(с изменениями на 29 марта 2021 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 216, от 17.07.2014 N 327, от 11.08.2014 N 375, от 09.09.2014 N 434, от 09.09.2014 N 438, от 20.10.2014 N 517, от 08.12.2014 N 608, от 02.03.2015 N 121, от 20.04.2015 N 221, от 04.06.2015 N 321, от 31.07.2015 N 456, от 14.09.2015 N 523, от 07.12.2015 N 687, от 28.12.2015 N 741, от 06.04.2016 N 171, от 08.04.2016 N 195, от 22.04.2016 N 212, от 25.05.2016 N 271, от 04.07.2016 N 341, от 13.07.2016 N 355, от 08.08.2016 N 410, от 22.08.2016 N 431, от 22.09.2016 N 483, от 29.11.2016 N 592, от 13.01.2017 N 9, от 30.01.2017 N 53, от 20.03.2017 N 198, от 03.07.2017 N 391, от 11.08.2017 N 452, от 27.12.2017 N 691, от 23.01.2018 N 28, от 31.07.2018 N 402, от 09.10.2018 N 503, от 23.11.2018 N 542, от 17.01.2019 N 13, от 05.02.2019 N 50, от 04.07.2019 N 292, от 26.09.2019 N 384, от 13.12.2019 N 502, от 05.03.2020 N 146, от 31.03.2020 N 190, от 27.11.2020 N 631, от 29.12.2020 N 710, от 29.03.2021 N 126)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 06.09.2021 N 416
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 380-Р Правительство Республики Мордовия постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 216)
1. Утвердить государственную программу Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 28.12.2015 N 741)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ
Ответственный исполнитель Госпрограммы | Министерство образования Республики Мордовия |
Соисполнители Госпрограммы | Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия |
Участники Госпрограммы | Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия; Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия; Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство информатизации и связи Республики Мордовия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия; Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию); Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (по согласованию); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева" (по согласованию); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева" (по согласованию); Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия; АУ "Технопарк-Мордовия" (по согласованию); промышленные предприятия, расположенные на территории Республики Мордовия (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (по согласованию); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (по согласованию). |
Подпрограммы Госпрограммы, в том числе республиканские целевые программы Республики Мордовия | подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы; подпрограмма 2 "Развитие системы дошкольного и общего образования детей в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы; подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы и прочие мероприятия в области образования"; подпрограмма 4 "Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Мордовия" на 2015 - 2025 годы; подпрограмма 5 "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Мордовия" на 2015 - 2025 годы; подпрограмма 6 "Реализация молодежной политики и вовлечение молодежи в социальную практику" на 2016 - 2025 годы; подпрограмма 7 "Создание в Республике Мордовия новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы; подпрограмма 8 "Школьное питание в Республике Мордовия" на 2020 - 2025 годы. |
Программно-целевые инструменты | Республиканская целевая программа "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы |
Цель Госпрограммы | обеспечение высокого качества образования Республики Мордовия в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики |
Задачи Госпрограммы | формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Республики Мордовия; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обновление современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в воспитании детей и молодежи; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях Республики Мордовия; обеспечение односменного режима обучения в 1 - 11 классах общеобразовательных организаций, перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50 процентов и выше; сохранение и укрепление здоровья обучающихся через обеспечение их качественным школьным питанием |
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы | удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет; доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от полутора до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от полутора до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от полутора до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования); доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования); охват детей в возрасте до трех лет, получающих дошкольное образование в государственных, муниципальных и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, и присмотр и уход, в общей численности детей в возрасте до трех лет; численность воспитанников в возрасте до трех лет, посещающих государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, и присмотр и уход; численность воспитанников в возрасте до трех лет, посещающих частные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, и присмотр и уход; обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (количество мест на 1000 детей); удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности; удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования; удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций; доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов; доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе; доля образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества; доля молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений, в общем количестве молодежи; число новых мест в общеобразовательных организациях Республики Мордовия, в том числе введенных путем капитального строительства объектов инфраструктуры общего образования; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности, обучающихся в общеобразовательных организациях; количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в рамках реализации комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую деятельность"; исполнение расходных обязательств за счет субсидии, представленной в текущем финансовом году из федерального бюджета на реализацию комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую деятельность"; количество человек в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую деятельность"; количество человек в возрасте до 30 лет (включительно), прошедших обучение в рамках реализации комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую деятельность"; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных лицами в возрасте до 30 лет (включительно) из числа лиц, прошедших обучение в рамках реализации комплекса мероприятий "Вовлечение молодежи Мордовии в предпринимательскую деятельность"; доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций; доля обучающихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия, обеспеченных горячим качественным питанием; |
