АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2013 года N 984


Об утверждении областной государственной программы "Развитие образования в Смоленской области"

(с изменениями на 27 сентября 2024 года)

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 27.12.2013 N 1173, от 14.02.2014 N 72, от 27.02.2014 N 131, от 29.04.2014 N 326, от 18.06.2014 N 435, от 10.07.2014 N 495, от 21.08.2014 N 596, от 29.08.2014 N 607, от 24.10.2014 N 728, от 14.11.2014 N 775, от 28.11.2014 N 804, от 30.12.2014 N 960, от 10.03.2015 N 97, от 17.04.2015 N 222, от 08.05.2015 N 281, от 08.05.2015 N 285, от 11.06.2015 N 331, от 20.07.2015 N 421, от 10.08.2015 N 506, от 02.09.2015 N 547, от 16.10.2015 N 647, от 10.12.2015 N 789, от 22.12.2015 N 832, от 29.12.2015 N 898, от 10.02.2016 N 46, от 25.02.2016 N 83, от 02.03.2016 N 107, от 31.03.2016 N 183, от 01.04.2016 N 189, от 27.04.2016 N 243, от 23.05.2016 N 280, от 17.06.2016 N 332, от 28.06.2016 N 361, от 29.06.2016 N 382, от 22.08.2016 N 494, от 28.09.2016 N 578, от 02.11.2016 N 648, от 27.12.2016 N 779, от 30.12.2016 N 843, от 14.02.2017 N 57, от 03.03.2017 N 97, от 20.04.2017 N 246, от 31.05.2017 N 365, от 19.07.2017 N 488, от 04.08.2017 N 507, от 12.10.2017 N 694, от 13.10.2017 N 697, от 25.12.2017 N 894, от 12.03.2018 N 129, от 19.04.2018 N 225, от 23.05.2018 N 305, от 28.05.2018 N 339, от 19.07.2018 N 500, от 06.08.2018 N 505, от 18.09.2018 N 607, от 10.10.2018 N 640, от 19.12.2018 N 886, от 27.12.2018 N 939, от 01.02.2019 N 25, от 28.02.2019 N 81, от 06.03.2019 N 95, от 29.05.2019 N 323, от 03.07.2019 N 389, от 04.07.2019 N 394, от 11.09.2019 N 523, от 27.09.2019 N 570, от 27.11.2019 N 710, от 19.12.2019 N 778, от 20.12.2019 N 784, от 30.12.2019 N 842, от 28.04.2020 N 248, от 10.06.2020 N 333, от 20.07.2020 N 436, от 23.07.2020 N 443, от 07.08.2020 N 487, от 12.08.2020 N 497, от 19.08.2020 N 509, от 25.09.2020 N 576, от 23.10.2020 N 639, от 25.12.2020 N 830, от 26.12.2020 N 851, от 12.03.2021 N 142, от 20.05.2021 N 311, от 29.07.2021 N 497, от 05.08.2021 N 524, от 30.08.2021 N 562, от 29.09.2021 N 635, от 28.12.2021 N 873, от 29.12.2021 N 887, от 24.02.2022 N 92, от 25.02.2022 N 102, от 11.05.2022 N 292, от 02.06.2022 N 359, от 28.06.2022 N 431, от 03.08.2022 N 527, от 18.08.2022 N 575, от 13.09.2022 N 641, от 18.10.2022 N 727, от 17.11.2022 N 841, от 23.11.2022 N 860, от 13.12.2022 N 933, от 28.12.2022 N 1061, от 29.12.2022 N 1086, от 01.03.2023 N 70, от 02.03.2023 N 72, от 04.04.2023 N 148, от 22.05.2023 N 254, от 20.06.2023 N 317, от 28.07.2023 N 430, от 07.08.2023 N 461, от 16.08.2023 N 482, постановлений Правительства Смоленской области от 03.11.2023 N 54, от 17.11.2023 N 94, от 30.11.2023 N 152, от 25.12.2023 N 252, от 28.12.2023 N 294, от 27.03.2024 N 191, от 21.05.2024 N 342, от 16.07.2024 N 515, от 19.08.2024 N 629, от 27.09.2024 N 740)



В соответствии с Порядком принятия решения о разработке областных государственных программ, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 19.01.2022 N 5, Администрация Смоленской области постановляет:


(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 30.12.2014 N 960, от 10.03.2015 N 97, от 16.10.2015 N 647, от 31.05.2017 N 365, от 25.12.2017 N 894, от 23.05.2018 N 305, от 24.02.2022 N 92)


Утвердить прилагаемую областную государственную программу "Развитие образования в Смоленской области" (далее также - Государственная программа).


(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 14.02.2017 N 57, от 12.03.2018 N 129, от 10.10.2018 N 640)



Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 29.11.2013 N 984



ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Смоленской области от 27.03.2024 N 191, от 21.05.2024 N 342, от 16.07.2024 N 515, от 19.08.2024 N 629, от 27.09.2024 N 740)




1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы



Дошкольное образование


В современных условиях развитие системы дошкольного образования Смоленской области направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Это означает, что система дошкольного образования Смоленской области призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении на уровне начального общего образования.


