ГЛАВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 мая 2014 года N 186-рг
[О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2013 - 2018 ГОДЫ)"]
Изложить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Чувашской Республике (2013 - 2018 годы)", утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики от 28 февраля 2013 года N 49-рг, в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Глава
Чувашской Республики
М.ИГНАТЬЕВ
г. Чебоксары
13 мая 2014 года
N 186-рг
Приложение
к распоряжению Главы
Чувашской Республики
от 13.05.2014 N 186-рг
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Чувашской Республике (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить максимальную доступность и качество услуг в сфере социального обслуживания населения посредством повышения эффективности предоставления их населению, в том числе в связи с переходом на "эффективный контракт".
В целях обеспечения максимально возможной доступности жителям Чувашской Республики получения социальных услуг, отвечающих современным требованиям, необходимы мероприятия по модернизации системы социального обслуживания населения с учетом изменения федеральной правовой базы, социально-экономических и демографических факторов, а также путем решения кадровых проблем отрасли.
В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо разработать комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Совершенствование системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан.
"Дорожная карта" предусматривает следующие мероприятия:
актуализацию региональной нормативно-правовой базы с учетом изменения федерального законодательства;
осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг, в том числе путем создания общественных советов при учреждениях социального обслуживания;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и сокращение очереди на предоставление социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан в Чувашской Республике, а также путем развития стационарзамещающих технологий социального обслуживания с ориентированием на обслуживание на дому.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Чувашской Республики, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Действующее законодательство, регулирующее правоотношения в сфере социального обслуживания, не позволяет в полной мере удовлетворять потребности населения в социальных услугах высокого качества.
Численность лиц старше трудоспособного возраста в Чувашской Республике составляет 275999 человек (22,2 процента от общей численности населения). Их доля в общей численности населения увеличивается.
В Чувашской Республике проживают около 350 тыс. получателей пенсий, 400 тыс. человек получателей мер социальной поддержки по различным основаниям.
Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике осуществляется разветвленной сетью государственных учреждений социального обслуживания населения Чувашской Республики, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, состоящей из 40 учреждений, в том числе 11 стационарных учреждений социального обслуживания на 2161 место, 1 полустационарного - центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий на 26 мест, 23 нестационарных учреждений - центров социального обслуживания населения и 5 учреждений социального обслуживания семьи и детей. Очереди на получение социальных услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами на дому не имеется.
Очередь на устройство граждан в интернаты общего типа отсутствует, в очереди на устройство в психоневрологические интернаты стоят 187 человек. В целях ликвидации очереди в сентябре 2010 года создано бюджетное учреждение Чувашской Республики "Карабай-Шемуршинский психоневрологический интернат" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на 100 мест, в 2011 году в нем создано дополнительно 50 мест. Принимаются меры по увеличению количества мест проживания и в других интернатах.
Очередь на устройство в бюджетное учреждение Чувашской Республики "Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики отсутствует. В целях сокращения очереди на размещение инвалидов в психоневрологические интернаты и оптимального использования имеющихся площадей на базе указанного детского дома-интерната создано реабилитационное отделение для инвалидов в возрасте от 18 до 28 лет на 50 мест. Планируется увеличение вместимости в отделении до 70 мест.
Социальное обслуживание граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев), дневного пятидневного в неделю пребывания осуществляется в 45 отделениях временного проживания центров социального обслуживания населения на 697 мест, расположенных вблизи мест постоянного проживания указанной категории граждан. Благодаря деятельности данных отделений в республике отсутствует очередь на устройство пожилых граждан и инвалидов в интернаты общего типа.
В период с 2006 по 2012 год в целях повышения эффективности деятельности нестационарных учреждений социального обслуживания населения оптимизирована их структура путем закрытия и перепрофилирования отделений временного проживания, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому с учетом нуждаемости граждан в различных формах социального обслуживания.
В целях эффективного использования бюджетных средств в 2012 году на базе 2 учреждений социального обслуживания населения, предоставляющих нестационарные социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также семьям и детям, образован комплексный центр социального обслуживания населения. В 2013 году реорганизовано 11 центров социального обслуживания населения, 4 центра социальной помощи семье и детям и 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних в форме слияния с образованием на их основе 6 комплексных центров социального обслуживания населения и 1 социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий, направлены на повышение качества государственных услуг в сфере социального обслуживания населения.
Ввиду специфики работы, тяжелых условий труда, низкого уровня его оплаты нормативное количество персонала является минимально необходимым для обеспечения стабильного функционирования учреждений социального обслуживания населения. В настоящее время фактическая численность персонала домов-интернатов составляет лишь 57 процентов от рекомендованной нормативами, утвержденными постановлениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 февраля 2002 года N 13 "Об утверждении нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов", от 8 августа 2002 года N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей" и от 22 декабря 2003 года N 86 "Об утверждении нормативов численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов".
Законодательством Чувашской Республики определен гарантированный государством перечень социальных услуг. Кроме того, в целях наиболее полного удовлетворения потребности населения в услугах утвержден перечень дополнительных социальных услуг.
