ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 года N 216
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 4 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 451
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 06.09.2021 N 416.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года N 451 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" следующие изменения:
1) в преамбуле слова "Законом Российской Федерации" заменить словами "Федеральным законом";
2) государственную программу Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 года N 451
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 12 мая 2014 года N 216)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Паспорт государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель Госпрограммы | Министерство образования Республики Мордовия |
Соисполнители Госпрограммы | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия; Министерство культуры и туризма Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; Министерство по национальной политике Республики Мордовия; Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство информатизации и связи Республики Мордовия; Министерство печати и информации Республики Мордовия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения; Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи; Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию); Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (по согласованию); Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия (по согласованию); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский "Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева" (по согласованию); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева" (по согласованию) |
Подпрограммы Госпрограммы | подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы; подпрограмма 2 "Развитие системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы; подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования" |
Программно-целевые инструменты | Республиканская целевая программа "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы |
Цель Госпрограммы | обеспечение высокого качества образования Республики Мордовия в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики |
Задачи Госпрограммы | формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Республики Мордовия; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обновление современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия |
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы | удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет; доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; доступность дошкольного образования (отношение численности детей 1 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 1 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе); охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе); доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет; отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена; доля детей-инвалидов, осваивающих образовательные программы общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье); удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности; удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования |
Этапы и сроки реализации Госпрограммы | реализация Госпрограммы будет осуществляться в течение 2014 - 2020 годов в 3 этапа: первый этап - 2014 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2018 годы; третий этап - 2019 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Госпрограммы | прогнозируемый объем финансирования мероприятий Госпрограммы в ценах соответствующих лет составит: общий объем средств на реализацию Госпрограммы составляет 68090672,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 7242764,6 тыс. руб.; 2015 год - 7770195,4 тыс. руб.; 2016 год - 8167003,5 тыс. руб.; 2017 год - 10408786,6 тыс. руб.; 2018 год - 10933201,4 тыс. руб.; 2019 год - 11489997,2 тыс. руб.; 2020 год - 12078724,2 тыс. руб.; из них объем средств из федерального бюджета - 183211,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 183211,9 тыс. руб.; 2015 год - 0,0 тыс. руб.; 2016 год - 0,0 тыс. руб.; 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; объем средств из республиканского бюджета Республики Мордовия - 67907461,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 7059552,7 тыс. руб.; 2015 год - 7770195,4 тыс. руб.; 2016 год - 8167003,5 тыс. руб.; 2017 год - 10408786,6 тыс. руб.; 2018 год - 10933201,4 тыс. руб.; 2019 год - 11489997,2 тыс. руб.; 2020 год - 12078724,2 тыс. руб.; в том числе: в разрезе подпрограмм и республиканских целевых программ: подпрограмма 1 - 7448913,4 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 781112,3 тыс. руб.; 2015 год - 916791,9 тыс. руб.; 2016 год - 978303,2 тыс. руб.; 2017 год - 1113808,8 тыс. руб.; 2018 год - 1161895,8 тыс. руб.; 2019 год - 1217701,3 тыс. руб.; 2020 год - 1279300,1 тыс. руб.; из них объем средств из федерального бюджета - 15614,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 15614,6 тыс. руб.; 2015 год - 0,0 тыс. руб.; 2016 год - 0,0 тыс. руб.; 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; объем средств из республиканского бюджета Республики Мордовия - 7433298,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 765497,7 тыс. руб.; 2015 год - 916791,9 тыс. руб.; 2016 год - 978303,2 тыс. руб.; 2017 год - 1113808,8 тыс. руб.; 2018 год - 1161895,8 тыс. руб.; 2019 год - 1217701,3 тыс. руб.; 2020 год - 1279300,1 тыс. руб.; подпрограмма 2 - 58792741,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 6207873,4 тыс. руб.; 2015 год - 6626857,2 тыс. руб.; 2016 год - 6955562,1 тыс. руб.; 2017 год - 9030944,6 тыс. руб.; 2018 год - 9494508,2 тыс. руб.; 2019 год - 9981983,4 тыс. руб.; 2020 год - 10495012,2 тыс. руб.; из них объем средств из федерального бюджета - 167597,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 167597,3 тыс. руб.; 2015 год - 0,0 тыс. руб.; 2016 год - 0,0 тыс. руб.; 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; объем средств из республиканского бюджета Республики Мордовия - 58625143,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 6040276,1 тыс. руб.; 2015 год - 6626857,2 тыс. руб.; 2016 год - 6955562,1 тыс. руб.; 2017 год - 9030944,6 тыс. руб.; 2018 год - 9494508,2 тыс. руб.; 2019 год - 9981983,4 тыс. руб.; 2020 год - 10495012,2 тыс. руб.; подпрограмма 3 - 1835998,4 тыс. руб. из республиканского бюджета Республики Мордовия, в том числе по годам: 2014 год - 244768,9 тыс. руб.; 2015 год - 222536,3 тыс. руб.; 2016 год - 233138,2 тыс. руб.; 2017 год - 264033,2 тыс. руб.; 2018 год - 276797,4 тыс. руб.; 2019 год - 290312,5 тыс. руб.; 2020 год - 304411,9 тыс. руб.; Республиканская целевая программа "Молодежь Мордовии" на 2011 - 2015 годы - 13020,0 тыс. руб. из республиканского бюджета Республики Мордовия, в том числе по годам: 2014 год - 9010,0 тыс. руб.; 2015 год - 4010,0 тыс. рублей. Указанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней |
