ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2015 года N 104
г. Улан-Удэ


Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Реализация государственной национальной политики"

(с изменениями на 31 октября 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 13.11.2015 N 571, от 29.01.2016 N 22, от 02.08.2016 N 365, от 06.10.2016 N 467, от 10.04.2017 N 155, от 18.08.2017 N 416, от 30.05.2018 N 298, от 04.07.2018 N 363, от 25.03.2019 N 136, от 18.12.2019 N 675, от 19.02.2020 N 82, от 15.04.2020 N 202, от 26.02.2021 N 69, от 10.03.2022 N 102, от 31.03.2022 N 162, от 24.08.2022 N 513, от 05.06.2023 N 313, от 12.09.2023 N 545, от 27.02.2024 N 94, от 31.10.2024 N 620, с изм., внесенными Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.09.2020 N 595)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.02.2024 N 94)


1. Утвердить Государственную программу Республики Бурятия "Реализация государственной национальной политики" согласно приложению N 1.


(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.02.2024 N 94)


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 10.03.2022 N 102.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ



Приложение N 1
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 05.03.2015 N 104



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 27.02.2024 N 94, от 31.10.2024 N 620)




I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Реализация государственной национальной политики"

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.10.2024 N 620)




1. Оценка текущего состояния государственной национальной политики в Республике Бурятия


Многовековое межкультурное и межэтническое взаимодействие на исторической территории Российского государства сформировало уникальное культурное многообразие и духовную общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям.


Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.


Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений.


Республика Бурятия - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи 2020 года на территории Республики Бурятия зарегистрировано более 120 национальностей и этнических групп. Наиболее многочисленной национальностью в республике являются русские, численность которых составила 581764 человека. При этом доля русских в общей численности населения республики снизилась с 64,9% (630,8 тыс. человек) в 2010 году до 59,4% в 2020 году.


Второе место в республике по численности занимают буряты - 295273 человека, чья доля в общей численности населения республики растет с 29,5% в 2010 году до 30,1% в 2020 году. В республике проживают 64,1% всех бурят, проживающих в Российской Федерации.


В Республике Бурятия проживает 7311 представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - сойоты и эвенки.


В 2010 году численность сойот составляла 3579 человек, в 2020 году увеличилась на 737 человек и составила 4316 человек (в Российской Федерации - 4368 человек).


Также возросла в республике численность эвенков на 21 человека, с 2974 человек в 2010 году до 2995 человек в 2020 году. В целом в республике проживают 7,8% всех эвенков Российской Федерации.


В Республике Бурятия к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов относятся Баргузинское, Сувинское, Юбилейное сельские поселения в Баргузинском районе; Баунтовский эвенкийский район; улус Мыла в Закаменском районе; сельские поселения Дырен эвенкийское, Улюнхан эвенкийское, село Курумкан в Курумканском районе; Муйская сельская администрация в Муйском районе; Окинский район; Северо-Байкальский район (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р).


Основными видами традиционной хозяйственной деятельности являются охота, рыболовство, оленеводство, скотоводство, овцеводство, коневодство, собирательство, изготовление национальной атрибутики и сувенирной продукции, выделка кожи и меха, заготовка полуфабрикатов, древесины, добыча возобновляемых природных ресурсов.


Коренные народы региона в ходе длительного исторического взаимодействия и межэтнической интеграции не только сохранили свою этническую культуру, но и взаимообогатились элементами культуры друг друга, что явилось одним из факторов поддержания межнациональной стабильности в регионе.


Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России, имеющими в меньшей степени значение и для Республики Бурятия, являются:


слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при растущей значимости этнической и религиозной самоидентификации;


сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;


рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества.


Перечисленные проблемы хотя и имеют место быть в Республике Бурятия, но они здесь по-своему фокусируются и в целом менее остры в сравнении с общероссийскими показателями.


В целях реализации государственной национальной политики с 2015 года действует Государственная программа Республики Бурятия "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия" ("Реализация государственной национальной политики"), которая направлена на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности; сохранение взаимного уважения традиций и обычаев народов, проживающих в Республике Бурятия; формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России; развитие культуры межнационального общения, основанной на чувстве толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей; на создание в Республике Бурятия максимально благоприятных условий для соблюдения национальных интересов всех народов, проживающих на ее территории; обеспечение полноправного участия жителей республики в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики.


В оптимизации национальных отношений немаловажную роль играют такие институты гражданского общества, как национально-культурные общественные объединения. Наличие дееспособных, авторитетных общественных организаций и этнических общин является важным фактором эффективного решения вопросов межэтнических отношений в республике.


На сегодняшний день в республике действует около 2 тысяч общественных организаций, из них 85 национально-культурных общественных объединений: в т.ч. культурных центров - 8 (русских - 2, азербайджанский, еврейский, литовцев, старообрядческий, семейских - 2); землячеств - 11 (узбекское, тибетское, агинское, тункинское, кяхтинское, шэнэхэнское, баргузинское, качугское, азербайджанское, чувашей, таджиков); автономий - 13 (татарских (2), эвенков (2), поляков (1), корейцев (1), немцев (1), евреев - (2), азербайджанцев - (4)); движений - 2 (Всебурятская ассоциация развития культуры, Всероссийское созидательное движение "Русский Лад"); ассоциаций - 2 (Ассоциация землячеств Республики Бурятия, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия); диаспор - 3 (местная общественная организация "Таджикская диаспора г. Северобайкальск и Северо-Байкальского района", городская общественная организация "Афганская диаспора г. Улан-Удэ "Майхан", Региональная общественная организация "Казахская диаспора "Атамекен" (Отчизна)); иные - 2 (Региональная общественная организация "Ассоциация народов Бурятии "Дом Дружбы", Региональная общественная организация "Буряад соел" (Бурятская культура)).


