ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2015 года N 53-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.09.2014 N 368-П
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлениями Правительства Астраханской области от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области", от 08.10.2014 N 430-П "Об отдельных исполнительных органах государственной власти Астраханской области" Правительство Астраханской области
постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П "О государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области" изменение, изложив государственную программу "Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области", утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Астраханской области
от 20 февраля 2015 года N 53-П
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Паспорт государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области"
Наименование государственной программы | государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области" (далее - государственная программа) |
Основание для разработки государственной программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Постановление Правительства Астраханской области от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области", Распоряжение Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области" |
Основной разработчик государственной программы | министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
Государственный заказчик - координатор государственной программы | министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
Государственный заказчик (государственные заказчики) | министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
Исполнители государственной программы | министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы (в том числе ведомственные целевые программы, входящие в состав государственной программы) | - подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Астраханской области"; - подпрограмма "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области"; - ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки по развитию сельскохозяйственного производства в Астраханской области"; - ведомственная целевая программа "Экономически значимая региональная программа развития растениеводства и перерабатывающей промышленности в Астраханской области"; - ведомственная целевая программа "Экономически значимая региональная программа создания и развития сети оптовых распределительных центров в Астраханской области"; - ведомственная целевая программа "Экономически значимая региональная программа развития высокотехнологичного производства овощей в защищенном грунте в Астраханской области"; - ведомственная целевая программа "Повышение эффективности государственного управления в сфере сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области" |
Цели государственной программы | - повышение качества жизни сельского населения Астраханской области путем улучшения инфраструктурного обустройства сельских территорий; - увеличение объемов производства и повышение качества сельскохозяйственной продукции, производимой в Астраханской области, для обеспечения продовольственной безопасности Астраханской области |
Задачи государственной программы | - улучшение условий жизнедеятельности в сельской местности Астраханской области; - стимулирование роста производства растениеводческой продукции на мелиорируемых землях сельскохозяйственного назначения Астраханской области; - стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных Астраханской области |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) увеличится с 101.3% в 2013 году до 101.7% в 2020 году; - индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства увеличится с 91.3% в 2013 году до 105% в 2020 году |
Сроки и этапы реализации государственной программы | с 2015 по 2020 год, этапы реализации государственной программы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований и источники финансирования государственной программы (в том числе по подпрограммам) | Объемы финансирования государственной программы за 2015 - 2020 годы за счет всех источников финансирования составляют 40896109.6 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 5438515.1 тыс. рублей; - бюджет Астраханской области - 5369450.7 тыс. рублей; - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 171322.9 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 29916820.9 тыс. рублей. В том числе по годам: в 2015 году за счет всех источников финансирования - 5613157.0 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 768585.3 тыс. рублей; - бюджет Астраханской области - 831903.0 тыс. рублей; - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 5172.6 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 4007496.0 тыс. рублей. В 2016 году за счет всех источников финансирования - 7501883.2 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 695900.9 тыс. рублей; - бюджет Астраханской области - 710935.2 тыс. рублей; - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 3275.2 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 6091772.0 тыс. рублей. В 2017 году за счет всех источников финансирования - 3485386.0 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 645642.1 тыс. рублей; - бюджет Астраханской области - 694513.2 тыс. рублей; - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 7702.7 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 2137528.0 тыс. рублей. В 2018 году за счет всех источников финансирования - 7557686.5 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 1037657.5 тыс. рублей; - бюджет Астраханской области - 1020681.4 тыс. рублей; - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 57147.6 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 5442200.0 тыс. рублей. В 2019 году за счет всех источников финансирования - 8039933,8 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 1264689,3 тыс. рублей; - бюджет Астраханской области - 975571.4 тыс. рублей; - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 54713.3 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 5744959.8 тыс. рублей. В 2020 году за счет всех источников финансирования - 8698063.2 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 1026040.0 тыс. рублей; - бюджет Астраханской области - 1135846.6 тыс. рублей; - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 43311.5 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 6492865.1 тыс. рублей. Объем ресурсного обеспечения государственной программы за весь период реализации составит: подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Астраханской области" за счет всех источников финансирования - 3913343.6 тыс. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 1872387.1 тыс. рублей; - бюджет Астраханской области - 1617587.6 тыс. рублей; - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 171322.9 тыс. рублей; - внебюджетные средства - 252046.0 тыс. рублей; подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области" за счет всех источников финансирования - 5456400.0 тыс. рублей, в том числе: - из федерального бюджета - 1662920.0 тыс. рублей; - из бюджета Астраханской области - 128400.0 тыс. рублей; - из внебюджетных источников - 3665080.0 тыс. рублей; ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки по развитию сельскохозяйственного производства в Астраханской области" за счет всех источников финансирования - 3566745.0 тыс. рублей, в том числе: - из федерального бюджета - 1888983.9 тыс. рублей; - из бюджета Астраханской области - 1677761.1 тыс. рублей; ведомственной целевой программы "Экономически значимая региональная программа создания и развития сети оптовых распределительных центров в Астраханской области" за счет всех источников финансирования - 2698136.3 тыс. рублей, в том числе: - из бюджета Астраханской области - 185768.6 тыс. рублей; - из внебюджетных источников - 2512367.7 тыс. рублей; ведомственной целевой программы "Экономически значимая региональная программа развития растениеводства и перерабатывающей промышленности в Астраханской области" за счет всех источников финансирования - 1683469.9 тыс. рублей, в том числе: - из бюджета Астраханской области - 280459.4 тыс. рублей; - из внебюджетных источников - 1403010.5 тыс. рублей; ведомственной целевой программы "Экономически значимая региональная программа развития высокотехнологичного производства овощей в защищенном грунте в Астраханской области" за счет всех источников финансирования - 22889316.7 тыс. рублей, в том числе: - из бюджета Астраханской области - 805000.0 тыс. рублей; - из внебюджетных источников - 22084316.7 тыс. рублей; ведомственной целевой программы "Повышение эффективности государственного управления в сфере сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области" за счет всех источников финансирования - 688698.2 тыс. рублей, в том числе: - из федерального бюджета - 14224.1 тыс. рублей; - из бюджета Астраханской области - 674474.1 тыс. рублей. Объемы финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета, бюджета Астраханской области и местных бюджетов могут ежегодно корректироваться при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | В результате реализации программных мероприятий к 2020 году увеличится: - средний уровень обеспеченности граждан жильем и объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, от общего числа нуждающегося населения до 5.62%; - доля граждан, улучшивших жилищные условия в рамках государственной программы, от общего числа нуждающегося в улучшении жилищных условий населения до 3.3%; - ввод (приобретение) жилья общей площадью 48.18 тыс. кв. м; - средний уровень обеспеченности граждан объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, до 6.43%; - доля граждан, участвующих в пилотном проекте комплексной компактной застройки и грантовой поддержки на реализацию социальных инициатив, от заявившихся до 94%; - охват граждан, участвующих в социальных проектах, до 375 человек; - прирост объема производства продукции растениеводства на мелиорируемых землях сельскохозяйственного назначения за счет реализации мероприятий государственной программы на 176%; - сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий до 3254; - общая площадь мелиорируемых земель за счет строительства новых, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта существующих гидромелиоративных систем на 31.1 тыс. га; - водообеспеченность земель сельскохозяйственного назначения для предотвращения их выбытия из сельскохозяйственного оборота на площади 17962 га; - площадь орошаемых земель с применением высокотехнологичных энерго-, водосберегающих технологий орошения, в том числе капельного метода, на 16 тыс. га; - площадь земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, защищенных и сохраненных от затопления, ветровой эрозии и опустынивания, а также вовлеченных в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий, за счет проведения культуртехнических работ на 60.9 тыс. га; - объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной во всех категориях хозяйств (в фактических ценах), до 42.6 млрд рублей; - индекс производства растениеводческой продукции (в сопоставимых ценах) до 101.2 % в год; - индекс производства животноводческой продукции (в сопоставимых ценах) до 102.5 % в год; - объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Сельское хозяйство" до 162.4 млн рублей в год; - количество крестьянских (фермерских) хозяйств "Начинающий фермер" до 27 единиц в год; - объем растениеводческой продукции, заложенной на хранение, до 180 тыс. тонн, в том числе прошедшей через предпродажную подготовку - до 145 тыс. тонн; - выручка от реализации растениеводческой продукции, заложенной на хранение, до 3493.5 млн рублей в год; - количество созданных дополнительных рабочих мест в ходе модернизации овощехранилищ и создания оптовых распределительных центров (далее - ОРЦ) (нарастающим итогом) до 60 единиц; - объем переработанной плодоовощной продукции в год до 80 тыс. тонн; - объем производства плодоовощных консервов до 96.2 м.у.б. в год; - площадь высокотехнологичных теплиц до 59.5 га; - объем производства овощной продукции в защищенном грунте до 34.7 тыс. т в год; - выручка от реализации овощной продукции защищенного грунта до 1927.6 млн рублей в год; - количество созданных дополнительных рабочих мест в ходе создания высокотехнологичных тепличных комплексов до 749 единиц; - объем производства валовой продукции растениеводства (в фактических ценах) до 24.4 млрд рублей; - объем производства валовой продукции животноводства (в фактических ценах) до 18.2 млрд рублей; - объем производства валовой рыбной продукции до 2.4 млрд рублей; - прирост валового объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции до 106% |
Система организации контроля за исполнением государственной программы | Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляет отчеты о ходе реализации государственной программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме, а также ежегодный отчет до 1 февраля года, следующего за отчетным, в министерство экономического развития Астраханской области |
1. Общие положения, основание для разработки государственной программы
Государственная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", от 12.10.2013 N 922 "О федеральной целевой программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", Постановлениями Правительства Астраханской области от 18.04.2008 N 169-П "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", от 24.03.2014 N 80-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области", Распоряжением Правительства Астраханской области от 15.05.2014 N 197-Пр "О перечне государственных программ Астраханской области".
Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства Астраханской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, а также показатели их результативности.
Основные мероприятия государственной программы предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих продовольственную независимость региона и страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса (далее - АПК) на основе его модернизации, перехода к инновационной модели функционирования и устойчивого развития сельских территорий региона.
Государственная программа структурирует принимаемые меры в рамках подпрограмм и ведомственных целевых программ, детализируя расходы по принципу программно-проектного финансирования.
Государственная программа включает в себя подпрограммы: "Устойчивое развитие сельских территорий Астраханской области" и "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области", ведомственные целевые программы: "Оказание государственной поддержки по развитию сельскохозяйственного производства в Астраханской области", "Экономически значимая региональная программа развития растениеводства и перерабатывающей промышленности в Астраханской области", "Экономически значимая региональная программа создания и развития сети оптовых распределительных центров в Астраханской области", "Экономически значимая региональная программа развития высокотехнологичного производства овощей в защищенном грунте в Астраханской области" и "Повышение эффективности государственного управления в сфере сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области".
Данные программы направлены на реализацию ряда инвестиционных проектов, которые позволят с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) существенно повысить конкурентоспособность астраханской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществить импортозамещение, увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции, а также повысить рентабельность производства и инвестиционную привлекательность региона.
Отрасль растениеводства является приоритетной в развитии агропромышленного комплекса региона. В целях ее эффективного развития государственная программа предусматривает реализацию ряда экономически значимых региональных программ, в рамках которых за счет более эффективного использования орошаемых земель, внедрения новых высокоурожайных технологий, современной высокотехнологичной почвообрабатывающей и уборочной техники планируется дальнейшая модернизация (перевооружение) производственных мощностей и организация рынков сбыта.
2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы. Обоснование включения в состав государственной программы подпрограмм
В Астраханской области развитие АПК рассматривается как одно из важнейших направлений развития территории. В последние годы, являясь ключевым элементом социально-экономического развития региона, отрасль динамично развивается. Современное агропромышленное производство области представляет собой многоукладную сельскую экономику, включающую в себя как крупные хозяйствующие субъекты, так и малые формы хозяйствования. Сельскохозяйственный кластер включает в себя 107 сельскохозяйственных предприятий (далее - СХП), 2945 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х), 110 тыс. личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), 660 садоводческих обществ, 56 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПК), которые осуществляют свою деятельность на территории 11 муниципальных образований области.
В последние годы АПК области сохраняет ведущие позиции в экономике региона и доказательство тому - опережающие среднероссийские темпы роста валовой продукции сельского хозяйства Астраханской области. Уверенно отрасль наращивает и долю производства в общем объеме валового регионального продукта (далее - ВРП).
За последние 10 лет, в период реализации национального проекта и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2013 годы, обеспечен рост объема производства сельскохозяйственной продукции в денежном выражении более чем в 4.5 раза - с 6 до 28.2 млрд рублей. Среднегодовой темп роста объема валовой сельскохозяйственной продукции составил 109%, в том числе по растениеводству - 112.5% и животноводству - 104.6%, доля отрасли в ВРП достигла 12% (2004 год - 10.5%).
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет совершенствования системы налогообложения и механизма финансового оздоровления
Несмотря на динамичное развитие отрасли и полученные ее субъектами положительные результаты, в последние годы наблюдается ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продолжающаяся тенденция банкротства СХП приводит к деградации производственного и природно-экологического потенциала. Следует отметить, что за период 2008 - 2013 годов ликвидировано более 20 СХП, что негативно отражается на социально-экономическом развитии сельских территорий Астраханской области. По итогам 2013 года убыток СХП от производства составил 246 млн рублей.
