РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 декабря 2014 года N 402-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2014 - 2020 ГОДОВ]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 октября 2017 года на основании распоряжения Правительства РК от 23.10.2017 N 474-р.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 04.06.2015 N 239)
В целях определения общих принципов и основных мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий сферы физической культуры и спорта в Республике Коми:
1. Утвердить Концепцию информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми на период 2014 - 2020 годов (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Предложить органам в системе исполнительной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми, организациям всех форм собственности в Республике Коми при планировании и проведении мероприятий руководствоваться Концепцией.
3. Комитету информатизации и связи Республики Коми, Агентству Республики Коми по физической культуре и спорту совместно с заинтересованными органами в системе исполнительной власти Республики Коми обеспечить реализацию Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в области физической культуры и спорта.
Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2014 - 2020 ГОДОВ
(в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 04.06.2015 N 239)
1. Поддержание оптимальной физической активности является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и помогающим в решении задачи создания условий для роста благосостояния населения Республики Коми, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, однако ухудшение состояния здоровья людей и снижение уровня физической подготовки всех категорий населения, особенно молодежи, говорят об имеющихся проблемах в развитии физической культуры и спорта. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо Республики Коми, так как это наименее затратные и наиболее эффективные средства морального и физического оздоровления нации.
За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.
Концепция информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми на период 2014 - 2020 годов (далее - Концепция) разработана в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212), с Концепцией информатизации Республики Коми, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 года N 361-р, со Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, и определяет общие принципы внедрения информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-спортивную сферу в Республике Коми.
Концепция включает в себя как положения, определяемые документами и программами федерального, регионального уровней, так и положения, определяемые условиями и особенностями развития физической культуры и спорта в Республике Коми.
Концепция определяет общие и частные принципы информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года и методологию, на основе которой планируются к реализации отдельные мероприятия и комплексы мероприятий в данной области.
2. Основные ориентиры и стратегические направления развития, на реализацию которых направлена Концепция:
создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
Реализация Концепции создаст условия, необходимые для достижения указанных ориентиров и направлений, сформирует комплекс механизмов для поэтапного перехода к новому уровню физической культуры и спорта на основе информационных и коммуникативных технологий.
Концепция является основой для разработки региональных и муниципальных программ информатизации сферы физической культуры и спорта и межведомственных физкультурно-спортивных проектов.
Технологической основой программ информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми должно стать внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-спортивную среду. В этом случае такие технологии выступают в качестве аппаратно-программного ресурса, позволяющего изменить организацию тренировочного и соревновательного процессов и оптимизировать управление качеством достижений планируемых результатов физкультурно-спортивными системами разных уровней, то есть они исполняют роль ресурса и технологии для достижения высоких результатов в области физической культуры и спорта. Важно отметить при этом ведущую роль информатизации в практической деятельности физкультурно-спортивной общественности, характеризующую уровень информационно-коммуникационной компетентности специалистов, как необходимую составляющую информационной культуры общества и граждан.
3. Предпосылки информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми
В настоящее время возрастает необходимость использования современных информационно-коммуникационных средств для обеспечения учебно-тренировочного, соревновательного и управленческого процессов в физкультурно-спортивной сфере. Необходимо отметить возрастающую роль государственного органа как исполнительной структуры, обеспечивающей предоставление государственных услуг населению при одновременном повышении требований к качеству предоставляемых государственных услуг.
Объективным инструментом повышения такого качества является использование современных информационных систем и технологий, обеспечивающих информационное взаимодействие и электронные способы коммуникации. Необходимость обработки больших массивов неструктурированной информации в сфере физической культуры и спорта в Республике Коми предъявляет к органам в системе исполнительной власти Республики Коми требования о необходимости внедрения информационных систем, позволяющих дистанционно оперировать информационными потоками и использовать их при решении стратегических и прикладных целей и задач.
