ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2012 года N 452


О государственной программе Республики Марий Эл "Развитие образования" на 2013 - 2030 годы

(с изменениями на 7 августа 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 31.10.2013 N 334, от 08.05.2014 N 215, от 23.07.2014 N 394, от 02.09.2014 N 479, от 13.04.2015 N 197, от 20.10.2015 N 566, от 18.03.2016 N 109, от 05.04.2016 N 140, от 18.08.2016 N 379, от 03.11.2016 N 492, от 26.12.2016 N 593, от 20.01.2017 N 10, от 12.06.2017 N 263, от 21.07.2017 N 306, от 28.09.2017 N 388, от 15.01.2018 N 5, от 16.05.2018 N 215, от 28.01.2019 N 8, от 17.04.2019 N 118, от 01.07.2019 N 209, от 11.09.2019 N 274, от 18.12.2019 N 397, от 17.03.2020 N 74, от 29.05.2020 N 219, от 18.08.2020 N 327, от 12.02.2021 N 52, от 12.02.2021 N 53, от 19.04.2021 N 165, от 30.11.2021 N 508, от 02.02.2022 N 40, от 02.02.2022 N 41, от 18.07.2022 N 313, от 21.12.2022 N 559, от 30.03.2023 N 139, от 28.06.2023 N 300, от 13.07.2023 N 330, от 28.12.2023 N 667, от 22.02.2024 N 47, от 10.04.2024 N 117, от 07.08.2024 N 289)



Правительство Республики Марий Эл постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Марий Эл "Развитие образования" на 2013 - 2030 годы (далее - Государственная программа).


(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 31.10.2013 N 334, от 28.09.2017 N 388, от 15.01.2018 N 5, от 28.12.2023 N 667)


2. Финансирование Государственной программы начиная с 2013 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год и плановый период.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра образования и науки Республики Марий Эл.


(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 28.09.2017 N 388, от 15.01.2018 N 5)



Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 30 ноября 2012 г. N 452



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2030 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 28.12.2023 N 667, от 22.02.2024 N 47, от 10.04.2024 N 117, от 07.08.2024 N 289)



I. Стратегические приоритеты государственной программы Республики Марий Эл "Развитие образования" на 2013 - 2030 годы



1. Оценка текущего состояния сферы образования Республики Марий Эл



Общее образование


Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и в возрасте от 3 до 7 лет в 2023 году составила 100 процентов.


Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения в формах, соответствующих возрастным особенностям детей дошкольного возраста, важнейшей из которых является игра. Министерством образования и науки Республики Марий Эл организована работа консультационных центров, предоставляющих методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы с родителей, чьи дети получают дошкольное образование в форме семейного образования (в 2023 году - на базе 35 консультационных центров).


На начало 2022/23 учебного года по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучалось 84 956 человек, функционировало 250 общеобразовательных организаций. Во вторую смену обучалось 13 462 человека (около 15,9 процента от общего числа обучающихся). В рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. Министерство образования и науки Республики Марий Эл с 2019 года реализует мероприятия по строительству новых объектов образования. До конца 2024 года будут введены в эксплуатацию четыре здания общеобразовательных организаций, в том числе два - в рамках федерального проекта "Современная школа", входящего в состав национального проекта "Образование", два - в рамках реализации концессионных соглашений.


С 2022 года реализуется программа, направленная на модернизацию школьных систем образования путем проведения капитального ремонта и оснащения средствами обучения и воспитания объектов региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, предусматривающая включение в нее в первую очередь сельских школ.


В 2023 году мероприятиями по капитальному ремонту охвачено 14 зданий общеобразовательных организаций, при этом 12 отобранных общеобразовательных организаций расположены в сельской местности, что составляет 92 процента от общего числа зданий. До конца 2026 года запланирован охват капитальным ремонтом и оснащением не менее 79 зданий общеобразовательных организаций, в том числе не менее 70 процентов из них - в сельской местности.


К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся обеспечение единства образовательного пространства на территории страны, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации и Республики Марий Эл в условиях многонационального государства, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время осуществлено обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, продолжается обновление федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, целями которых являются обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.


В 2023 году в системе общего образования трудились 5 930 педагогических работников, из которых 5 011 - учителя. С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. С 1 сентября 2020 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Республики Марий Эл.


Около 38,3 тыс. учащихся 1 - 4 классов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях получают бесплатное горячее питание, ежегодно субсидируются мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях условий для занятия физической культурой и спортом.


В Республике Марий Эл в образовательных организациях обучаются более 4 тыс. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и более 2 тыс. детей-инвалидов. Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций. Продолжают выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части, касающейся обеспечения указанным лицам прав на образование: от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства.


Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспеваемости детей, подъем престижа профессии учителя, внедрение социальных практик в школьной жизни.


Для организации и проведения государственной итоговой аттестации функционирует региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Применяемые технологические решения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации, сбор и хранение информации. Наиболее технологичная процедура в рамках государственной итоговой аттестации, отвечающая критериям объективности, - единый государственный экзамен. В 2023 году в Республике Марий Эл в нем приняли участие 2 785 человек, из них 2 587 человек - выпускники 2023 года.



Среднее профессиональное образование


На территории Республики Марий Эл действуют 25 профессиональных образовательных организаций, в том числе 23 государственные. Образовательные программы среднего профессионального образования реализуют две образовательные организации высшего образования. Общая численность студентов в 2022/23 учебном году составляла 17 448 человек, 82,03 процента от общего количества обучающихся - студенты очной формы обучения. Контингент обучающихся за последние три года увеличился на 9,02 процента, или на 1 574 студента. За счет средств федерального бюджета обучается 18 процентов студентов, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 61 процент, с полным возмещением стоимости - 21 процент.


Выпуск обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2023 году составил 3 369 человек.


По данным Федеральной службы по труду и занятости, в 2023 году уровень занятости выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, осуществлявших трудовую, предпринимательскую деятельность, приносящую доход деятельность, в год выпуска и год, следующий за ним, за вычетом продолживших обучение выпускников составил по 2021 году выпуска 75,80 процента, по 2022 году выпуска - 60,76 процента.


16 профессиональных образовательных организаций осуществляют подготовку на новейшем учебно-лабораторном и производственном оборудовании, соответствующем лучшим практикам. По данным мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, за 2022 год 31,2 процента машин и оборудования, которые используются в образовательной деятельности, обновлены за последние пять лет. С 1 сентября 2021 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Марий Эл, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.


В системе среднего профессионального образования Республики Марий Эл в качестве основной формы государственной итоговой аттестации внедрен демонстрационный экзамен, который является единственным массовым объективным инструментом оценки качества практической подготовки.


По состоянию на 30 июня 2023 г. 1 732 обучающихся прошли процедуру демонстрационного экзамена.



Дополнительное образование детей


В системе образования в Республике Марий Эл функционируют 43 организации дополнительного образования детей. Дополнительным образованием в Республике Марий Эл охвачено 86 653 обучающихся, что составляет 77,2 процента от общей численности детей возрастной категории 5 - 17 лет.


Наибольший охват детей дополнительным образованием составляет по социально-гуманитарной (29 процентов), художественной (25 процентов) и физкультурно-спортивной (23 процента) направленностям. По естественнонаучной направленности занимаются 13 процентов детей. Охват детей дополнительным образованием по программам технической направленности составляет 6 процентов и туристско-краеведческой соответственно 4 процента.


В общеобразовательных организациях функционируют 1 566 кружков (секций) физкультурно-спортивной направленности, в которых занимаются свыше 51 тыс. обучающихся, что составляет 59,6 процента от численности всех школьников, посещающих учебные занятия по физической культуре.


Ведущим направлением по вовлечению детей и подростков в занятия физической культурой и спортом является организация и развитие школьных спортивных клубов. В общеобразовательных организациях Республики Марий Эл созданы и функционируют 257 спортивных клубов, в которых занимаются более 15,5 тыс. обучающихся.


Системообразующими центрами развития дополнительного образования в Республике Марий Эл являются пять государственных бюджетных организаций дополнительного образования, которым присвоен статус ресурсного центра:


государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Дворец творчества детей и молодежи" (в области художественной направленности, социально-гуманитарной направленности);


государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Детский эколого-биологический центр" (в области естественнонаучной направленности);


государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Детско-юношеский центр "Роза ветров" (в области туристско-краеведческой направленности);


государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Центр детского и юношеского технического творчества" (в области технической направленности);


государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл "Республиканская спортивная школа" (в области физкультурно-спортивной направленности).


Важное значение в развитии системы дополнительного образования детей, соответствующей потребностям детей, их семей и реального сектора экономики в Республике Марий Эл, в настоящее время имеют три федеральных проекта национального проекта "Образование": "Успех каждого ребенка", "Современная школа", "Цифровая образовательная среда".


В Республике Марий Эл федеральный проект "Успех каждого ребенка" реализуется с 2019 года. Основная идея проекта - выстраивание системы дополнительного образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей. В рамках федерального проекта в 2023 году создано 1 534 новых места дополнительного образования, которые оснащены оборудованием и средствами обучения для реализации дополнительных общеразвивающих программ на сумму 9 445 156 рублей.


Программы дополнительного образования успешно реализуются в центрах образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей "Точка роста", созданных на базе сельских школ и общеобразовательных организаций малых городов в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". В Республике Марий Эл центры "Точка роста" с 2019 года созданы в 58 общеобразовательных организациях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»