ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2006 года N 169
О ПРОГРАММЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ В 2006 - 2010 ГОДАХ
(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
1. Утвердить Программу административной реформы в Республике Хакасия в 2006 - 2010 годах (приложение 1).
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
2. Утвердить План мероприятий по проведению административной реформы в Республике Хакасия в 2006 - 2010 годах (приложение 2) и План мероприятий по проведению административной реформы в Республике Хакасия в 2009 году (приложение 3).
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
3. Исключен. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303.
4. Министерству финансов Республики Хакасия (Ю.А. Лапшин) при формировании республиканского бюджета Республики Хакасия предусмотреть включение средств в размере 5000,0 тысяч рублей в 2010 году на проведение мероприятий административной реформы.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
5. Председателю Комиссии по проведению административной реформы в Республике Хакасия в 2006 - 2010 годах Т.И. Горячевой ежеквартально докладывать Председателю Правительства Республики Хакасия о ходе исполнения настоящего Постановления.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
6. Исключен. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303.
ПРОГРАММА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ В 2006 - 2010 ГОДАХ
(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
Развитие Республики Хакасия в 2003 - 2005 годах характеризовалось положительной динамикой основных социально-экономических показателей. Главным индикатором, характеризующим эффективность экономических и социальных программных мероприятий, выполненных к концу 2005 года, стало снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 22,6% против 28,5% в 2003 году.
В настоящее время органы исполнительной власти Республики Хакасия активно приступили к исполнению Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2006 года N 188 "О праздновании 300-летия добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства". В перечень мероприятий, связанных с подготовкой к проведению празднования, органично вписываются шаги, направленные на повышение качества и доступности для организаций всех форм собственности и граждан государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Хакасия.
Существующие показатели эффективности государственного управления и качества публичных услуг пока еще не дают оценки Республики Хакасия по сравнению с другими субъектами Российской Федерации в сфере "качества государственных институтов", эффективности работы Правительства, качества законодательства, верховенства закона, контроля за коррупцией и др. В республике отсутствует целостная система оценки со стороны граждан деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг, проявлений коррупции в государственном аппарате.
Стадии реализации приоритетных направлений административной реформы достигла относительно небольшая часть мероприятий, которые скоординированы с мероприятиями, реализуемыми в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах и федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". В этот период усилия в области административной реформы в Республике Хакасия концентрировались на повышении качества внутренней организации органов власти, особенно в части формирования полноценного института гражданской службы.
В ходе совершенствования бюджетного процесса в Республике Хакасия разработаны стандарты качества для двадцати четырех бюджетных услуг.
Благодаря проделанной в 2003 - 2004 годах работе Республика Хакасия в 2005 году вошла в число победителей первого этапа конкурса по реформированию региональных и муниципальных финансов.
Для оценки деятельности органов исполнительной власти были установлены количественные показатели деятельности в разрезе финансируемых направлений (Методические рекомендации по проведению оценки потребности и качества предоставляемых бюджетных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.06.2005 N 228). В министерстве труда и социального развития, министерстве здравоохранения, министерстве культуры, министерстве по физической культуре и спорту, министерстве образования и науки и Комитете по делам архивов устанавливаются индикаторы результативности, эффективности предоставления бюджетных услуг.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.06.2005 N 228 утверждены Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей (распорядителей) средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
В республике утвержден порядок разработки, утверждения и реализации бюджетных целевых программ. Для обоснования решения проблем программным методом предусмотрен ряд критериев. Окончательное решение о разработке программы принимает Правительство Республики Хакасия.
Как и в Российской Федерации, в Республике Хакасия должны получить большее развитие меры, направленные на разработку стандартов качества, доступности государственных услуг и административных регламентов их исполнения, дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение проведения государственной регистрации, лицензирования, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера.
Участие органов исполнительной власти в противодействии коррупции должно проявляться в разработке соответствующих механизмов, а не только в контроле за декларированием лицами, замещающими государственные должности, и государственными служащими получаемых доходов.
При уточнении полномочий органов государственной власти различного уровня и местного самоуправления необходима периодическая корректировка механизма взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, а также взаимодействия органов исполнительной власти республики с гражданским обществом.
В настоящее время у населения не получила распространения практика досудебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Внедряемые системы информационно-технологического обеспечения административных процессов коснулись, в основном, деятельности Аппарата Правительства Республики Хакасия. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Это позволяет констатировать, что региональные проблемы, а значит и приоритеты в области реформирования государственного управления совпадают с общероссийскими.
Тем самым, в рамках реализации Программы проведения административной реформы в Республике Хакасия в 2006 - 2010 годах (далее - Программа) приоритетными являются проекты, которые направлены на:
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
- разработку и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
- внедрение новых механизмов досудебного обжалования в органах исполнительной власти Республики Хакасия;
- проведение мониторинга качества оказания государственных услуг потребителям;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Республики Хакасия и общества;
- оптимизацию контрольно-надзорных функций органов исполнительной власти Республики Хакасия.
Программа проведения административной реформы в Республике Хакасия в 2006 - 2010 годах разработана как комплексный организационно-методологический и практический план действий органов исполнительной власти Республики Хакасия, с целью синхронизации их действий с практическими шагами Правительства Российской Федерации по достижению целей и решения задач, изложенных в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 16.07.2009 N 303)
Программа нацелена на повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти и реализуется в интересах населения и субъектов предпринимательства Республики Хакасия.
Упорядоченность в сферу взаимодействия органов исполнительной власти и бизнеса внесло принятие следующих Законов:
- Закон Республики Хакасия от 29.11.1999 N 69 "О туристской деятельности на территории Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
- Закон Республики Хакасия от 22.05.1996 N 62 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия" (с последующими изменениями);
- Закон Республики Хакасия от 30.06.2004 N 38 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия" (с последующими изменениями);
и соответствующих постановлений Правительства Республики Хакасия по их реализации.
Кроме того, в Республике Хакасия ежегодно утверждаются республиканские целевые программы государственной поддержки малого предпринимательства, так Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2005 N 374 принята республиканская целевая программа "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия на 2006 год". Основные задачи Программы заключаются в создании благоприятных условий для деятельности малых предприятий, развитии прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, расширении круга субъектов малого предпринимательства, развитии малого предпринимательства в производственной сфере, обеспечении методической информационной, консультационной, юридической поддержки, укреплении социального статуса предпринимателей, повышении престижа и безопасности ведения бизнеса, а также в дальнейшем развитии и совершенствовании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в городах и районах республики. В результате ее реализации количество занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 22% экономически активного населения, или 52,9 тыс. человек, вклад малого предпринимательства в общий объем выпуска товаров и услуг республики возрастет до 20%.
В соответствии со ст. 88 Конституции Республики Хакасия исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Председателем Правительства Республики Хакасия.
В систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия входят Правительство Республики Хакасия, министерства, государственные комитеты, комитеты и иные органы исполнительной власти, которые перечислены в Законе Республики Хакасия от 18.01.2005 N 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия".
Структура органов исполнительной власти Республики Хакасия отличается от структуры федеральных органов исполнительной власти (министерства, службы, агентства). Это не противоречит статье 77 Конституции Российской Федерации, статье 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Указанные отличия не отражаются на системе органов исполнительной власти Республики Хакасия, на осуществлении взаимодействия между собой и с федеральными органами исполнительной власти и администрациями муниципальных образований республики.
Правительством Республики Хакасия реализуются функции принятия нормативных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции и законов Республики Хакасия, обязательных для исполнения на территории Республики Хакасия.
Функции по надзору и контролю осуществляются самостоятельными инспекциями (жилищная, ветеринарная, гостехнадзор). Некоторые надзорные функции (архитектурно-строительный надзор, надзор за сохранением объектов культурного наследия) осуществляются структурными подразделениями в составе министерств Республики Хакасия. Это вызвано нецелесообразностью увеличения численности госслужащих, бюджетных расходов на содержание новых структур.
Внесение изменений в Конституцию Республики Хакасия, влекущих организационно-структурные перестановки в системе органов исполнительной власти Республики Хакасия, в ближайшее время не планируется, т.к. функционирующая в настоящее время система органов исполнительной власти республики является наиболее оптимальной и соответствующей задачам, стоящим перед Правительством Республики Хакасия.
В целях исключения избыточных функций в 2003 - 2005 годах проведены анализ и классификация функций, осуществляемых органами исполнительной власти Республики Хакасия. Признаны целесообразными 334 функции, в том числе 51 контрольная и 10 надзорных. В этот период были внесены коррективы в Закон Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия" (дважды в 2004 и один раз в 2005 году), в 50% положений об органах исполнительной власти Республики Хакасия.
В целях приведения численности гражданских служащих органов исполнительной власти Республики Хакасия в соответствие исполняемым министерствами и ведомствами функциям в 2003 - 2005 годах формировались рабочие группы по решению данной проблемы. По итогам проделанной работы Правительством Республики Хакасия принято Постановление от 23.11.2005 N 385 "О мерах по приведению штатной численности исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия и подведомственных учреждений в соответствие исполняемым функциям".
Ведется работа по оптимизации системы государственных учреждений и республиканских государственных унитарных предприятий Республики Хакасия. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий за последние три года показал, что некоторые республиканские государственные унитарные предприятия Республики Хакасия не соответствуют статусу республиканского, т.к. объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг занимают незначительную долю рынка Республики Хакасия, предприятия не выполняют республиканских заказов и фактически работают в режиме частного предприятия.
По итогам анализа соответствующим органам исполнительной власти Республики Хакасия поручено:
- рассмотреть вопрос о ликвидации или приватизации пяти республиканских государственных унитарных предприятий;
- при установлении республиканским государственным унитарным предприятиям показателей экономической эффективности на последующие годы учитывать фактически достигнутые показатели предшествующих лет;
руководителям государственных унитарных предприятий Республики Хакасия разработать план развития предприятия; привлекать дополнительные финансовые ресурсы, в том числе кредитные, в хозяйственную деятельность предприятия с целью пополнения оборотных активов и обновления основных фондов.