ИНСТРУКЦИЯ
от 29 сентября 2016 года N 174-И
О порядке присвоения Банком России статуса центрального контрагента
(с изменениями на 1 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
указанием Банка России от 13 июня 2017 года N 4408-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 21.07.2017);
указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У (Официальный сайт Банка России www.cbr.ru, 16.11.2020) (вступило в силу c 1 января 2021 года).
____________________________________________________________________
Настоящая Инструкция на основании статей 27 и 27_2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.904; N 48, ст.6728; N 49, ст.7040, ст.7061; 2012, N 53, ст.7607; 2013, N 30, ст.4084; 2014, N 11, ст.1098; 2015, N 27, ст.4001; N 29, ст.4357; 2016, N 1, ст.23, ст.47) (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст.23) (далее - Федеральный закон N 403-ФЗ) устанавливает порядок присвоения статуса центрального контрагента Банком России одновременно с выдачей лицензии на осуществление банковских операций и лицензии на осуществление клиринговой деятельности, порядок представления кредитными организациями со статусом банка, осуществляющими функции центрального контрагента до дня вступления в силу Федерального закона N 403-ФЗ, документов в Банк России для продолжения осуществления функций центрального контрагента, порядок представления юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями и осуществляющими функции центрального контрагента до дня вступления в силу Федерального закона N 403-ФЗ, документов в Банк России для продолжения осуществления функций центрального контрагента, порядок регистрации Банком России документов, указанных в частях 1 и 1_1 статьи 27 Федерального закона N 7-ФЗ.
1.1. Документы, представляемые в соответствии с настоящей Инструкцией, направляются в Банк России (Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций (далее - уполномоченное структурное подразделение) на бумажном носителе, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией и иными нормативными актами Банка России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2017 года указанием Банка России от 13 июня 2017 года N 4408-У. - См. предыдущую редакцию)
1.2. Документы, представляемые в уполномоченное структурное подразделение для приобретения статуса центрального контрагента и для получения лицензии на осуществление клиринговой деятельности, должны быть подписаны лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, или иным уполномоченным лицом (с приложением документа, подтверждающего его полномочия) лица, обратившегося в уполномоченное структурное подразделение с соответствующим заявлением (далее - соискатель). Подпись лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или иного уполномоченного лица на указанных документах соискателя заверяется печатью соискателя (при наличии печати).
1.3. В случае представления документов для приобретения статуса центрального контрагента создаваемой путем учреждения небанковской кредитной организации - центрального контрагента документы, указанные в пункте 1.2 настоящей Инструкции, подписываются лицом, уполномоченным учредителями небанковской кредитной организации - центрального контрагента.
1.4. В документах, представляемых соискателем для приобретения статуса центрального контрагента и для получения лицензии на осуществление клиринговой деятельности, содержащих более одного листа, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества пронумерованных листов, совершенной лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа соискателя, или иным уполномоченным лицом, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии последнего), должности и даты составления.
При наличии печати подпись лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа соискателя, или иного уполномоченного лица должна быть заверена печатью.
При совершении заверительной надписи иным уполномоченным лицом соискателя в уполномоченное структурное подразделение также должен быть представлен оригинал (или копия, заверенная лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа) документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего представленные документы.
1.5. Документы, выданные уполномоченным органом иностранного государства и составленные на иностранном языке, представленные для приобретения статуса центрального контрагента и для получения лицензии на осуществление клиринговой деятельности, должны быть легализованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и страна места нахождения (регистрации) иностранной организации, с приложением заверенного в установленном порядке перевода указанных документов на русский язык.
1.6. Документы для приобретения статуса центрального контрагента и для получения лицензии на осуществление клиринговой деятельности могут представляться также в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.3880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463, ст.3477; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3390; 2016, N 1, ст.65).