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы | реализация мероприятий Госпрограммы позволит обеспечить достижение следующих социально-экономических эффектов: обеспечение дошкольными образовательными услугами 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет; увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 100%; увеличение доли детей 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, до 75%; увеличение численности детей-инвалидов, осваивающих образовательные программы общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования, до 89%; устройство 88% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье); увеличение доли обучающихся, участвующих в мероприятиях республиканского, всероссийского и международного уровней, до 87% от всего количества детей школьного возраста, а также обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования; 100% охват учреждений среднего профессионального образования независимой системой оценки качества образования; увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в учреждения среднего профессионального образования, на 15%; создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов для 100% обучающихся общеобразовательных организаций. |
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Настоящая Госпрограмма разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года").
Основной целью развития Республики Мордовия является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения. Инновационный путь развития, как отмечается в Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 25 января 2013 г., это "радикальное изменение менталитета, это, прежде всего, иной образ мысли, действия на опережение, это новые идеи и технологии, это производство продуктов и услуг, превосходящих мировые аналоги".
Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих учреждение к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки ее дальнейшего развития. В системе образования Республики Мордовия 803 государственных и муниципальных образовательных учреждения с контингентом обучающихся и воспитанников 135745 человек.
В целях повышения эффективности функционирования образовательных учреждений в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений.
Распоряжениями глав администраций муниципальных районов и городского округа Саранск утверждены программы муниципальных систем развития образования и программы развития сети общеобразовательных учреждений муниципальных районов, городского округа Саранск.
За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована. Однако при этом 61% школ остается малокомплектным.
В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию всеми обучающимися создано 155 базовых школ, 24 ресурсных центра профильной подготовки, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы, ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг.
Развивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Формируется банк данных образовательных учреждений, являющихся ресурсными центрами.
В результате социально-экономического развития республики и реализации мероприятий Госпрограммы будет выполнен прогноз развития системы образования Республики Мордовия, представленный в подпрограммах Госпрограммы.
На новый уровень вышел процесс выстраивания системы оценки качества работы образовательных учреждений. При Министерстве образования Республики Мордовия создан Общественный совет по независимой оценке качества работы образовательных учреждений, в который вошли представители общественных организаций, Общественной палаты Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, духовенства, работники высшей школы.
Реализация Госпрограммы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов.
Глава 1. ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
По состоянию на 1 сентября 2013 г. в республике функционируют 236 дошкольных образовательных учреждений с контингентом 27925 человек и 199 групп кратковременного пребывания с контингентом 1703 человека. Охват детей дошкольным образованием составляет 66,5%.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за счет строительства новых зданий, возврата и реконструкции зданий, ранее используемых не по назначению, эффективного использования имеющихся площадей.
В течение 2011 - 2013 годов построено 4, реконструировано 6, капитально отремонтировано 24 дошкольных образовательных учреждения, в т.ч. 6 зданий, используемых ранее не по назначению, возвращены в систему дошкольного образования.
Активно развиваются вариативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты. Выстраивается сеть частных организаций, оказывающих услуги дошкольного образования.
Однако 24221 ребенок в возрасте 0 - 7 лет не охвачен услугами дошкольного образования, в т.ч. 7773 в возрасте от 3 до 7 лет.
Республика Мордовия с 2011 года участвует в реализации проекта модернизации системы общего образования. В ходе реализации вышеуказанного проекта значительно повышена готовность общеобразовательных учреждений к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу начального общего образования занятий по внеурочной деятельности).
С 2009 года 100% муниципальных общеобразовательных учреждений переведены на принципы нормативного подушевого финансирования и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, направленную на повышение доходов учителей.
Введение нормативного подушевого финансирования способствовало доведению средств непосредственно в общеобразовательные учреждения и их эффективному использованию. Каждый учащийся дает школе дополнительные средства, достаточный фонд оплаты труда не только для выплаты гарантированной части заработной платы, но и стимулирующих выплат.