В Республике Бурятия зарегистрировано 42 семейно-родовых общины и 6 общественных организаций: общественная организация Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия, общественная организация Центр развития эвенкийской культуры "Хэглэн", общественная организация Союз общин коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия, местная общественная организация "Творческий центр сойотов" Тункинского района, местная общественная организация национально-культурная автономия эвенков г. Улан-Удэ, местная общественная организация национально-культурная автономия эвенков Республики Бурятия.


Основной деятельностью всех организаций является защита прав коренных малочисленных народов и их общин, сохранение и развитие традиций, культуры, языка, традиционной хозяйственной деятельности и образа жизни. Активное участие принимают их представители в общественной и этнокультурной жизни республики, становятся инициаторами многих как республиканских, так и межрегиональных проектов - фестиваль им. В.С.Гончикова, конкурсы "Гарпалин-Синилгэн", "Искры семейного очага" и др.


Кроме того, в настоящий момент на территории Республики Бурятия зарегистрированы и действуют 19 казачьих обществ, 4 общественные казачьи организации, 1 региональное отделение политической партии "Казачья партия Российской Федерации".


Созданные межнациональные общественные объединения, такие как Региональная общественная организация "Дом дружбы народов Республики Бурятия", национально-культурные объединения, и их лидеры активно вовлекаются и принимают участие в мероприятиях по реализации государственной национальной политики.


Традиционно ключевыми, опорными мероприятиями национальной политики являются массовые этнокультурные мероприятия - праздники, фестивали, конференции. Здесь жители Бурятии имеют возможность приобщиться к своей традиционной культуре, узнать культуру соседствующих народов.


Реализация государственной национальной политики в Республике Бурятия обеспечивается в рамках межведомственного взаимодействия органов власти Республики Бурятия, территориальных органов федеральных органов власти и органов местного самоуправления. В целях координации деятельности органов государственной власти, постоянного диалога с представителями национально-культурных общественных объединений создан Совет национальностей при Главе Республики Бурятия.


Важной задачей является повышение квалификации и компетентности кадров системы управления, учреждений образования, культуры, молодежной политики и средств массовой информации в вопросах этнокультурного развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.


Принимая во внимание, что одной из наиболее важных целевых групп является молодежь как будущие граждане страны, ключевая роль в вопросах формирования межэтнического согласия отводится республиканским учреждениям образования и культуры. С этой целью в республике проводится активная работа по развитию поликультурной модели образования, направленной на формирование общероссийской гражданской идентичности; воспитанию молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей всех народов, проживающих в Республике Бурятия; повышению роли гуманитарного направления в образовательном процессе, разработке учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации; созданию правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках.


К числу факторов, оказывающих значительное влияние на состояние межэтнических отношений в республике, относится миграция.


Количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и месту проживания на территории Республики Бурятия за 2022 год составило 61986, рост по сравнению с прошлым годом 69,6%. Первично поставлено на миграционный учет по месту пребывания 30060 (+91,3%) иностранных граждан и лиц без гражданства, из них с целью осуществления трудовой деятельности прибыло 14898 чел. (49,56%).


Из числа первично поставленных на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан, прибывших в республику, большинством являются граждане стран СНГ - 14900 (49,56%), из которых граждане Узбекистана - 10025 (67,25 от граждан СНГ и 33,34% от общего числа иностранных граждан). Кроме того, значительное количество граждан прибыло из Монголии - 10189 (33,89%), КНР - 2250 (7,48%).


В современных условиях территориальная мобильность населения становится необходимым условием качественного социально-экономического развития любой территории. В Республике Бурятия, численность населения которой продолжает снижаться, приток трудовых мигрантов необходим для обеспечения экономического роста. В то же время увеличение миграционного притока из стран ближнего и дальнего зарубежья при высоком уровне безработицы способствует росту социальной напряженности на рынке труда, изменению этнического состава населения республики и может привести к некоторой дестабилизации устоявшегося межэтнического согласия народов республики.


Поэтому миграционная ситуация находится в центре внимания руководства республики, Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Бурятия, осуществляющего должный учет и контроль за передвижениями мигрантов.


К ведущим механизмам обеспечения общественно-политического спокойствия относятся активная работа Комитета по межнациональным отношениям Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия по созданию национально-культурных объединений и содействию их деятельности, направленной на сохранение и развитие этнокультурного разнообразия региона. Для решения данной задачи осуществляется тесное взаимодействие с руководителями национально-культурных центров, проводятся этнокультурные мероприятия и другие социально значимые акции республиканского и муниципального уровней, осуществляется систематическое общение с неформальными лидерами и членами диаспор. Тем не менее вопросы взаимодействия с мигрантским сообществом нуждаются в постоянном мониторинге.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»