1.7. Документы, представляемые для государственной регистрации создаваемой путем учреждения небанковской кредитной организации - центрального контрагента, для государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации со статусом банка (юридического лица, не являющегося кредитной организацией), осуществляющей (осуществляющего) функции центрального контрагента до дня вступления в силу Федерального закона N 403-ФЗ, в целях приобретения статуса небанковской кредитной организации - центрального контрагента, оформляются в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2010 года N 16965, 17 декабря 2010 года N 19217, 15 июня 2011 года N 21033, 22 сентября 2011 года N 21869, 16 декабря 2011 года N 22645, 5 ноября 2013 года N 30308, 25 декабря 2013 года N 30818, 11 декабря 2014 года N 35134, 15 июня 2015 года N 37658, 13 апреля 2016 года N 41783 ("Вестник Банка России" от 30 апреля 2010 года N 23, от 30 декабря 2010 года N 73, от 22 июня 2011 года N 33, от 28 сентября 2011 года N 54, от 21 декабря 2011 года N 72, от 13 ноября 2013 года N 61, от 20 января 2014 года N 5-6, от 22 декабря 2014 года N 122, от 22 июня 2015 года N 54, от 18 мая 2016 года N 46) (далее - Инструкция Банка России N 135-И), и Указания Банка России от 31 марта 2014 года N 3219-У "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в связи с изменением статуса кредитной организации с банка на небанковскую кредитную организацию либо в связи с изменением вида небанковской кредитной организации", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 30 мая 2014 года N 32508, 4 марта 2016 года N 41319, 30 августа 2016 года N 43740 ("Вестник Банка России" от 11 июня 2014 года N 55, от 23 марта 2016 года N 27, 4 октября 2016 года N 87) (далее - Указание Банка России N 3219-У).
1.8. Уполномоченное структурное подразделение выдает учредителям небанковской кредитной организации - центрального контрагента письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
2.1. Для приобретения статуса центрального контрагента соискатель представляет в уполномоченное структурное подразделение следующие документы.
2.1.1. Заявление с ходатайством о приобретении статуса центрального контрагента, о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, о выдаче лицензии на осуществление клиринговой деятельности (далее - заявление о приобретении статуса центрального контрагента) (приложение 1 к настоящей Инструкции) на бланке соискателя (при наличии), составленное в одном экземпляре.
2.1.2. Документы, предусмотренные пунктами 2.2-2.6 и 2.9, абзацем первым и четвертым пункта 2.7 Инструкции Банка России от 11 ноября 2015 года N 170-И "О порядке лицензирования Банком России клиринговой деятельности и порядке ведения реестра лицензий", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2015 года N 40286 ("Вестник Банка России" от 18 января 2016 года N 2) (далее - Инструкция Банка России N 170-И), за исключением правил клиринга и документа, определяющего правила организации системы управления рисками.
2.1.3. Документы, предусмотренные пунктами 17 и 18 части 3 статьи 26 Федерального закона N 7-ФЗ.
2.1.4. Правила клиринга, правила организации системы управления рисками центрального контрагента, методика определения выделенного капитала центрального контрагента, методика стресс-тестирования рисков центрального контрагента, методика оценки точности модели центрального контрагента.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
2.1.5. Копии документов, подтверждающих принятие решения об утверждении документов, предусмотренных подпунктом 2.1.4 настоящего пункта.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
2.1.6. Документы, предусмотренные пунктом 3.1, за исключением документов, предусмотренных подпунктами 3.1.9, 3.1.11 и 3.1.14 пункта 3.1 Инструкции Банка России N 135-И.
2.2. Документы, предусмотренные подпунктом 2.1.4 пункта 2.1 настоящей Инструкции, абзацем первым пункта 2.7 Инструкции Банка России N 170-И, за исключением правил клиринга и документа, определяющего правила организации системы управления рисками, представляются на бумажном носителе в двух экземплярах, а также на электронном носителе (компакт-диск, флэш-накопитель) в виде файла, имеющего формат, обеспечивающий возможность его сохранения на технических средствах и допускающий после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами для просмотра (doc, docx, rtf). Соискатель обязан обеспечить идентичность текста документов, представляемых на бумажном и электронном носителях.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
На титульном листе каждого документа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, указываются:
наименование документа;
дата утверждения документа;
реквизиты решения, которым был утвержден документ.
