покровского района Орловской области" стоимостью 207 млн рублей;
3) выдан 491 льготный ипотечный кредит АО "Россельхозбанк" и ПАО "Сбербанк" в рамках мероприятия "Сельская ипотека";
4) в рамках федерального проекта "Содействие занятости сельского населения" прошли обучение 5 студентов, 12 студентов прошли практику у сельхозтоваропроизводителей;
5) введены в эксплуатацию 15,9 км газопроводов;
6) реализованы 35 проектов в рамках федерального проекта "Благоустройство сельских территорий";
7) построены и реконструированы 33,52 км автодорог регионального значения;
8) в рамках федерального проекта "Современный облик сельских территорий" реализовано 4 проекта.
Благодаря реализации государственной программы созданы определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.
Основными проблемами, ограничивающими развитие сельских территорий Орловской области, являются:
1) низкие темпы инфраструктурного развития сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, не позволяющие преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом;
2) неразвитость транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения;
3) сложная демографическая ситуация в сельской местности. Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
Для решения существующих проблем требуется привлечение финансовых ресурсов, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий исполнительных органов Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, инвесторов и сельскохозяйственных предприятий. Комплексный подход к решению проблем в сфере комплексного развития сельских территорий предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития сельских территорий необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских населенных пунктах, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Стержнем развития сельских территорий должны стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.
Приоритетными направлениями государственной программы в области развития сельских территорий являются:
1) повышение уровня и качества жизни сельского населения;
2) создание благоприятных условий жизнедеятельности в сельской местности путем реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях;
3) активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
4) формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни;