(с изменениями на 10 сентября 2019 года)
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 10.09.2019 N 342-р)
1. Утвердить Концепцию развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам государственной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми при реализации мероприятий по содействию в развитии физической культуры и спорта на территории Республики Коми руководствоваться Концепцией.
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 10.09.2019 N 342-р)
Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, материально-технических, информационно-пропагандистских мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере физической культуры и спорта.
Концепция определяет содержание и основные пути развития физической культуры и спорта на территории Республики Коми и направлена на формирование современной спортивной отрасли, способной в период до 2020 года обеспечить условия для развития массового спорта и спорта высших достижений, модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания жителей республики, подготовки республиканских спортсменов высокого класса, дальнейшего развития инфраструктуры, направленного на охват инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года разработана на основании Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р.
Одним из направлений Концепции определено исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.
Правовую базу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р;
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 10.09.2019 N 342-р)
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185.
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 10.09.2019 N 342-р)
В Концепции определены цель, задачи и основные направления реализации государственной политики Республики Коми в сфере физической культуры и спорта на период до 2020 года.
В Республике Коми сложилась определенная система развития физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений, а также спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Успехи спортсменов из Республики Коми на российском и международном уровне неоспоримы. Наиболее успешно наши спортсмены в 2008 году выступили на XXIX летних Олимпийских играх в г. Пекине (Китай) по плаванию, в 2010 году на X Паралимпийских зимних играх в Ванкувере (Канада). В 2009 году спортсменами Республики Коми завоевано 107 медалей, из них на крупнейших российских и международных соревнованиях 22 золотые, 17 серебряных, 27 бронзовых медалей.
По состоянию на 1 января 2010 года в республике регулярно занимается физической культурой и спортом 191 тыс. человек, что составляет 20,1 процента от общего числа жителей республики. В 2008 году этот показатель составлял 19,7 процента. По России средний показатель - 15,9 процента.
Доля граждан республики, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в сельской местности составляет 14,3 процента, в городской - 21,7 процента. По России этот показатель соответственно 14,4 и 16,4 процента.
Исполнение единого календарного плана межмуниципальных, республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Республики Коми в полном объеме позволяет провести около 500 соревнований и обеспечить участие спортивных сборных команд Республики Коми во всероссийских соревнованиях.
На территории республики насчитывается 36 муниципальных и 9 государственных учреждений Республики Коми спортивной направленности, в которых работает 742 штатных тренера-преподавателя.
В Республике Коми функционирует 2128 спортивных сооружений, из них в муниципальной собственности находится 1781 объект, или 83,7 процента.
В соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р, обеспеченность Республики Коми спортивными сооружениями на 1 января 2010 года составляет 29,1 процента, по Российской Федерации этот показатель равен 22,7 процента.
Однако существует ряд проблем и сдерживающих факторов развития физической культуры и спорта в республике:
1) факторы, сдерживающие развитие массового спорта:
неудовлетворенность населения перечнем и качеством оказываемых услуг в организациях физической культуры;
недостаточное развитие молодежных общественных организаций и волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта;
недостаточно расширена сеть детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;
неукомплектованность медицинских кабинетов при детско-юношеских спортивных школах необходимым медицинским оборудованием, отсутствие необходимой периодичности обследования спортсменов для выявления отклонений от нормы в организме спортсменов на ранней стадии;
недостаточно разработаны меры по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и социально не защищенных слоев населения, их реабилитации и адаптации;
недостаточно специализированного инвентаря для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
2) факторы, сдерживающие развитие спорта высших достижений:
отсутствие как на федеральном, так и на республиканском уровне и эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд республики и страны;
несовершенная научно-методическая, медико-биологическая система тренировочного процесса спортсменов высокого класса, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
недостаточно развита сеть учреждений (центров) спортивной подготовки сборных команд по видам спорта;
3) организационно-правовые и кадровые факторы:
необходимость создания научно-методического обеспечения в сфере физической культуры и спорта;
отсутствие эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми в области физической культуры и спорта с органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
низкая информатизация сферы физической культуры и спорта;
отсутствие разработанных рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления Республики Коми в сфере развития физической культуры и спорта;
дефицит квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта, в том числе профессиональных тренерских кадров;
"старение" тренерско-преподавательского состава (средний возраст тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ составляет 50 лет);
не сформирована система непрерывной стажировки и переподготовки тренерско-преподавательского состава, в том числе в составе спортивных сборных команд Республики Коми и Российской Федерации;
недостаточная обеспеченность специалистами в сфере физической культуры и спорта по адаптивному спорту;
4) факторы материально-технического обеспечения:
низкий уровень показателя обеспеченности технической базы для занятий физической культурой и спортом;
неудовлетворительное состояние материальной технической базы спортивных сооружений;
несоответствие спортивных объектов требованиям пожарной безопасности;
недостаточные условия архитектурно-технической доступности существующих спортивных объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;