Еще одним отрицательным фактором является рост обязательств, суммарная задолженность которых достигла 866 млн рублей. Наибольший удельный вес (83%) приходится на задолженность перед поставщиками и подрядчиками за корма и электроэнергию. Источником финансовых ресурсов для сельскохозяйственного производства стали принятые долгосрочные и краткосрочные обязательства по предоставленным кредитам и займам на сумму 1020 млн рублей. Основную долю составляют долгосрочные обязательства (около 70%). Кроме того, задолженность сельскохозяйственных предприятий перед бюджетом Астраханской области и внебюджетными фондами увеличилась почти в 10 раз к уровню 2008 года и составила более 61 млн рублей, по лизинговым платежам - около 150 млн рублей. Дебиторская задолженность СХП уменьшилась на 23% и достигла 285 млн рублей.
Вместе с тем за период 2008 - 2013 годов сельскохозяйственными организациями инвестировано в отрасль собственных и привлеченных средств около 2 млрд рублей, в т.ч. на приобретение основных средств - более 500 млн рублей.
Росту сельскохозяйственного производства и стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных предприятий способствует оказываемая государственная поддержка из бюджетов всех уровней. Так, за последние 5 лет среднегодовой уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом государственной поддержки составил 2.3%, что на 8.2 процентных пункта выше, чем без государственной поддержки, несмотря на то, что удельный вес государственной поддержки СХП в общей сумме выручки от продажи товаров, продукции (работ и услуг) сократился с 10.5% в 2008 году до 8.3% в 2013 году. Так, в 2013 году рентабельность без государственной поддержки составила минус 13.6%, а с учетом государственной поддержки - минус 6.8%.
Не менее сложная ситуация складывается и в работе К(Ф)Х. Законодательство Российской Федерации в части налогообложения и условий кредитования способствовало закрытию К(Ф)Х. Так, в 2013 году всего было закрыто более 300 К(Ф)Х, в том числе в Приволжском районе - 43, Черноярском районе - 90, Харабалинском районе - 70 хозяйств.
Действующая налоговая система не в полной мере учитывает специфику сельского хозяйства. В 2013 году в Едином государственном реестре юридических лиц на территории Астраханской области зарегистрировано 2945 К(Ф)Х, из них плательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) являются 1835 хозяйств или 60% от общего количества зарегистрированных.
Косвенная поддержка государства через льготное налогообложение в виде ЕСХН оказалась востребованной частично. Причинами этого являются, прежде всего, жесткие параметры сохранения права на применение данной системы налогообложения, а отсутствие права на возмещение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) окончательно теряет все преимущества данной системы. В период модернизации производства (приобретение новой техники, закупка скота, строительство и реконструкция) невозмещение НДС ложится дополнительной финансовой нагрузкой на окупаемость проектов.
Земля является главным фактором производства в сельском хозяйстве. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ставки на земельный налог устанавливаются органами местного самоуправления. На территории Астраханской области размеры ставок земельного налога разными поселениями применяются в диапазоне от 0.1 до 2% кадастровой стоимости земли. Только в ряде поселений Ахтубинского района Астраханской области в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых древесно-кустарниковыми насаждениями, озерами, ериками, протоками, болотами, оврагами, дорогами общего пользования, применена ставка налога 0%.
Законодательством Астраханской области предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций отдельным категориям производителей сельскохозяйственной продукции с долей сельскохозяйственного производства 70%. Имущество К(Ф)Х, принадлежащее его членам на праве совместной собственности и, как правило, используемое для производства сельскохозяйственной продукции, попадает под обложение налогом на имущество физических лиц.
На работодателя при выплате заработной платы наемным работникам возлагается обязанность по исчислению, перечислению в бюджет и внебюджетные фонды налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и социальных выплат во внебюджетные фонды, которые с 2013 года выросли с 20.2 до 27.1% и послужили основной причиной для закрытия многих хозяйств.
Таким образом, разнообразные виды взимаемых налогов становятся тяжелым финансовым бременем для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
На территории Астраханской области для инвестиционной привлекательности предприятий приняты законы Астраханской области от 16.11.2009 N 83/2009-ОЗ "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков", от 13.04.2011 N 17/2011-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Астраханской области", предусматривающие льготирование ставок налогов на прибыль и на имущество организаций.
В мероприятиях по совершенствованию системы налогообложения аграрного бизнеса необходимо создание единого налогового поля с налоговыми преференциями для привлечения инвестиций в аграрный сектор и улучшения существующего инвестиционного климата.
Немаловажную роль в сохранении финансовой устойчивости АПК и в целях предотвращения массового банкротства сельскохозяйственных организаций с 2002 года сыграло принятие Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", который дал возможность реструктуризации кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий.
На территории Астраханской области в 2004 году 76 хозяйств вошли в состав участников программы финансового оздоровления с суммой реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и прочим кредиторам в размере 238 млн рублей, в том числе по пеням и штрафам - 137.8 млн рублей.
К началу 2014 года в программе финансового оздоровления осталось 21 хозяйство с общей суммой реструктуризированной задолженности в размере 20 млн рублей, в том числе по пеням и штрафам - 8 млн рублей. С начала действия программы финансового оздоровления с 40 хозяйствами были расторгнуты соглашения о реструктуризации долгов из-за невыполнения условий реструктуризации (банкротство, ликвидация, несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств) на общую сумму 82 млн рублей. И только 15 хозяйств завершили реструктуризацию в связи с выполнением условий соглашения на общую сумму 28 млн рублей. Всего за период реализации программы финансового оздоровления списание суммы по пеням и штрафам составило 108 млн рублей. Предприятия, вошедшие в программу, завершают ее в 2015 году. За период реализации Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (10 лет) ни одно предприятие не обратилось для включения в программу финансового оздоровления. Таким образом, программа финансового оздоровления не стала инструментом антикризисного управления для хозяйств.
В ходе реализации государственной программы в рамках заключенного Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Астраханской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы от 12.12.2012 N 2510/17 (далее - Соглашение) планируется обеспечить достижение показателя рентабельности сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий, который к 2020 году составит 0.3%, и среднегодового индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, который к 2020 году составит 104.5%.
Повышение доступности кредитов и управление рисками
Специфика АПК связана с сезонностью производства и в значительной степени зависит от кредитных ресурсов. В настоящее время основной проблемой развития аграрного производства в рыночных условиях является недоступность кредитных ресурсов для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как половина организаций являются убыточными, а малые формы хозяйствования не располагают ликвидным имуществом для обеспечения кредитных сделок. Действующий механизм кредитования ставит сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелые условия. Практика последних лет показывает, что рост процентных ставок по кредитам, ужесточение требований к залоговому обеспечению ведет к снижению объема кредитов, выданных основными операторами кредитования отрасли - АРФ ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "Сбербанк России". Так, объем кредитов, выданных в 2013 году, ниже уровня 2011 года на 36% (факт 2013 года - 2.3 млрд рублей по 4 тыс. договоров, факт 2011 года - 3.6 млрд рублей по 5 тыс. договоров). В связи с закредитованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей области, наличием высокой доли проблемной и просроченной задолженности, а также с оформлением пролонгации по более чем 40% кредитных договоров прошлого сезона кредитные организации отказывают в предоставлении новых кредитов. Кроме того, отмечается тенденция существенного снижения доли кредитных договоров, заключенных К(Ф)Х, и роста доли кредитных договоров, заключенных ЛПХ (в 2014 году доля кредитов ЛПХ достигла 91%). Такое изменение структуры получателей кредитов не позволяет в дальнейшем оценить эффективность предоставленной государственной поддержки.
На снижение объема кредитования повлияло в том числе и нововведение со стороны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в отношении субсидирования инвестиционных проектов. С 2012 года при получении инвестиционных кредитов на приобретение техники, оборудования, племенных животных, строительство, реконструкцию, модернизацию объектов АПК субсидирование за счет бюджетных средств возможно только после отбора комиссией по координации вопросов кредитования АПК, созданной при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - комиссия). Сложностью для сельскохозяйственных товаропроизводителей и для отрасли в целом является то, что при принятии решения комиссией учитывается целый ряд показателей, в том числе соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития АПК и целесообразность реализации инвестиционного проекта в регионе. Установленный порядок ведет к длительному сроку согласования проектов и не дает сельхозтоваропроизводителям уверенности в получении государственной поддержки.
Кроме того, за период 2012 - 2014 годов произошел значительный рост ставок по кредитам (с 10 до 14% и выше), в связи с чем заметно снижена эффективность субсидирования с государственной поддержкой, так как, по данным Центрального банка Российской Федерации, с сентября 2012 года размер ставки рефинансирования не изменялся и составляет 8.25%.
В целях повышения для субъектов малого и среднего предпринимательства доступности банковских кредитов, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность, на территории области действуют залоговые фонды на региональном и муниципальном уровнях.
Через региональный залоговый фонд предоставляется поручительство на необеспеченную часть обязательств субъекта малого и среднего предпринимательства по кредитному договору в размере не более 50% от суммы обязательств заемщика по кредитному договору. По итогам 2013 года при участии залогового фонда привлечено банковских кредитов по отрасли сельского хозяйства в размере 216 млн рублей, при этом сумма поручительства составила 100 млн рублей или 78% от общей суммы залогового портфеля (в 2011 году доля составляла около 100%).