ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2004 года N 03-ПП
ОБ УЧАСТИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В КОНКУРСЕ ПО ОТБОРУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФОНДА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
В целях активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в Республике Хакасия и в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2004 N 239 "О проведении в 2004 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов постановляю:
1. Считать необходимым принять участие в конкурсе на получение Республикой Хакасия субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
2. Утвердить Программу реформирования региональных финансов Республики Хакасия в 2005 - 2006 гг. (приложение 1).
3. Утвердить План мероприятий по реализации Программы реформирования региональных финансов Республики Хакасия в 2005 - 2006 гг. (приложение 2).
4. Министерству финансов и экономики Республики Хакасия (А.М. Иванов) направить заявку для участия в отборе, Программу реформирования региональных финансов Республики Хакасия в 2005 - 2006 гг. и План мероприятий по реализации Программы реформирования региональных финансов Республики Хакасия в 2005 - 2006 гг. в Министерство финансов Российской Федерации.
5. В случае принятия Министерством финансов Российской Федерации положительного решения на получение Республикой Хакасия субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов Программа реформирования региональных финансов Республики Хакасия в 2005 - 2006 гг. подлежит утверждению Верховным Советом Республики Хакасия.
Председатель Правительства
Республики Хакасия
А.ЛЕБЕДЬ
ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В 2005 - 2006 ГГ.
В течение последних лет в Республике Хакасия предпринимались всесторонние меры для создания надежной основы для развития экономики и финансовой системы республики. К 2004 году Правительству республики удалось не только добиться определенных успехов в экономической стабилизации, но и перейти к стратегии экономического развития и динамичного роста, что подтверждается данными Госкомстата Российской Федерации, Республики Хакасия, рейтингов экспертных агентств.
Усиленное внимание сконцентрировано на вопросах совершенствования бюджетного устройства и стабилизации региональных финансов. Создана законодательная основа организации бюджетного процесса в республике. Исходя из таких направлений бюджетной политики как эффективность расходов, оптимизация бюджетной сети, ориентированность на конечный результат складывается новый подход к исполнению законов финансового блока.
Дальнейшим преобразованиям в экономической, социальной сфере должна способствовать реформа системы региональных финансов, которая призвана стать важнейшим элементом стратегии устойчивого развития. Сформированный к настоящему моменту экономический и финансовый задел республики создает предпосылки для эффективного реформирования финансовой системы.
Программа реформирования региональных финансов (далее - Программа реформирования) разработана с целью создания системного подхода к реализации основных направлений по укреплению финансового состояния республики, главным из которых является повышение эффективности использования бюджетных ресурсов. Программа реформирования определяется как комплексный организационно-методологический и практический план действий всех органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике по реформированию финансово-бюджетной политики, а также стимулирования развития региональной экономики в интересах населения и в целях обеспечения стабильности и развития бюджетной системы.
Стратегическая цель Программы реформирования - вывести управление общественными финансами Республики Хакасия на новый, качественно более высокий уровень.
Система государственных финансов Республики Хакасия существенно зависит от состояния экономики региона в целом, от присущих ей в настоящий момент тенденций и перспектив развития. Анализ финансово-экономического положения Республики Хакасия позволяет сформулировать основные проблемы, пути решения которых составляют главное содержание Программы реформирования.
Республика Хакасия является субъектом Российской Федерации. Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, граничит: на севере и востоке - с Красноярским краем; на юге и юго-западе - с Республикой Тыва и Республикой Алтай; на западе - с Кемеровской областью. Общая площадь составляет 61,9 тыс. кв. км. Численность населения республики - 542,7 тыс. человек, плотность - 8,8 чел./кв. км. В Абакане - столице Хакасии проживают 164,6 тыс. человек.
В составе республики - 8 сельских районов, 5 городов, 12 поселков городского типа, 3 поселковых администрации, 79 сельских администраций, 254 сельских населенных пункта.
В настоящее время Хакасия выделяется в Сибирском регионе относительно развитой транспортной системой. В республике находятся крупный железнодорожный узел, аэропорт и речной порт. Хакасия располагает важными железнодорожными магистралями: Абакан - Ачинск, Абакан - Тайшет - Иркутск, Абакан - Новокузнецк. Протяженность железных дорог, включая железнодорожные пути предприятий, составляет более 1 тыс. км. Железные дороги общего пользования характеризуются повышенным уровнем электрификации (45%).
Плотность сети автомобильных дорог находится примерно на среднероссийском уровне. Протяженность дорог с твердым покрытием составляет более 3,0 тыс. км.
Республика Хакасия - республика, обладающая значительным ресурсным и инвестиционным потенциалом.
Благоприятные природно-климатические условия, богатые ископаемые ресурсы, развитая инфраструктура, высококвалифицированные трудовые ресурсы способствуют стабильному развитию республики.
Хакасия - один из старейших горнорудных районов на востоке России. На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, минеральных и радоновых вод, неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочного мрамора и гранита, строительных материалов. Разведаны месторождения меди, полиметаллов, фосфоритов, асбеста, гипса, нефрита, жадеита.
Экономические итоги 2003 - января - сентября 2004 годов были в целом благоприятны для общественных финансов Республики Хакасия.
Результаты развития экономики Республики Хакасия по итогам 2003 года оказались более успешными, чем в 2002 году. В 2003 году более высокими темпами по сравнению с предыдущим годом росли:
- валовой региональный продукт (ВРП);
- производство промышленной продукции;
- инвестиции в основной капитал;
- грузооборот транспорта;
- внешнеторговый оборот;
- оборот розничной торговли.
Продолжилась тенденция к росту номинальных и реальных денежных доходов населения, реальной заработной платы.
По предварительной оценке объем валового регионального продукта в 2003 году составил 27877,6 млн. рублей, или 104,1% к уровню прошлого года.
Итоги работы промышленности Республики Хакасия в 2003 году свидетельствуют о положительной экономической ситуации. Промышленностью произведено продукции в действующих ценах на сумму 20728,1 млн. рублей. Индекс физического объема по сравнению с 2002 годом составил 107,8%.
Промышленный рост в 2003 году наблюдался в десяти отраслях: в электроэнергетике, топливной промышленности, черной и цветной металлургии, пищевой промышленности, машиностроении, легкой, микробиологической, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, полиграфической промышленности. В лесной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов продолжилось падение объемов производства.
Социально-экономическая ситуация девяти месяцев 2004 года характеризовалась сохранением положительных тенденций экономического и социального развития Хакасии. Темпы роста большинства макроэкономических показателей превысили аналогичные показатели соответствующего периода прошлого года.
По итогам девяти месяцев относительно соответствующего периода прошлого года возросли:
- объем промышленного производства на 3,4%;
- объем продукции сельского хозяйства на 3,4%;
- оборот розничной торговли на 3,4;
- объем инвестиций в основной капитал на 19,9%.
При этом высокими темпами развивалась электроэнергетика (112,9%), топливная промышленность (110,0%), цветная металлургия (106,6%), черная металлургия (105,5%), полиграфическая промышленность (136,3%).
Наряду с этим, сохраняется падение в лесной и деревообрабатывающей промышленности (79,7%), промышленности строительных материалов (99,7%).
Наблюдается устойчивый рост денежных доходов на душу населения и их покупательной способности (превышение над величиной прожиточного минимума), которая составила 1,94 раза против 1,8 раза по итогам 2003 года. Коэффициент дифференциации доходов в третьем квартале 2004 года составил 11,5 раз против 10,1 в аналогичном периоде предыдущего года.
Значительно увеличилась средняя заработная плата и составила 6200 рублей, что на 23,9% выше соответствующего периода прошлого года. Как следствие, снизился уровень бедности (доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) и составил 24,3% против 30,1% за соответствующий период прошлого года.
Рост потребительских цен по Хакасии за 9 месяцев текущего года составил 8,8%. Значительно выше, чем в соответствующем периоде прошлого года, сложились индексы цен производителей промышленной продукции, индексы цен производителей в строительстве.
Финансовый результат деятельности крупных и средних организаций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 97,5%, несмотря на то, что доля убыточных организаций в общем количестве сократилась с 45,7% до 42,9%.
Сбалансированность бюджета - так можно обозначить основополагающий бюджетный принцип, принятый за основу Правительством Республики Хакасия.
В 2003 году в казну республики поступило 5452,9 млн. руб., из которых доходы республиканского бюджета составили 3412,1 млн. рублей (к плановому заданию 103,9%). На протяжении ряда лет прослеживается устойчивая положительная динамика мобилизации в республиканский бюджет собственных доходов, рост которых по отношению к 2000 году составил 159,4%. План по сбору собственных доходов в республиканский бюджет выполнен на 107,7%. В целом по отношению к 2002 году в 2003 г. доходов поступило в республиканский бюджет больше на 15,7%.
Приоритетными направлениями финансирования из республиканского бюджета были и остаются финансовая помощь местным бюджетам (в 2003 году - 895 миллионов рублей) и расходы на социальную политику (372 миллиона рублей). Значительная часть расходов в 2003 году произведена по таким статьям как "Здравоохранение и физическая культура" - 350,4 млн. руб., "Образование" - 155,1 млн. руб., "Правоохранительная деятельность" - 166,5 млн. руб., "Промышленность, энергетика и строительство" - 151,9 млн. руб. На реализацию целевых программ из республиканского бюджета выделено 122,8 млн. руб.
Посредством взвешенной бюджетной политики в республике достигнута одна из главных целей - обеспечена своевременность выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Бюджет республики не имеет просроченной задолженности по заработной плате работников бюджетных учреждений и задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Поддерживается финансовый баланс, необходимый для выполнения поставленных задач в области социальной защиты населения. Существенно сокращена кредиторская задолженность республиканского бюджета. Создана прочная нормативная база, позволяющая осуществлять местное государственное кредитование на подобающем уровне. Республика Хакасия имеет возможность выполнить одно из основных условий государственного кредитования - обеспеченность кредита.
Финансовое и политическое текущее положение Республики Хакасия позволяет на сегодняшний день выступать в качестве эмитента достаточно надежных субфедеральных обязательств.
Именно эти факторы позволяют рассматривать бюджет не только в аспекте текущего бюджетного периода, но и обеспечивать последовательность своих действий на будущее.
Основные показатели социально-экономического положения Республики Хакасия представлены в таблице.
N п. п. | Показатели | Единица измерения | 2003 г. отчет | 2004 г. оценка | 2005 г. прогноз | 2006 г. прогноз |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) | тыс. человек | 544 | 542,4 | 540,9 | 539,4 |
2 | Индекс потребительских цен (в среднем за год) | в % к предыдущему году | 111,8 | 111,8 | 109,4 | 107,9 |
3 | Валовой региональный продукт | млн. руб. в ценах соответствующих лет | 27877,6 | 32223 | 36066,3 | 40475 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 104,1 | 102 | 102,9 | 103,5 | ||
4 | Объем произведенной промышленной продукции (услуг) в действующих ценах организаций | млн. руб. в ценах соответствующих лет | 20728,1 | 24817,4 | 27740,9 | 31795 |
Индекс промышленного производства | в % к предыдущему году | 107,8 | 106 | 103,3 | 104,8 | |
5 | Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий | млн. руб. в ценах соответствующих лет | 3813,7 | 4116,9 | 4245,5 | 4382,3 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 98,6 | 100,7 | 101,5 | 102 | ||
6 | Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования | млн. руб. в ценах соответствующих лет | 3974,4 | 4510 | 4998 | 5515 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 127,9 | 100,1 | 100,2 | 100,3 | ||
7 | Оборот розничной торговли | млн. руб. в ценах соответствующих лет | 9250,7 | 10602 | 11836 | 12986 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 109 | 104,9 | 103,6 | 103,9 | ||
8 | Объем платных услуг населению | млн. руб. в ценах соответствующих лет | 3821,7 | 4374 | 4913 | 5538 |
в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 101,5 | 98,7 | 99 | 101 | ||
9 | Налогооблагаемая прибыль | млн. руб. | 3273,3 | 4024,7 | 4516,5 | 5055 |
10 | Фонд заработной платы, всего | млн. руб. | 10464,9 | 12451,5 | 14681,3 | 17010 |
11 | Среднемесячная заработная плата на одного работника | руб. | 5054,1 | 6133 | 7273 | 8425 |
12 | Величина прожиточного минимума на душу населения | руб. | 2099 | 2410 | 2709 | 3004 |
13 | Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения | % | 29 | 27,4 | 24,8 | 24,0 |
14 | Реальные располагаемые денежные доходы населения | в % к предыдущему году | 105,4 | 104,6 | 104,7 | 105,0 |
15 | Денежные доходы в среднем за месяц в расчете на душу населения | руб. | 3723,7 | 4368,2 | 5019,1 | 5712,7 |
в % к предыдущему году | 124,6 | 117,3 | 114,9 | 113,8 | ||
16 | Потребительские расходы в расчете на душу населения | руб. | 2083,1 | 2404,1 | 2706,6 | 3012,9 |
в % к предыдущему году | 126 | 115,4 | 112,6 | 111,3 | ||
17 | Численность официально зарегистрированных безработных (в среднегодовом исчислении) | тыс. человек | 9,2 | 9,2 | 9,1 | 9,0 |
18 | Уровень зарегистрированной безработицы в % от экономически активного населения | % | 3,4 | 3,4 | 3,3 | 3,3 |