ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
от 07 мая 2011 года N 1560-ЗТО
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ: Закон Тульской области от 18.10.2011 N 1659-ЗТО; НГР: ru71000201100459}
Принят
Тульской областной Думой
28 апреля 2011 года
Статья 1
Утвердить Программу социально-экономического развития Тульской области до 2015 года (прилагается).
Статья 2
Признать утратившими силу:
1) Закон Тульской области от 28 февраля 2007 года N 801-ЗТО "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия, 2007, 7 марта);
2) Закон Тульской области от 18 декабря 2008 года N 1179-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия, 2008, 25 декабря);
3) Закон Тульской области от 28 февраля 2009 года N 1233-ЗТО "О внесении изменения в Закон Тульской области "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия, 2009, 5 марта);
4) статью 2 Закона Тульской области от 4 мая 2009 года N 1276-ЗТО "О внесении изменений в статью 8 Закона Тульской области "Об охране окружающей среды на территории Тульской области" и Закон Тульской области "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия, 2009, 7 мая).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Тульской областной Думы
И.В. Панченко
Губернатор
Тульской области
В.Д. Дудка
к Закону Тульской области
"О Программе социально-экономического
развития Тульской области до 2015 года"
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА
Наименование Программы | Программа социально-экономического развития Тульской области до 2015 года (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав (Основной Закон) Тульской области |
Государственный заказчик Программы | Администрация Тульской области |
Основной разработчик Программы | Администрация Тульской области |
Основная цель и основные задачи Программы | Цель – обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества. В соответствии с поставленной целью Программой определены задачи по следующим сферам и направлениям: - государственное управление; - социальная сфера; - бюджетно-финансовая сфера; - строительство и инфраструктура; - производство и инновации; - инвестиции и предпринимательство; - экология |
Сроки и этапы реализации Программы | I этап: 2011 – 2012 гг. II этап: 2013 – 2015 гг. |
Исполнители Программы и основных мероприятий | Органы государственной власти Тульской области, органы местного самоуправления, заинтересованные предприятия и организации |
Объемы и источники финансирования Программы | Средства бюджетов всех уровней на основании нормативных правовых актов о бюджетах. Внебюджетное финансирование осуществляется за счет собственных средств организаций |
Система организации контроля за исполнением Программы | Администрация Тульской области контролирует своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Обеспечение интенсивного сбалансированного развития Тульской области, характеризующегося стабильно растущей экономикой, эффективным функционированием социальных институтов, устойчивой общественно-политической ситуацией. В том числе планируется достижение следующих конечных результатов: - увеличение валового регионального продукта в 1,74 раза; - увеличение доходов населения в 1,7 раза; - увеличение объема отгруженной продукции организациями области в 1,71 раза; - увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,46 раза; - увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2,28 раза |
1. Современное социально-экономическое положение и основные проблемы Тульской области
1.1. Основные показатели социально-экономического положения Тульской области
Тульская область (далее – область) образована 26 сентября 1937 года.
Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон. Граничит на севере и северо-востоке – с Московской, на востоке – с Рязанской, на юго-востоке и юге – с Липецкой, на юге и юго-западе – с Орловской, на западе и северо-западе – с Калужской областями.
Занимает площадь 25,7 тыс. кв. километров (0,15 процента территории России). Наибольшая протяженность территории области с севера на юг – 200 километров, с запада на восток – 190 километров.
Административный центр области – город Тула. Год основания – 1146. В области 19 городов, в том числе крупные города – Тула, Новомосковск, Алексин, Щекино, Узловая и Ефремов, 25 рабочих поселков, 3433 сельских населенных пункта. Численность населения на 1 января 2010 года – 1540,4 тыс. человек, в том числе городское – 80 процентов, что говорит о высоком уровне урбанизации области. Плотность населения на начало 2010 года составляла 59,9 чел. на кв. км. В национальном составе населения области преобладают русские.
В состав области входит 175 муниципальных образований (МО), в том числе 5 городских округов и 22 муниципальных района. В составе муниципальных районов – 39 городских поселений и 109 сельских поселений.
Исторически сложившаяся в области специализация – производство машиностроительной, химической и металлургической продукции, которая составляет более 64 процентов всей промышленной продукции области. Характерной чертой промышленного комплекса области является высокая степень диверсификации и весомая концентрация предприятий оборонно-промышленного комплекса.
По уровню социально-экономического развития область входит в группу регионов страны со средним уровнем развития. По оценке Минрегиона России, по интегральному показателю, включающему численность населения, объем валового регионального продукта (ВРП) и налоговых поступлений в федеральный бюджет страны, область в 2008 году занимала 37 место в России.
Область располагает развитой транспортной сетью, по которой осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Территорию области пересекают важные стратегические автомобильные дороги федерального значения: М-2 "Крым", М-4 "Дон", Р-132 "Калуга – Тула – Михайлов – Рязань", Р-92 "Калуга – Перемышль – Белев – Орел". Крупные железнодорожные магистрали связывают Тулу с другими областями России и странами ближнего и дальнего зарубежья.