По состоянию на 1 сентября 2023 года в Смоленской области действует 271 дошкольная образовательная организация, из них 17 негосударственных дошкольных образовательных организаций, которые посещают более 35168 детей.


В 79 общеобразовательных организациях функционируют дошкольные группы, которые посещают 940 детей.


В Смоленской области в 2023 году обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей всех возрастных групп в соответствии с желаемой датой зачисления.


Единственным муниципальным образованием Смоленской области, количество дошкольных образовательных организаций в котором в настоящее время является недостаточным для удовлетворения отложенного спроса на получение услуг дошкольного образования для детей раннего возраста до 3 лет, является город Смоленск.


Увеличение количества мест в дошкольных образовательных организациях города Смоленска за счет внутренних резервов, а также создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в негосударственном секторе на рынке услуг дошкольного образования за счет средств федерального и областного бюджетов направлены на решение указанной проблемы в Смоленской области.


В 2024 году планируется решить задачу сохранения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей всех возрастных групп.



Общее образование и оценка качества образования


По состоянию на 01.09.2023 в Смоленской области функционирует 356 общеобразовательных организаций, в которых обучается 96277 человек.


С целью создания условий для получения качественного общего образования школьниками независимо от их места жительства реализован комплекс мер по информатизации образования и увеличению скорости подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Стабильным доступом к сети "Интернет" обеспечены 100 процентов образовательных организаций на территории Смоленской области, увеличено количество образовательных организаций, имеющих высокоскоростной доступ к сети "Интернет".


На территории Смоленской области в целях формирования единого информационного образовательного пространства, а также предоставления (в том числе в электронном виде) государственных и муниципальных услуг в сфере образования успешно функционирует и развивается комплексная автоматизированная информационная система сбора и обработки информации об образовательных организациях Смоленской области (далее - АИС "Образование"). В настоящее время АИС "Образование" включает в себя модули: АИС "Электронный колледж", АИС "Запись в школу", АИС "Электронный дневник" и АИС "Электронный журнал".


В общеобразовательных организациях значительно улучшились условия для повышения качества образовательного процесса. В целом доля учащихся, обучающихся в современных условиях, составляет 100 процентов.


Основным направлением государственной политики в сфере общего образования должно стать обеспечение равного доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.


Важным направлением является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех школах Смоленской области современных условий обучения. Данная задача должна быть решена как за счет осуществления мероприятий по закупке современного оборудования, так и путем реализации территориальных сетей образования и социализации, предусматривающих кооперацию и интеграцию организаций различной ведомственной принадлежности, развитие системы дистанционного обучения.


Наряду с созданием базовых условий обучения проводятся мероприятия по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети "Интернет", цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).


Стратегическим приоритетом государственной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования. Переход на обновленный федеральный государственный образовательный стандарт открывает возможности для распространения деятельностных (проектных, исследовательских) методов, позволяющих поддерживать у школьников интерес к учению на всем протяжении обучения, формирующих инициативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству.


Другим приоритетом в сфере общего образования является обеспечение учебной успешности каждого ребенка независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи.


Современная система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на вариативность форм и условий получения образования.


В Смоленской области реализовано право родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья на выбор образовательной организации. Обучение осуществляется как инклюзивно (совместно с обучающимися, не имеющими нарушений развития), так и в отдельных классах общеобразовательных школ, дошкольных группах компенсирующей, комбинированной направленности и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих исключительно адаптированные программы. Условия для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья созданы в 43 дошкольных образовательных организациях и в 86 общеобразовательных организациях.


В Смоленской области функционирует 11 общеобразовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы. Кроме того, в регионе функционирует образовательная организация, реализующая адаптированные программы дошкольного образования, и на базе 2 общеобразовательных организаций функционируют дошкольные группы компенсирующей направленности.


Оказание образовательных услуг детям-инвалидам, обучающимся на дому, осуществляется также с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. На базе областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" ежегодно около 170 обучающихся получают образование с применением дистанционных образовательных технологий.


В целях оказания психолого-медико-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности при освоении образовательных программ, действует смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей" (далее - СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей").


Стратегическим приоритетом региональной политики в части совершенствования системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение доступности и качества образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их социальной интеграции, успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности.


Приоритетными направлениями региональной государственной политики в сфере получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья являются:


- обеспечение специальных условий получения образования для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через обновление материально-технической базы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;


- обеспечение качественного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принципа преемственности;


- поддержка многообразия и вариативности отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, как основного ресурса для инклюзивного и специального образования;


- поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, обеспечение повышения родительской компетентности в вопросах обучения, развития, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;


- поддержка и повышение мотивации педагогических работников, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.


Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) проводится в форме единого государственного экзамена (далее также - ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), в котором могут участвовать дети с ограниченными возможностями здоровья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»