Единое физкультурно-спортивное информационное пространство позволит удовлетворить требования общества относительно информационной открытости сферы физической культуры и спорта, по доступности спортивных сооружений и инфраструктуры. Еще одной причиной необходимости информатизации сферы физической культуры и спорта является формирование спортивного резерва, где наблюдается большой диспаритет использования современных информационных систем и технологий в городской и сельской местностях. Тенденции использования социальных сетей свидетельствуют об эффективности их использования для пропаганды здорового образа жизни и получения оперативного доступа к спортивной статистике и спортивному контенту вне зависимости от географического и социального статуса. Требования к информатизации процессов в сфере физической культуры и спорта и использованию информационных технологий при реализации программ спортивной подготовки, физической культуры в системе дополнительного образования детей и подростков изложены в федеральных стандартах спортивной подготовки по видам спорта, спортивным дисциплинам и видам программы. Для организации физического воспитания в системе образования данные требования сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах и программах уровней и направлений подготовки.
4. К основным понятиям, используемым в Концепции, относятся следующие:
1) ИКТ-компетентность - способность индивидуума использовать информационные и коммуникативные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для ее продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы жить и успешно трудиться в условиях становящегося информационного общества (далее - ИКТ-компетентность);
2) институциональность - разделение сферы или предметной области на структурные элементы организационного уровня;
3) концепция спортивного проектного офиса - подход к управлению сферой физической культуры и спорта, основанный на применении инструментов проектного управления при реализации мероприятий по развитию отрасли физической культуры и спорта;
4) объекты информатизации - учреждения, организации и органы управления сферы физической культуры и спорта в Республике Коми, а также прочие организации и учреждения, подлежащие автоматизации в части осуществления деятельности в сфере физической культуры и спорта в Республике Коми;
5) субъекты информатизации - лица, участвующие в деятельности, осуществляемой в рамках сферы физической культуры и спорта Республики Коми.
Термины и понятия, используемые в Концепции, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации и в законодательстве Республики Коми.
5. Концепция разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов, стратегических документов:
1) Конституция Российской Федерации;
4) Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
5) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
7) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212);
11) распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года;
12) распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
13) распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р о Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
14) распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года;
15) распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р о реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
17) Закон Республики Коми от 6 октября 2006 года N 92-РЗ "Об образовании";
20) распоряжение Правительства Республики Коми от 4 марта 2011 года N 53-р о Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года;
21) распоряжение Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 года N 361-р об утверждении Концепции информатизации Республики Коми;
22) распоряжение Правительства Республики Коми от 24 мая 2013 года N 193-р об утверждении Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми.
6. Субъекты и объекты информатизации в сфере физической культуры и спорта
Сфера физической культуры и спорта представляет собой большую систему, элементами которой являются организации различных типов и форм собственности, республиканские и муниципальные органы управления физической культурой и спортом и участники физкультурно-спортивного процесса. Функционирование сферы физической культуры и спорта в Республике Коми осуществляется посредством организации взаимодействия органов управления, участников физкультурно-спортивного процесса и физкультурно-спортивных организаций, расположенных на территории Республики Коми и оказывающих населению различные услуги. В связи с этим представляется целесообразным с учетом реализуемых этими элементами функций выделить три класса объектов, подлежащих информатизации в физкультурно-спортивной сфере:
1) орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации и муниципальные органы управления физической культурой и спортом;
2) государственные и муниципальные организации физкультурно-спортивной направленности;
3) общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, различные государственные учреждения, в состав деятельности которых входит в том числе физическое воспитание, популяризация здорового образа жизни и другое.
Функциональные особенности предоставления физкультурно-спортивных и других услуг определяют следующее условное деление субъектов информатизации:
тренерские и педагогические кадры, технический персонал;
спортсмены, все категории населения, занимающиеся физической культурой и спортом;
в зависимости от полового, возрастного, социального и профессионального статуса - родители (законные представители);
спортивные агенты и менеджеры.
Специфика форм и средств информатизации определяется исходя из требований данных субъектов (групп субъектов) к обеспечению эффективного функционирования физкультурно-спортивной сферы.