ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 года N 532
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления правительства Тульской области от 16.10.2017 N 468, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru - 17.10.2017).
____________________________________________________________________
(в ред. Постановления правительства Тульской области от 22.12.2014 N 685)
В целях формирования основных направлений государственной политики в сфере развития туризма в Тульской области на период до 2020 года, в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644, на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области
постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития туризма на территории Тульской области на период до 2020 года (приложение).
2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Губернатор Тульской области
В.С.ГРУЗДЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. Постановления правительства Тульской области
от 22.12.2014 N 685)
Стратегия развития туризма в Тульской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) исходит из перспектив, определенных федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644, Программой социально-экономического развития Тульской области до 2015 года, утвержденной Законом Тульской области от 7 мая 2011 года N 1560-ЗТО, и сформирована в контексте мировых тенденций развития туризма, а также в рамках стратегических направлений развития туризма в Российской Федерации.
Под Стратегией развития туризма в Тульской области понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность отдельных проектов и мероприятий организационного, экономического и информационного характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в Тульской области.
Основным акцентом региональной политики в области туризма будет являться создание конкурентоспособных туристских кластеров - совокупностей сконцентрированных по географическому принципу взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, объектов инфраструктуры, исследовательских и других организаций, отдельных лиц, а также связей и отношений между ними, ориентированных на формирование конкурентоспособной отрасли туризма и объединяющих воедино интересы трех сторон: бизнеса, общества и государства.
Стратегия учитывает современные тенденции в сфере туризма и текущий этап развития туристской индустрии Тульской области.
Положения Стратегии должны послужить основой для разработки долгосрочной целевой программы развития туризма в регионе, согласованного развития сопутствующих отраслей и производств, определить направления и уровень государственной поддержки туристской индустрии Тульской области, сформировать единое видение содержания и перспектив развития туристской индустрии органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и обществом.
Развитие индустрии туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Благодаря его развитию создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, повышается уровень образования, совершенствуется система медицинского обслуживания населения, внедряются новые средства распространения информации и др.
Кроме того, развитие туризма оказывает стимулирующее действие на различные секторы экономики (транспорт, связь, торговлю, сельское хозяйство и т.п.), способствует увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Туризм сочетает в себе функции рекреации и культурного развития, а потому присутствует в любом обществе и сопутствует любой деятельности на определенном этапе ее развития (как потребитель ряда услуг и продуктов, как сфера, обеспечивающая восстановление трудовых функций работающего населения и пр.).
Индустрия путешествий и туризма является сегодня одним из крупнейших в мире источников обеспечения занятости, доходов от экспорта и ключевым двигателем экономического роста и развития, прямо или косвенно обеспечивая в настоящее время приблизительно 3 - 5 процентов мирового ВВП, а также мирового экспорта услуг.
Данные анализа Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) в 2011 году, показывают, что количество иностранных туристов, побывавших в России в 2011 году на 21 процент превышает аналогичный показатель 2010 года и составляет 24 миллиона иностранных туристов. В итоге Россия по количеству принятых туристов оказалась на 13 месте в мировом рейтинге.
Международный туризм продолжает восстанавливаться после кризиса, в результате которого в 2009 году число туристских прибытий сократилось на 4,2 процента. В 2011 году число международных туристских прибытий возросло более чем на 4 процента и составило 981 миллион по сравнению с 940 миллионами в 2010 году. UNWTO прогнозирует продолжение роста международного туризма в 2012 году, хотя и более медленными темпами. Ожидается, что число прибытий возрастет на 3 - 4 процента и к концу года будет преодолена историческая отметка в один миллиард.
Впервые в истории доходы мировой экономики за счет международного туризма в 2011 году перешли рубеж в 1 триллион долларов, превысив на 3,8 процента показатель 2010 года. Добавив 196 миллиардов долларов, полученных в сфере международных пассажирских перевозок, общая сумма экспортных поступлений от международного туризма в прошлом году составила 1,2 триллиона долларов.
Согласно оценкам общий вклад индустрии путешествий и туризма в обеспечение занятости, включая косвенно поддерживаемые рабочие места, составляет 7 - 8 процентов. А это означает, что индустрия туризма является важным участником глобальной программы развития и играет уникальную роль в формировании динамичного, устойчивого и сбалансированного глобального роста.
По информации Федерального агентства по туризму, на основе данных РОССТАТа внутренний турпоток в России в 2011 году составил 33,3 млн. человек. По экспертной оценке в 2012 году внутренний турпоток возрастет на 4 процента и составит порядка 34,6 млн. человек.
Динамика въездного туристского потока (с учетом бизнес-туризма) свидетельствует по предварительной оценке о его росте в 2011 году на 10 процентов по сравнению с 2010 годом. Однако число поездок иностранных туристов в нашу страну с целью туризма пока невелико и составило в 2011 году только 2,3 миллиона поездок.
Выезд российских граждан с целью туризма в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 11 процентов и составил 14 миллионов человек. По данным РОССТАТа от 1 июня сего года: количество российских граждан, выехавших за рубеж в 1 квартале 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилось на 12 процентов.