Расширению спектра предоставляемых в учреждениях услуг способствует метод социального проектирования по разработке, апробации и внедрению в практику новых социальных технологий (услуг). В истекшем году в республике реализован ряд новых социальных проектов, направленных на повышение качества жизни и уровня социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, таких как "юридические клиники" для пожилых людей, модуль "Виртуальный туризм для граждан пожилого возраста", интернет-клуб на дому для маломобильных граждан пожилого возраста, "Университет старшего поколения", пункт проката технических средств реабилитации для пожилых граждан, "Единая диспетчерская служба" и др.
2.2. Существует проблема обеспечения учреждений социального обслуживания населения квалифицированными специалистами отдельных категорий, а также мотивации к труду работников данной сферы в связи с низким уровнем их заработной платы по сравнению с высокими требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма, морально-этическим качествам, ответственности в процессе обслуживания сложного контингента лиц, что сказывается на качестве предоставляемых социальных услуг.
Специалистами, имеющими соответствующие образование, квалификацию, профессиональную подготовку, учреждения социального обслуживания в основном укомплектованы. В республике действует филиал ФГБОУ ВПО "Российский государственный социальный университет" в г. Чебоксары, осуществляющий подготовку специалистов для социальной сферы. На базе данного учреждения проводятся курсы повышения квалификации для специалистов учреждений социального обслуживания.
В структуре персонала государственных учреждений социального обслуживания населения наибольшая доля (до 63 процентов от общего количества работающих) приходится на должности, не требующие высокой профессиональной квалификации занятых работников, - социальных работников и младший медицинский персонал, а также работников, обеспечивающих хозяйственное обслуживание учреждений.
В 2011 году в целом по республике размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 4568,9 рубля (по Российской Федерации - 8400 рублей), или 31 процент к уровню среднемесячной заработной платы в Чувашской Республике (35,5 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Российской Федерации).
На конец 2013 года штатная численность социальных работников системы социального обслуживания населения составила 1016 человек. Соотношение среднемесячной заработной платы социальных работников (9579,8 рубля) и средней заработной платы по республике достигло 49,3 процента при установленном Правительством Российской Федерации целевом значении 47,5 процента.
2.3. Материально-техническая база учреждений социального обслуживания населения включает здания и сооружения социального и хозяйственного назначения, в том числе 70 зданий с круглосуточным пребыванием людей. Часть зданий учреждений социального обслуживания является приспособленной или построенной по типовым проектам, разработанным в середине 1950 - 1960-х годов в соответствии с действовавшими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. В связи с этим имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам.
Здания стационарных учреждений социального обслуживания населения, центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий не находятся в аварийном состоянии, ветхих зданий также не имеется.
Планируется проведение реконструкции учебных классов бюджетного учреждения Чувашской Республики "Карабай-Шемуршинский психоневрологический интернат" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики для создания дополнительных спальных мест для инвалидов.
На укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания ежегодно направляются средства республиканского бюджета Чувашской Республики, средства от взимания платы за предоставление социальных услуг, привлекаются средства Пенсионного фонда Российской Федерации. Вместе с тем материально-техническая база отдельных учреждений социального обслуживания нуждается в дальнейшем укреплении в целях обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия.
2.4. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительное участие в предоставлении социальных услуг принимают негосударственный сектор, социально ориентированные некоммерческие организации, благотворители и добровольцы. Наряду с государственными учреждениями социального обслуживания социальные услуги предоставляются 2 некоммерческими организациями (Чувашская республиканская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и Чувашская республиканская организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане) в рамках реализации социальных грантов.
3. Целями "дорожной карты" являются:
совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания, в том числе в связи с приведением правовых актов Чувашской Республики в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Чувашской Республике;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
4.1. Повышение качества социального обслуживания населения Чувашской Республики на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения и выявления существующих проблем.
4.2. Актуализация нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения.
4.3. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания (за счет сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций).
4.4. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания.
4.5. Доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году до 100 процентов от средней заработной платы в Чувашской Республике.
Рост оплаты труда социальных работников осуществляется с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, с целью достижения целевого показателя 100 процентов в 2017 году.
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и административно-хозяйственного персонала учреждений социального обслуживания населения исходя из предельного соотношения заработной платы, не превышающего 40 процентов.
4.6. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
сокращения очереди на устройство в стационарные учреждения психоневрологического профиля, соблюдения требований СанПиН по обеспечению жилой площадью в соответствии с социальной нормой путем реализации схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Чувашской Республике до 2020 года, предусматривающей строительство и реконструкцию объектов социального обслуживания;
укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации республиканскому бюджету Чувашской Республики;
привлечения негосударственных организаций, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
развития стационарзамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, в том числе предоставление услуг службой сиделок;
дальнейшего совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на базе отделений временного проживания центров социального обслуживания населения.
5. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбраны:
Наименование контрольного показателя | Единица измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения в том числе: | % | 99,8 | 99,8 | 99,9 | 99,9 | 100 | 100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического типа | % | 86,6 | 85,5 | 84,9 | 89,7 | 100 | 100 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в полустационарных учреждениях социального обслуживания | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 2,5 | 5,0 |
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 5,0 | 10,0 |
Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей | % | 0,16 | 0,16 | 0,22 | 0,23 | 0,24 | 0,24 |