Выгодное географическое расположение, наличие природных богатств, топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель, мощного промышленного комплекса, высокого научно-технического, а также значительного туристского потенциала позволяют рассматривать область как один из перспективных ареалов экономического роста Центрального федерального округа России.
1.1.1. Население и трудовые ресурсы
Область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией, что связано, в первую очередь, с проблемой стареющего населения области. Доля населения в возрасте старше 55 лет составляет более 30 процентов от общей численности населения. Удельный вес населения пенсионного возраста в области на начало 2010 года составил 27,4 процента, что существенно превышает показатели по Российской Федерации – 21,6 процента и по Центральному федеральному округу – 24,4 процента. За период с 2003 по 2009 год численность жителей области сократилась на 7,8 процента. Сокращение численности населения области, в том числе его трудоспособной части, происходит в основном за счет естественной убыли. Естественная убыль обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2 раза (в Российской Федерации – в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе – в 1,4 раза).
Численность населения области на начало 2010 года составила 1540,4 тыс. человек (таблица 1.1.1.1) и сократилась за период с 2003 по 2009 год на 129,4 тыс. человек.
Основные демографические показатели
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. (оценка) | |
Численность постоянного населения (на 1 января), тыс. чел., в том числе: | 1580,5 | 1566,3 | 1553,1 | 1540,4 | |
Городское население, % | 80 | 80 | 80 | 79,9 | |
Сельское население, % | 20 | 20 | 20 | 20,1 | |
Родившихся, тыс. чел. | 13,2 | 14,1 | 14,8 | 14,5 | |
Умерших, тыс. чел. | 32,1 | 31,9 | 30,0 | 29,1 | |
Младенческая смертность, на 1 000 родившихся живыми | 9,4 | 7,4 | 7,6 | 6,0 | |
Естественный прирост ("-" убыль), тыс. чел. | -18,9 | -17,7 | -15,2 | -14,6 | |
Коэффициент естественного прироста ("-" убыли), чел. на 1 000 населения | - 12,0 | -11,4 | -9,9 | -10,0 | |
Коэффициент миграционного прироста, чел. на 10 000 населения | 25,4 | 23,0 | 15,9 | 8,5 | |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | 65,0 | 65,4 | 66,7 | 67,5 |
С 2005 года отмечается стабилизация ситуации, а с 2008 года –устойчивое улучшение показателей демографического развития области.
В 2009 году по сравнению с 2005 годом число родившихся увеличилось на 17,2 процента (по России – на 20,8 процента), уменьшились показатели общей смертности на 15,3 процента (по России – на 12,6 процента), младенческой смертности – на 19,5 процента (по России – на 11,2 процента). Уровень младенческой смертности в 2005 – 2009 гг. уменьшился с 10,9 на 1000 родившихся до 7,6 на 1000 родившихся (по России – с 11 детей на 1000 родившихся до 8,2 на 1000 родившихся соответственно).
Ожидаемая продолжительность жизни в 2009 г. составила 66,69 года (по России – 68,67 года).
Неблагоприятное демографическое развитие отражается на трудовом потенциале области. Серьезной проблемой является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте (таблица 1.1.1.2).
Показатели смертности населения в трудоспособном возрасте
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. (оценка) |
Число умерших – всего, тыс. чел. | 32,1 | 31,9 | 30,0 | 29,1 |
на 1000 человек населения | 20,4 | 20,4 | 19,4 | 18,3 |
в том числе: | ||||
в трудоспособном возрасте – всего, тыс. чел. | 9,1 | 8,8 | 7,7 | 6,7 |
на 1000 человек населения соответствующего возраста | 9,6 | 9,4 | 8,3 | 7,3 |
Основными причинами смертности в трудоспособном возрасте являются заболевания системы кровообращения, высокий показатель смертности от онкологических заболеваний, внешних причин.
В то же время следует отметить снижение показателей смертности населения от управляемых причин как одной из составляющих демографических процессов. Снизилась смертность от болезней органов кровообращения на 4,1 процента, от травм – на 12,2 процента, в т.ч. в результате ДТП – на 15,6 процента.
Миграционное движение населения области характеризуется снижением сальдо миграции, которое на протяжении ряда лет сохраняет положительные значения (таблица 1.1.1.3).
Миграционное движение населения области (внешние для области)
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Прибыло в область – всего, чел. | 13018 | 12830 | 10663 |
в том числе: | |||
из других областей России | 7089 | 7045 | 5738 |
из других стран | 5929 | 5785 | 4925 |
Выбыло из области – всего, чел. | 9021 | 9238 | 8211 |
в том числе: | |||
в другие области России | 8700 | 8916 | 7973 |
в другие страны | 321 | 322 | 238 |
Сальдо миграции, чел. | +3997 | +3592 | +2452 |