Оптимизированы сеть, штатные расписания образовательных учреждений. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях: в городской местности - до 23,6 чел., в сельской местности - до 8,8 человек.
Соблюдается принцип государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений. 100% общеобразовательных учреждений имеют органы государственно-общественного управления (управляющие советы, попечительские советы и т.д.).
В целях эффективного перехода всех школ республики на ФГОС начального общего образования функционируют 15 пилотных школ по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 18 школ определены "пилотными" по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, действуют 2 федеральные стажировочные площадки.
В ходе модернизации общего образования значительно улучшены инфраструктура, материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Проект модернизации системы общего образования позволил увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя и учащихся 1 - 2 классов, обеспечить их интерактивными пособиями и учебным оборудованием для проведения практических работ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 54% учащихся начальной школы обучаются в современных условиях.
Решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками.
Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности. За последние два года приобретены 62 транспортные единицы для подвоза учащихся. В 2012 - 2014 учебном году осуществляется подвоз 4560 учащихся в 155 базовых школ на 256 транспортных средствах.
За последние 3 года в 70% школ проведен текущий ремонт. Капитально отремонтировано 69 школ (48% от имеющейся потребности). Реконструировано 5 и построено 3 новых школьных здания.
В республике формируется система дистанционного обучения. Продолжена работа по апробации и внедрению новых форм взаимодействия учреждений, развитию инфраструктуры социальной мобильности обучающихся на основе развития дистанционных форм обучения. В нее включено 3455 учащихся (5% от общей численности обучающихся), в том числе 165 детей-инвалидов. Для этого в республике созданы Центр дистанционного обучения детей-инвалидов и Центр дистанционного образования. В 25,6% школ идет апробация дистанционного обучения учащихся, в том числе детей-инвалидов.
Продолжается работа по обеспечению безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций, ввода механизмов энергосбережения.
Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. Однако еще далеко не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.
Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
В системе образования сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 61 учреждением, в которых занимаются более 47000 детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Таким образом, в целом в масштабах республики обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях: раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование. Растет внимание к возможностям этих сфер в социализации подрастающего поколения, для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала.
Вместе с тем негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) продолжают иметь место и свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Одним из важнейших направлений деятельности на сегодняшний день является профилактика социального сиротства.
В настоящее время в республике разработан и успешно реализуется комплекс мер, направленный на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания, как приоритетного направления в решении проблем социального сиротства. Совершенствуются и предпринимаются все методы сохранения ребенка в кровной семье. Созданы службы помощи семье и детям, службы сопровождения, кризисные центры. Функционируют консультации с родителями по основам семейного, административного, гражданско-правового, уголовного законодательства Российской Федерации.
Благодаря этому уменьшилось количество детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. Это привело к оптимизации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В системе образования республики функционируют 13 детских домов и школ-интернатов. В 4 из них обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Особую значимость в современных условиях приобретает создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
В интернатных учреждениях предстоит создать современные условия для воспитания, получения качественных образовательных услуг, дальнейшей социальной адаптации и успешной интеграции в общество.
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Созданная в Мордовии система профессионального образования предоставляет молодым людям разнообразные возможности продолжения обучения и получения профессии.
Профессиональное образование в Республике Мордовия представлено следующими уровнями: средним профессиональным, высшим профессиональным, послевузовским профессиональным образованием, системой переподготовки и повышения квалификации.
В республике функционирует 31 учреждение среднего профессионального образования, в которых обучаются свыше 14 тысяч студентов.
Подготовка осуществляется по 32 программам начального профессионального образования и 65 программам среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
Лидирующие позиции занимает подготовка кадров для промышленных предприятий и строительства (28%), сельского хозяйства (20%), продовольственной и перерабатывающей отрасли (11%).
В целом политика в сфере профессионального образования региона направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики.
С целью проведения анализа рынка труда, формирования прогнозируемой потребности экономики республики в трудовых ресурсах в 2012 году в республике реализован проект по созданию и внедрению системы прогнозирования кадровой потребности Республики Мордовия на базе специализированного программного комплекса.
Проблема соответствия перечня специальностей потребностям региона еще более обращает на себя внимание в связи с созданием учебных центров прикладных квалификаций, которые призваны реализовать принцип "образование через всю жизнь".
На базе государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования "Кемлянский аграрный колледж" создан многофункциональный центр прикладных квалификаций, главной целью которого является подготовка и переподготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена для агропромышленного комплекса.
В 2013 - 2014 учебном году в учреждениях среднего профессионального образования обучается 262 ребенка с ограниченными возможностями здоровья по 17 профессиям и 41 специальности. Получение такими детьми качественного профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.