Сегодня можно отметить следующие тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации:
активное развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма;
развитие наиболее перспективных видов туризма;
усиление роли туризма на федеральном и региональном уровне;
активизация продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.
Рассматривая структуру внутреннего российского турпотока отчетливо видно, что наибольшей популярностью среди наших граждан пользуется пляжный отдых (38 процентов). Поездки с культурно-познавательными целями выбирают 20 процентов туристов.
В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны.
Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций.
Статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого "зрелого" сегмента туристского рынка.
Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др.
Эти тенденции учтены при формировании Стратегии.
Тульская область благодаря особому географическому расположению (в центре России, вблизи Москвы, на линиях важнейших российских коммуникаций) и универсальному комплексу культурно-исторических и природных достопримечательностей представляет значительный интерес для туристских посещений российскими и иностранными гражданами.
Ясная Поляна, Куликово поле, Поленово, Тульский кремль, музеи оружия, самоваров и пряников, Засечная черта, городища вятичей, литературно-исторические места Красивомечья и Чернского района, памятники старины Белева, Крапивны, Лихвина, Богородицка, Алексина, Одоева, Приокская рекреационная зона всегда привлекали и продолжают привлекать большое количество туристов с разных концов земного шара.
Достаточно благоприятны для развития туризма и отдыха климатические условия области. Зима умеренно холодная (средняя температура января около -10 град. C) с устойчивым снежным покровом. Лето теплое при средней температуре июля +20 град. C. На севере и северо-западе области расположены достаточно обширные участки смешанных лесов. Неповторимы по красоте знаменитые тульские засеки - полосы широколиственного леса, пересекающие территорию области с запада на восток. Наиболее живописными ландшафтами являются долины рек: это верховья Оки с притоками (Упа, Осетр, Зуша) и верховья Дона с его притоками Непрядва и Красивая Меча.
Природные курортные ресурсы представлены главным образом минеральными водами и лечебными торфами. Наиболее ценные месторождения минеральных вод и пресноводного торфа, пригодного для грязелечения, расположены в Суворовском районе (курорт "Краинка").
В Единый государственный реестр объектов культурного наследия включено свыше 1100 объектов, расположенных на территории Тульской области, многие из них носят уникальный характер.
В Тульской области действует 55 музеев и их филиалов, в том числе 4 музея федерального значения (Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле", Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульский государственный музей оружия), 2 из которых (Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и музей-заповедник "Куликово поле") - особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации.
Наряду с большим количеством туристско-экскурсионных объектов и достопримечательностей Тульская область широко известна своими санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями. В настоящее время в области функционирует 24 здравницы санаторно-курортного типа с общим коечным фондом свыше 5 тысяч мест. Санаторное лечение носит комплексный характер и включает в себя внутреннее и наружное применение 4 типов уникальной минеральной воды "Краинская", грязелечение, физиотерапию, климатотерапию, лечебное питание, лечебную физкультуру и т.д. Помимо организаций санаторно-курортного профиля в Тульской области расположено большое количество пансионатов, профилакториев и баз отдыха, готовых в любое время года принять на отдых и оздоровление всех желающих.
Для туристов и отдыхающих, посещающих Тульскую землю, большой интерес представляют местные промыслы - художественная отделка охотничьего оружия, самоварное и гармонное производства, изготовление филимоновской игрушки и тульских пряников.
По итогам 2011 года общее количество посетителей Тульской области составило около 1,5 миллионов человек, что более чем на 6 процентов превысило аналогичный показатель предыдущего года.
Общий объем турпотока в регионе в 2011 году составил свыше 391 тысячи чел. (2010 год - 309,7 тысяч человек).
В настоящее время на территории Тульской области действует более 300 туристических фирм, 27 из которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (в том числе в следующих сферах туроператорской деятельности: внутренний туризм - 19 операторов, внутренний и международный выездной туризм - 7 операторов и 1 туроператор - внутренний и международный въездной туризм).
На территории региона 93 коллективных средства размещения, из них: 54 коллективных средства размещения общего назначения, в том числе 43 гостиницы, 3 пансионата, 1 мотель и 39 коллективных средства размещения специального назначения.
В последние годы введено в эксплуатацию 4 новых объекта туристской инфраструктуры (номерной фонд коллективных средств размещения при этом увеличился на 98 номеров (202 места).
В условиях растущего рынка туризм в Тульской области претендует на самостоятельную перспективную отрасль экономики региона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" создание благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предоставили полномочия по созданию условий для развития туризма органам местного самоуправления муниципальных образований.
Настоятельная необходимость законодательной и нормотворческой деятельности в области туризма на региональном уровне признается всеми субъектами Российской Федерации. Законы и другие нормативно-правовые акты в области туристской деятельности приняты в большинстве субъектов России.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты стратегии, концепции и комплексные целевые программы развития туризма.
Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности на территории Тульской области как составляющей единого туристского пространства Российской Федерации в настоящее время определяется следующими основными актами:
федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644;
Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года N 51;
Основной целью региональной политики в сфере туризма является формирование в Тульской области современного высокоэффективного конкурентоспособного туристского пространства, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей и гостей региона в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих основных задач: