ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 07 мая 2011 года N 1560-ЗТО

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ: Закон Тульской области от 18.10.2011 N 1659-ЗТО; НГР: ru71000201100459}

Принят
 Тульской областной Думой
 28 апреля 2011 года

Статья 1

Утвердить Программу социально-экономического развития Тульской области до 2015 года (прилагается).

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) Закон Тульской области от 28 февраля 2007 года N 801-ЗТО "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия, 2007, 7 марта);

2) Закон Тульской области от 18 декабря 2008 года N 1179-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия, 2008, 25 декабря);

3) Закон Тульской области от 28 февраля 2009 года N 1233-ЗТО "О внесении изменения в Закон Тульской области "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия, 2009, 5 марта);

4) статью 2 Закона Тульской области от 4 мая 2009 года N 1276-ЗТО "О внесении изменений в статью 8 Закона Тульской области "Об охране окружающей среды на территории Тульской области" и Закон Тульской области "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия, 2009, 7 мая).

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель
Тульской областной Думы
И.В. Панченко

Губернатор
Тульской области
В.Д. Дудка

Приложение

к Закону Тульской области

"О Программе социально-экономического

развития Тульской области до 2015 года"


ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА

Паспорт Программы


Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав (Основной Закон) Тульской области

Государственный заказчик Программы

Администрация Тульской области

Основной разработчик Программы

Администрация Тульской области

Основная цель и основные задачи Программы

Цель – обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества. В соответствии с поставленной целью Программой определены задачи по следующим сферам и направлениям: - государственное управление; - социальная сфера; - бюджетно-финансовая сфера; - строительство и инфраструктура; - производство и инновации; - инвестиции и предпринимательство; - экология

Сроки и этапы реализации Программы

I этап: 2011 – 2012 гг. II этап: 2013 – 2015 гг.

Исполнители Программы и основных мероприятий

Органы государственной власти Тульской области, органы местного самоуправления, заинтересованные предприятия и организации

Объемы и источники финансирования Программы

Средства бюджетов всех уровней на основании нормативных правовых актов о бюджетах. Внебюджетное финансирование осуществляется за счет собственных средств организаций

Система организации контроля за исполнением Программы

Администрация Тульской области контролирует своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение интенсивного сбалансированного развития Тульской области, характеризующегося стабильно растущей экономикой, эффективным функционированием социальных институтов, устойчивой общественно-политической ситуацией. В том числе планируется достижение следующих конечных результатов: - увеличение валового регионального продукта в 1,74 раза; - увеличение доходов населения в 1,7 раза; - увеличение объема отгруженной продукции организациями области в 1,71 раза; - увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,46 раза; - увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2,28 раза



1. Современное социально-экономическое положение и основные проблемы Тульской области

1.1. Основные показатели социально-экономического положения Тульской области

Тульская область (далее – область) образована 26 сентября 1937 года.

Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон. Граничит на севере и северо-востоке – с Московской, на востоке – с Рязанской, на юго-востоке и юге – с Липецкой, на юге и юго-западе – с Орловской, на западе и северо-западе – с Калужской областями.

Занимает площадь 25,7 тыс. кв. километров (0,15 процента территории России). Наибольшая протяженность территории области с севера на юг – 200 километров, с запада на восток – 190 километров.

Административный центр области – город Тула. Год основания – 1146. В области 19 городов, в том числе крупные города – Тула, Новомосковск, Алексин, Щекино, Узловая и Ефремов, 25 рабочих поселков, 3433 сельских населенных пункта. Численность населения на 1 января 2010 года – 1540,4 тыс. человек, в том числе городское – 80 процентов, что говорит о высоком уровне урбанизации области. Плотность населения на начало 2010 года составляла 59,9 чел. на кв. км. В национальном составе населения области преобладают русские.

В состав области входит 175 муниципальных образований (МО), в том числе 5 городских округов и 22 муниципальных района. В составе муниципальных районов – 39 городских поселений и 109 сельских поселений.

Исторически сложившаяся в области специализация – производство машиностроительной, химической и металлургической продукции, которая составляет более 64 процентов всей промышленной продукции области. Характерной чертой промышленного комплекса области является высокая степень диверсификации и весомая концентрация предприятий оборонно-промышленного комплекса.

По уровню социально-экономического развития область входит в группу регионов страны со средним уровнем развития. По оценке Минрегиона России, по интегральному показателю, включающему численность населения, объем валового регионального продукта (ВРП) и налоговых поступлений в федеральный бюджет страны, область в 2008 году занимала 37 место в России.

Область располагает развитой транспортной сетью, по которой осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Территорию области пересекают важные стратегические автомобильные дороги федерального значения: М-2 "Крым", М-4 "Дон", Р-132 "Калуга – Тула – Михайлов – Рязань", Р-92 "Калуга – Перемышль – Белев – Орел". Крупные железнодорожные магистрали связывают Тулу с другими областями России и странами ближнего и дальнего зарубежья.

Выгодное географическое расположение, наличие природных богатств, топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель, мощного промышленного комплекса, высокого научно-технического, а также значительного туристского потенциала позволяют рассматривать область как один из перспективных ареалов экономического роста Центрального федерального округа России.

1.1.1. Население и трудовые ресурсы

Область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией, что связано, в первую очередь, с проблемой стареющего населения области. Доля населения в возрасте старше 55 лет составляет более 30 процентов от общей численности населения. Удельный вес населения пенсионного возраста в области на начало 2010 года составил 27,4 процента, что существенно превышает показатели по Российской Федерации – 21,6 процента и по Центральному федеральному округу – 24,4 процента. За период с 2003 по 2009 год численность жителей области сократилась на 7,8 процента. Сокращение численности населения области, в том числе его трудоспособной части, происходит в основном за счет естественной убыли. Естественная убыль обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2 раза (в Российской Федерации – в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе – в 1,4 раза).

Численность населения области на начало 2010 года составила 1540,4 тыс. человек (таблица 1.1.1.1) и сократилась за период с 2003 по 2009 год на 129,4 тыс. человек.

Таблица 1.1.1.1

Основные демографические показатели


Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. (оценка)

Численность постоянного населения (на 1 января), тыс. чел., в том числе:

1580,5

1566,3

1553,1

1540,4

Городское население, %

80

80

80

79,9

Сельское население, %

20

20

20

20,1

Родившихся, тыс. чел.

13,2

14,1

14,8

14,5

Умерших, тыс. чел.

32,1

31,9

30,0

29,1

Младенческая смертность, на 1 000 родившихся живыми

9,4

7,4

7,6

6,0

Естественный прирост ("-" убыль), тыс. чел.

-18,9

-17,7

-15,2

-14,6

Коэффициент естественного прироста ("-" убыли), чел. на 1 000 населения

- 12,0

-11,4

-9,9

-10,0

Коэффициент миграционного прироста, чел. на 10 000 населения

25,4

23,0

15,9

8,5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

65,0

65,4

66,7

67,5



С 2005 года отмечается стабилизация ситуации, а с 2008 года –устойчивое улучшение показателей демографического развития области.

В 2009 году по сравнению с 2005 годом число родившихся увеличилось на 17,2 процента (по России – на 20,8 процента), уменьшились показатели общей смертности на 15,3 процента (по России – на 12,6 процента), младенческой смертности – на 19,5 процента (по России – на 11,2 процента). Уровень младенческой смертности в 2005 – 2009 гг. уменьшился с 10,9 на 1000 родившихся до 7,6 на 1000 родившихся (по России – с 11 детей на 1000 родившихся до 8,2 на 1000 родившихся соответственно).

Ожидаемая продолжительность жизни в 2009 г. составила 66,69 года (по России – 68,67 года).

Неблагоприятное демографическое развитие отражается на трудовом потенциале области. Серьезной проблемой является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте (таблица 1.1.1.2).

Таблица 1.1.1.2

Показатели смертности населения в трудоспособном возрасте


Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. (оценка)

Число умерших – всего, тыс. чел.

32,1

31,9

30,0

29,1

на 1000 человек населения

20,4

20,4

19,4

18,3

в том числе:

в трудоспособном возрасте – всего, тыс. чел.

9,1

8,8

7,7

6,7

на 1000 человек населения соответствующего возраста

9,6

9,4

8,3

7,3



Основными причинами смертности в трудоспособном возрасте являются заболевания системы кровообращения, высокий показатель смертности от онкологических заболеваний, внешних причин.

В то же время следует отметить снижение показателей смертности населения от управляемых причин как одной из составляющих демографических процессов. Снизилась смертность от болезней органов кровообращения на 4,1 процента, от травм – на 12,2 процента, в т.ч. в результате ДТП – на 15,6 процента.

Миграционное движение населения области характеризуется снижением сальдо миграции, которое на протяжении ряда лет сохраняет положительные значения (таблица 1.1.1.3).

Таблица 1.1.1.3

Миграционное движение населения области (внешние для области)


Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Прибыло в область – всего, чел.

13018

12830

10663

в том числе:

из других областей России

7089

7045

5738

из других стран

5929

5785

4925

Выбыло из области – всего, чел.

9021

9238

8211

в том числе:

в другие области России

8700

8916

7973

в другие страны

321

322

238

Сальдо миграции, чел.

+3997

+3592

+2452

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»