ГЛАВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 июля 2015 года N 321-рг


[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГЛАВЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 28 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. N 49-РГ]


Изложить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Чувашской Республике (2013 - 2018 годы)", утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики от 28 февраля 2013 года N 49-рг (с изменением, внесенным распоряжением Главы Чувашской Республики от 13 мая 2014 года N 186-рг), в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

Временно исполняющий обязанности
Главы Чувашской Республики
М.ИГНАТЬЕВ

г. Чебоксары

2 июля 2015 года

N 321-рг




Приложение
к распоряжению
Главы Чувашской Республики
от 02.07.2015 N 321-рг

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Чувашской Республике (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить максимальную доступность и качество услуг в сфере социального обслуживания населения посредством повышения эффективности предоставления их населению, в том числе в связи с переходом на "эффективный контракт".

В целях обеспечения максимально возможной доступности гражданам, проживающим в Чувашской Республике, получения социальных услуг, отвечающих современным требованиям, необходимы мероприятия по модернизации системы социального обслуживания с учетом изменения федеральной правовой базы, социально-экономических и демографических факторов, а также путем решения кадровых проблем отрасли.

В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо разработать комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Совершенствование системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан.

"Дорожная карта" предусматривает следующие мероприятия:

актуализация нормативно-правовой базы Чувашской Республики с учетом изменения федерального законодательства;

осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг, в том числе путем создания общественных советов при организациях социального обслуживания;

укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания Чувашской Республики и сокращение очереди на предоставление социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения стационарных организаций социального обслуживания граждан в Чувашской Республике, а также путем развития стационарзамещающих технологий социального обслуживания с ориентированием на обслуживание на дому или вблизи мест постоянного проживания.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике, обусловлены следующими обстоятельствами.

2.1. Численность лиц старше трудоспособного возраста в Чувашской Республике составляет 282,7 тыс. человек (22,9 процента от общей численности населения). Их доля в общей численности населения увеличивается. В республике проживает около 358 тыс. получателей пенсий, 400 тыс. человек получателей мер социальной поддержки по различным основаниям.

Социальное обслуживание граждан осуществляется разветвленной сетью государственных организаций социального обслуживания Чувашской Республики, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, состоящей из 40 организаций, в том числе 11 стационарных организаций социального обслуживания на 2161 место, 1 полустационарного - центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий на 26 мест, 23 центров социального обслуживания населения (включая 6 комплексных) и 5 организаций социального обслуживания семьи и детей. Очереди на получение социальных услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами на дому не имеется.

Очередь на устройство граждан в интернаты общего типа отсутствует, в очереди на устройство в психоневрологические интернаты по состоянию на 1 января 2015 г. состояли 262 человека. В целях ликвидации очереди в сентябре 2010 года создано бюджетное учреждение Чувашской Республики "Карабай-Шемуршинский психоневрологический интернат" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на 100 мест, в 2011 году в нем количество койко-мест увеличено на 50. В 2009 году на базе бюджетного учреждения Чувашской Республики "Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики создано реабилитационное отделение для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 28 лет на 50 мест. В декабре 2014 года в данном отделении создано дополнительно 10 койко-мест. Принимаются меры по увеличению количества мест проживания и в других интернатах.

Социальное обслуживание граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев), дневного пятидневного в неделю пребывания осуществляется в 41 стационарном отделении центров социального обслуживания населения на 654 места, расположенных вблизи мест постоянного проживания указанной категории граждан. 95% из них расположены в сельской местности. Медицинское обслуживание граждан осуществляется медицинскими организациями по участковому принципу. 76% отделений расположены в одном здании либо вблизи медицинских организаций. Благодаря деятельности данных отделений в республике отсутствует очередь на устройство пожилых граждан и инвалидов в интернаты общего типа.

В целях повышения эффективности деятельности организаций социального обслуживания Чувашской Республики с 2006 года проводится работа по оптимизации структуры организаций путем закрытия и перепрофилирования отделений временного проживания, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому с учетом потребности граждан в различных формах социального обслуживания. Такая работа будет продолжена.

В целях эффективного использования бюджетных средств в 2012 - 2013 гг. реорганизовано 12 центров социального обслуживания населения, 5 центров социальной помощи семье и детям и 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних в форме слияния с образованием на их основе 6 комплексных центров социального обслуживания населения и 1 социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Для достижения целевых показателей в части оптимизации численности работников организаций социального обслуживания в 2014 году произведено сокращение численности социальных работников на 36 единиц (при целевом значении на 2014 год - 9 единиц), количество иных работников организаций уменьшено на 34 единицы (при целевом значении на 2014 год - 31 единица). Средства, высвобожденные в результате проведения мероприятий, направлены на повышение качества государственных услуг в сфере социального обслуживания.

Ввиду специфики работы, тяжелых условий труда, низкого уровня его оплаты нормативное количество персонала является минимально необходимым для обеспечения стабильного функционирования организаций социального обслуживания.

Расширению спектра предоставляемых в организациях услуг способствует метод социального проектирования по разработке, апробации и внедрению в практику новых социальных технологий (услуг). В республике успешно реализуется ряд новых социальных проектов, направленных на повышение качества жизни и уровня социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, таких как "юридические клиники" для пожилых людей, модуль "Виртуальный туризм для граждан пожилого возраста", интернет-клуб на дому для маломобильных граждан пожилого возраста, "Университет старшего поколения", пункт проката технических средств реабилитации для пожилых граждан, "Единая диспетчерская служба" и др.

Действовавшее до 1 января 2015 г. законодательство Российской Федерации, регулирующее правоотношения в сфере социального обслуживания, не позволяло в полной мере удовлетворять потребности населения в социальных услугах высокого качества. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"), вступивший в силу с 1 января 2015 г., заменил собой федеральные законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

Реализацию на территории Чувашской Республики Федерального закона "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации" обеспечивают следующие нормативные правовые акты Чувашской Республики:

законы Чувашской Республики:

от 8 февраля 2005 года N 1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг";

от 19 декабря 2014 года N 84 "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Чувашской Республике";

от 22 декабря 2014 года N 85 "Об установлении предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Чувашской Республике";

постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:

от 30 сентября 2011 года N 424 "О государственной программе Чувашской Республики "Социальная поддержка граждан" на 2012 - 2020 годы";

от 24 апреля 2014 года N 141 "О мерах по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике";

от 28 мая 2014 года N 192 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики";

от 1 декабря 2014 года N 417 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики";

от 10 декабря 2014 года N 425 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Чувашской Республике";

от 25 декабря 2014 года N 475 "О социальном обслуживании граждан в Чувашской Республике";

от 25 декабря 2014 года N 478 "Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Чувашской Республике";

от 25 декабря 2014 года N 479 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики в связи с реализацией полномочий Чувашской Республики в сфере социального обслуживания";

от 25 декабря 2014 года N 480 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения";

от 25 декабря 2014 года N 481 "Об утверждении Порядка выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Чувашской Республики, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), предоставившим гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг";

от 31 декабря 2014 года N 494 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики";

приказы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:

от 23 декабря 2014 года N 2484 "О Порядке расходования организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Чувашской Республики, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 30 декабря 2014 г., регистрационный N 2269);

от 23 декабря 2014 года N 2485 "О реестре поставщиков социальных услуг и регистре получателей социальных услуг Чувашской Республики" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 30 декабря 2014 г., регистрационный N 2262);

от 23 декабря 2014 года N 2486 "О порядке обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети "Интернет";

от 31 декабря 2014 года N 2550 "Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 14 января 2015 г., регистрационный N 2276);

от 31 декабря 2014 года N 2551 "Об утверждении норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 15 января 2015 г., регистрационный N 2282);

от 31 декабря 2014 года N 2587 "О республиканских конкурсах в сфере социального обслуживания населения";

от 13 января 2015 года N 13 "Об утверждении тарифов на социальные услуги, входящие в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Чувашской Республике" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 26 января 2015 г., регистрационный N 2292);

от 13 января 2015 года N 14 "Об утверждении тарифов на дополнительные социальные услуги, предоставляемые организациями социального обслуживания, подведомственными Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, сверх перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Чувашской Республике" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 26 января 2015 г., регистрационный N 2293);

от 13 апреля 2015 года N 606 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Чувашской Республики, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 23 апреля 2015 г., регистрационный N 2442).

Для обеспечения удовлетворения потребности граждан в социальных услугах высокого качества необходимо осуществление мониторинга законодательства Чувашской Республики, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания граждан в Российской Федерации, с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством и совершенствования нормативно-правовой базы Чувашской Республики.

2.2. Существует проблема обеспечения организаций социального обслуживания квалифицированными специалистами отдельных категорий, а также мотивации к труду работников данной сферы в связи с низким уровнем их заработной платы по сравнению с высокими требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма, морально-этическим качествам, ответственности в процессе обслуживания сложного контингента лиц, что сказывается на качестве предоставляемых социальных услуг.

Организации социального обслуживания в основном укомплектованы специалистами, имеющими соответствующие образование, квалификацию, профессиональную подготовку. В республике действует филиал ФГБОУ ВПО "Российский государственный социальный университет" в г. Чебоксары, осуществляющий подготовку специалистов для социальной сферы. На базе данной организации проводятся курсы повышения квалификации для специалистов организаций социального обслуживания.

В структуре персонала государственных организаций социального обслуживания наибольшая доля (до 63 процентов от общего количества работающих) приходится на должности, не требующие высокой профессиональной квалификации занятых работников, - социальных работников и младший медицинский персонал, а также работников, обеспечивающих хозяйственное обслуживание организаций.

В 2011 году в целом по республике размер среднемесячной заработной платы социальных работников составлял 4568,9 рубля (по Российской Федерации - 8400 рублей), или 31 процент к уровню среднемесячной заработной платы в Чувашской Республике (35,5 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Российской Федерации).

На конец 2013 года среднесписочная численность социальных работников системы социального обслуживания составляла 600,3 человека. Соотношение среднемесячной заработной платы социальных работников (9579,8 рубля) и средней заработной платы по республике достигло 49,3 процента при установленном Правительством Российской Федерации целевом значении 47,5 процента.

По итогам 2014 года обеспечен рост средней заработной платы социальных работников. При этом фактически достигнутое соотношение размера средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы по Чувашской Республике превысило индикативное значение и составило 58,7 процента (12244,9 рубля).

2.3. Материально-техническая база организаций социального обслуживания включает здания и сооружения социального и хозяйственного назначения, в том числе 70 зданий с круглосуточным пребыванием людей. Часть зданий организаций социального обслуживания Чувашской Республики построена по типовым проектам, разработанным в середине 1950 - 1960-х годов в соответствии с действовавшими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. В связи с этим имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам.

Здания стационарных организаций социального обслуживания, центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий не находятся в аварийном состоянии, ветхих зданий также не имеется.

Планируется проведение реконструкции учебных классов бюджетного учреждения Чувашской Республики "Карабай-Шемуршинский психоневрологический интернат" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики для создания дополнительных спальных мест для инвалидов.

На укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания ежегодно направляются средства республиканского бюджета Чувашской Республики, средства от взимания платы за предоставление социальных услуг, привлекаются средства Пенсионного фонда Российской Федерации. Вместе с тем материально-техническая база отдельных организаций социального обслуживания нуждается в дальнейшем укреплении в целях обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»