Этапы и сроки реализации Госпрограммы | реализация Госпрограммы будет осуществляться в течение 2014 - 2025 годов в 3 этапа: первый этап - 2014 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2018 годы; третий этап - 2019 - 2025 годы |
Объемы финансового обеспечения Госпрограммы | прогнозируемый объем финансирования мероприятий Госпрограммы в ценах соответствующих лет составит: общий объем на реализацию Госпрограммы составляет 94919816,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 7904213,9 тыс. рублей; 2015 год - 6770593,4 тыс. рублей; 2016 год - 7932578,1 тыс. рублей; 2017 год - 8495389,4 тыс. рублей; 2018 год - 9225752,9 тыс. рублей; 2019 год - 9017936,4 тыс. рублей; 2020 год - 9879619,2 тыс. рублей; 2021 год - 7949410,5 тыс. рублей; 2022 год - 7780665,4 тыс. рублей; 2023 год - 6959785,1 тыс. рублей; 2024 год - 6383334,7 тыс. рублей; 2025 год - 6620537,1 тыс. рублей; из них объем средств из федерального бюджета - 8328911,4 <*> тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 490395,0 тыс. рублей; 2015 год - 211413,6 тыс. рублей; 2016 год - 744032,8 тыс. рублей; 2017 год - 370948,3 тыс. рублей; 2018 год - 653847,2 тыс. рублей; 2019 год - 1047720,5 тыс. рублей; 2020 год - 1100322,9 тыс. рублей; 2021 год - 1598000,9 тыс. рублей; 2022 год - 1077996,5 тыс. рублей; 2023 год - 665710,1 тыс. рублей; 2024 год - 221235,3 тыс. рублей; 2025 год - 221630,3 тыс. рублей; объем средств из республиканского бюджета Республики Мордовия - 86371098,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 7413818,9 тыс. рублей; 2015 год - 6559179,8 тыс. рублей; 2016 год - 7163545,3 тыс. рублей; 2017 год - 8124441,1 тыс. рублей; 2018 год - 8571905,7 тыс. рублей; 2019 год - 7898260,5 тыс. рублей; 2020 год - 8728134,7 тыс. рублей; 2021 год - 6292505,7 тыс. рублей; 2022 год - 6690809,9 тыс. рублей; 2023 год - 6293798,4 тыс. рублей; 2024 год - 6161774,6 тыс. рублей; 2025 год - 6398582,0 тыс. рублей; объем внебюджетных средств - - 25000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 25000,0 тыс. рублей, объем средств за счет гранта юридическим лицам - 190233,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 71955,4 тыс. рублей; 2020 год - 51053,8 тыс. рублей; 2021 год - 58633,7 тыс. рублей; 2022 год - 11574,6 тыс. рублей; Объем средств за счет местного бюджета - 1588,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 107,8 тыс. рублей; 2021 год - 270,2 тыс. рублей; 2022 год - 284,4 тыс. рублей; 2023 год - 276,6 тыс. рублей; 2024 год - 324,8 тыс. рублей; 2025 год - 324,8 тыс. рублей; в том числе: в разрезе подпрограмм и республиканских целевых программ: подпрограмма 1 - 10105098,4 тыс. рублей, подпрограмма 2 - 74489869,0 тыс. рублей, подпрограмма 3 - 3133705,8 тыс. рублей, подпрограмма 4 - 1648962,0 тыс. рублей, подпрограмма 5 - 19731,8 тыс. рублей, подпрограмма 6 - 332155,1 тыс. рублей, подпрограмма 7 - 3540307,0 тыс. рублей, подпрограмма 8 - 1590216,1 тыс. рублей, республиканская целевая программа "Молодежь Мордовии" - 59771,0 тыс. рублей. -------------------------------- <*> Указанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 29.03.2021 N 126) | |
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы | реализация мероприятий Госпрограммы позволит обеспечить достижение следующих социально-экономических эффектов: обеспечение охвата общим и профессиональным образованием 99,5% населения в возрасте 5 - 18 лет; обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до 3 лет; обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; обеспечение не менее 31,4% охвата детей в возрасте до трех лет, получающих дошкольное образование в государственных, муниципальных и частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, и присмотр и уход, в общей численности детей в возрасте до трех лет; обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (700 места на 1000 детей); предоставление возможности обучаться в соответствии с основными современными требованиями для 100% обучающихся общеобразовательных организаций; увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов до 88,8%; увеличение численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе до 33%; увеличение доли образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности до 100%; увеличение доли молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных объединений, в общем количестве молодежи до 42,5%; ликвидация двухсменного режима обучения в 100% общеобразовательных организациях на территории Республики Мордовия; создание в 25% образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, в общем количестве образовательных организаций; обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия горячим качественным питанием |
Настоящая Госпрограмма разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года".
Основной целью развития Республики Мордовия является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения. Инновационный путь развития, как отмечается в Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 25 января 2013 г., это "радикальное изменение менталитета, это, прежде всего, иной образ мысли, действия на опережение, это новые идеи и технологии, это производство продуктов и услуг, превосходящих мировые аналоги".
Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих организацию к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки ее дальнейшего развития. В системе образования Республики Мордовия 571 государственная и муниципальная образовательная организация с контингентом обучающихся и воспитанников 117378 человек.
