ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2011 года N 191
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436, от 09.12.2013 N 688, от 26.03.2014 N 125, от 29.04.2014 N 203, от 28.05.2014 N 245, от 12.09.2014 N 452, от 25.12.2015 N 711)
В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", распоряжений Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, от 18.03.2013 N 376-р Правительство Республики Хакасия постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
1. Утвердить региональную программу повышения эффективности бюджетных расходов в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436, от 09.12.2013 N 688)
2. Министерству финансов Республики Хакасия (С.Ю. Аёшин):
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 28.05.2014 N 245)
а) утратил силу. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436.
б) осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия по реализации Программы;
в) обеспечить проведение мониторинга реализации Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Хакасия разработать и обеспечить реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов с учетом положений Программы.
4. Органам государственной власти Республики Хакасия (ответственным исполнителям) обеспечить представление отчета о выполнении мероприятий Программы в Министерство финансов Республики Хакасия в соответствии с Перечнем мероприятий Региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы.
(п. 4 введен Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.05.2014 N 245)
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН
Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 14.04.2011 N 191
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436, от 09.12.2013 N 688, от 26.03.2014 N 125, от 29.04.2014 N 203, от 28.05.2014 N 245, от 12.09.2014 N 452, от 25.12.2015 N 711)
Региональная программа повышения эффективности бюджетных расходов в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программой Правительства Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 376-р, а также в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Хакасия на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, Стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года и Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2020 года и определяет основные направления действий исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в указанной сфере.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436, от 09.12.2013 N 688)
Программа разработана в целях дальнейшего реформирования системы управления общественными финансами в Республике Хакасия, направлена на оптимизацию бюджетного процесса и внедрение новых инструментов управления, учитывает необходимость наращивания доходной базы, повышения качества управления государственным долгом, совершенствования механизмов бюджетных расходов и повышения их эффективности, повышения качества государственных (муниципальных) услуг.
С 2005 года Правительством Республики Хакасия реализовывались среднесрочные программы бюджетных реформ: Программа реформирования региональных финансов Республики Хакасия в 2005 - 2006 гг., утвержденная Постановлением Председателя Правительства Республики Хакасия от 03.11.2004 N 03-ПП, и Программа административной реформы в Республике Хакасия в 2006 - 2010 годах, утвержденная Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.06.2006 N 169.
Приоритетными направлениями процессов реформирования в республике являлись:
- совершенствование бюджетного процесса и управления расходами;
- совершенствование управления государственным долгом;
- реформирование государственного сектора экономики;
- совершенствование долговой политики;
- совершенствование инвестиционного процесса;
- совершенствование межбюджетных отношений;
- разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
- внедрение новых механизмов досудебного обжалования в органах исполнительной власти Республики Хакасия;
- повышение качества и доступности государственных услуг;
- повышение эффективности системы закупок для государственных нужд;
- создание механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия и общества;
- оптимизация контрольно-надзорных функций органов исполнительной власти Республики Хакасия.
В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
Результатом этих реформ стало формирование в Республике Хакасия современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:
создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы, определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
заключения с органами местного самоуправления Республики Хакасия соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов;
введения в бюджетный процесс реестра расходных обязательств;
внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных (муниципальных) заданий);
создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению среднесрочного финансового плана Республики Хакасия на трехлетний период, утверждения Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2015 года, Стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года.
При этом принципиальными моментами в организации бюджетного процесса стали:
- обеспечение реалистичности бюджета;
- своевременное и качественное принятие бюджета;
- формирование бюджетно-финансовой политики на основе долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов;
- повышение прозрачности бюджетного процесса.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики;
не реализован переход от годового к трехлетнему бюджету Республики Хакасия;
отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов (за исключением целевых программ) методологически не взаимоувязано;
не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля, которая в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а результаты контроля практически не используются при формировании бюджета и принятии управленческих решений;
отсутствует система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Хакасия и муниципальными образованиями;
в низкой степени применен на практике механизм проведения оценки потребности и качества государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам в Республике Хакасия, отсутствует система контроля за оказанием государственных (муниципальных) услуг;
остаются недостаточно прозрачными сферы деятельности участников сектора государственного управления;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
актуальной остается проблема оптимизации бюджетной сети;
ограничен опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Хакасия определяет актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по повышению эффективности расходования бюджетных средств и модернизации управления общественными финансами в Республике Хакасия.
Реализация системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях повышения эффективности управления общественными финансами возможна при обеспечении тесной взаимосвязи расходов республиканского бюджета Республики Хакасия с результатами деятельности исполнительных органов государственной власти и качеством исполняемых ими государственных функций и оказываемых услуг.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
Одним из методов решения данной задачи является переход на программно-целевое планирование бюджета (организации деятельности органов государственной власти), который позволит соизмерять затраты и результаты, устанавливать количественные и качественные показатели для оценки результативности и эффективности работы исполнительных органов государственной власти республики. При этом основой программно-целевого принципа планирования бюджета являются государственные программы.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
Необходимым условием для внедрения государственных программ в систему бюджетного планирования является принятие на федеральном уровне соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, что позволит определить на республиканском уровне целесообразность (исходя из степени подготовленности), порядок и сроки перехода от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав государственных программ и их подпрограмм.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
Цель Программы - совершенствование системы государственного управления в Республике Хакасия, направленное на повышение эффективности бюджетного процесса и системы управления общественными финансами, обеспечивающее устойчивое социально-экономическое развитие Республики Хакасия.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)