В целях повышения эффективности функционирования образовательных организаций в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети и общеобразовательных организаций.
Распоряжениями глав администраций муниципальных районов и городского округа Саранск утверждены программы муниципальных систем развития образования и программы развития сети общеобразовательных организаций муниципальных районов, городского округа Саранск.
За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована. Однако при этом 21,5% школ остается малокомплектным.
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 29.03.2021 N 126)
В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию всеми обучающимися создано 160 базовых школ, 24 ресурсных центра профильной подготовки, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы, ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг.
Развивается сетевое взаимодействие образовательных организаций. Формируется банк данных образовательных организаций, являющихся ресурсными центрами.
В результате социально-экономического развития республики и реализации мероприятий Госпрограммы будет выполнен прогноз развития системы образования Республики Мордовия, представленный в подпрограммах Госпрограммы.
На новый уровень вышел процесс выстраивания системы оценки качества работы образовательных организаций. При Министерстве образования Республики Мордовия создан Общественный совет по независимой оценке качества работы образовательных организаций, в который вошли представители общественных организаций, Общественной палаты Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, духовенства, работники высшей школы.
Реализация Госпрограммы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов.
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 29.03.2021 N 126)
По состоянию на 1 января 2021 г. в республике функционируют 138 дошкольных образовательных организаций с контингентом 31589 человек и 102 группы кратковременного пребывания с контингентом 1151 человек. Охват детей дошкольным образованием составляет 73,6%.
За последние годы в республике дошкольное образование претерпело существенные изменения. В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, за счет строительства новых зданий, приобретения, возврата и реконструкции зданий, ранее используемых не по назначению, эффективного использования имеющихся площадей.
За период с 2013 по 2020 годы введено 7398 новых мест в дошкольных образовательных организациях, в том числе построены и приобретено 39 детских садов на 5538 мест, капитально отремонтировано 22 детских садов в с вводом 1300 дополнительных мест, реконструировано 1 здание общеобразовательной школы с созданием 30 мест и 2 дошкольные образовательные организации с созданием 80 мест создано 450 дополнительных мест за счет эффективного использования имеющихся площадей.
Задача, поставленная в целях выполнения подпункта "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, в Республике Мордовия выполнена. Этот показатель является стабильным и в настоящее время.
На 1 января 2021 г. на 100% доступность для детей в возрасте до 3 лет обеспечена в 22 муниципальных районах республики и г.о. Саранск.
Повышению обеспечения доступность дошкольного образования и охвата детей дошкольным образованием от 1 до 7 лет способствует развитие вариативных форм, таких как группы кратковременного пребывания детей, группы службы "Выездной воспитатель", развитие индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования.
Выстраивается сеть организаций, оказывающих услуги дошкольного образования, присмотр и уход, организованных индивидуальными предпринимателями. Функционируют 13 центров раннего развития ребенка, организованных индивидуальными предпринимателями, детский развивающий центр "Детская парковка" с инклюзивным образованием (включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общую среду развития детей).
В рамках регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" в Республике Мордовия внедряется целевая модель информационно-просветительской поддержки родителей, включающая региональную службу, 18 консультационных центров, (из которых 3 регионального и 15 муниципального уровней), 244 консультационных центров в образовательных организациях, которые позволили оказать получение родителями детей дошкольного возраста в 2020 году более 15,6 тыс. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи на безвозмездной основе, а также более 180 услуг - гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
На базе ГБУ ДПО Республики Мордовия "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников "Педагог13.ру" работают Республиканский дистанционный консультационный центр по поддержке вариативных форм дошкольного образования и Республиканский ресурсный центр развития социально ориентированных некоммерческих организаций, целью которого является обеспечение ресурсной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере образования, развитие и повышение эффективности их деятельности в Республике Мордовия.
Для повышения доступности и качества дошкольного образования в республике с 2014 по 2020 годы реализован комплекс мероприятий:
1. Мероприятия, направленные на обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, основные цели которых - создание дополнительных мест, обеспечение прозрачности их предоставления в детские сады путем функционирования единой автоматизированной системы "Е-услуги. Образования" (модуль - электронная очередь), развитие вариативных форм и СОНКО.
При реализации комплекса мер по развитию системы дошкольного образования и определения объектов для участия в проектах по созданию дополнительных мест Министерство образования Республики Мордовия в первую очередь руководствовалось принципом эффективного расходования бюджетных средств, включая использование проектов повторного применения, для снижения финансовой нагрузки. А также принципом приоритетности создания дополнительных мест в муниципальных районах республики.
Использование объектов повторного применения при реализации проектов по созданию дополнительных мест позволило значительно сократить расходы на проектно-изыскательские работы, а также повысить качество производимых строительно-монтажных работ.
2. Мероприятия, направленные на совершенствование системы оплаты труда педагогических работников и финансового обеспечения дошкольных образовательных организаций.
Заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций доведена до средней заработной платы в сфере общего образования по Республике Мордовия.