Левый верхний угол первой страницы титульного листа каждого документа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оставляется пустым для проставления отметки о его регистрации уполномоченным структурным подразделением.
3.1. Документы, представленные соискателем в уполномоченное структурное подразделение в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции, подлежат рассмотрению в срок, установленный частью 4 статьи 27_2 Федерального закона N 7-ФЗ.
Документы, представляемые соискателем в уполномоченное структурное подразделение в соответствии с пунктом 4.2 настоящей Инструкции, подлежат рассмотрению в срок, не превышающий одного месяца со дня представления документов в уполномоченное структурное подразделение.
Документы, представляемые соискателем в уполномоченное структурное подразделение в соответствии с пунктом 4.2 настоящей Инструкции, подлежат рассмотрению в срок, установленный частью 5 статьи 7 Федерального закона N 403-ФЗ.
3.2. В случае представления соискателем неполного комплекта и (или) оформленных ненадлежащим образом документов, указанных в пункте 2.1 настоящей Инструкции, уполномоченное структурное подразделение направляет соискателю письменное уведомление о возврате документов с указанием на нарушение требований к оформлению документов и (или) с указанием перечня недостающих документов (далее - уведомление о возврате) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня представления заявления о приобретении статуса центрального контрагента.
Уведомление о возврате подписывается директором или заместителем директора уполномоченного структурного подразделения и направляется по адресу соискателя, указанному в заявлении о приобретении статуса центрального контрагента, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
К уведомлению о возврате прилагаются документы, представленные соискателем в соответствии с пунктом 2.1 настоящей Инструкции.
3.3. Уполномоченное структурное подразделение осуществляет проверку соответствия соискателя требованиям Федерального закона N 7-ФЗ, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, в том числе проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных в соответствии с настоящей Инструкцией документах, и в случае необходимости запрашивает у соискателя дополнительные дою/менты, подтверждающие его соответствие, с указанием срока представления таких документов (срок исчисляется в рабочих днях).
В случае направления уполномоченным структурным подразделением запроса о представлении соискателем документов, подтверждающих его соответствие требованиям Федерального закона N 7-ФЗ, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, запрос на бумажном носителе направляется по адресу соискателя, указанному в соответствующем заявлении, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронных каналов связи либо иным способом, подтверждающим факт и дату получения соискателем запроса.
Запрос о представлении соискателем документов, подтверждающих его соответствие требованиям Федерального закона N 7-ФЗ, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, подписывается директором или заместителем директора уполномоченного структурного подразделения.
3.4. Решение о присвоении (об отказе в присвоении) статуса центрального контрагента принимается Комитетом финансового надзора Банка России.
3.5. В соответствии с частью 3_1 статьи 27 Федерального закона N 7-ФЗ уполномоченное структурное подразделение одновременно при присвоении статуса центрального контрагента регистрирует правила клиринга.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
Абзац утратил силу с 1 января 2021 года - указание Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию.
Решение Банка России о регистрации правил клиринга, принимается и подписывается директором или заместителем директора уполномоченного структурного подразделения и оформляется в виде уведомления о регистрации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
Уведомление о регистрации, отметка о регистрации правил клиринга должны содержать дату принятия Банком России решения о регистрации правил клиринга.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
На уведомлении о регистрации проставляется оттиск гербовой печати Банка России.
Первый экземпляр правил клиринга с отметкой о регистрации направляется центральному контрагенту, второй экземпляр вместе с документами, указанными в подпунктах 2.1.1-2.1.5 пункта 2.1, или в подпунктах 4.1.1-4.1.3 пункта 4.1, или в подпунктах 4.2.1-4.2.3 пункта 4.2 настоящей Инструкции, хранится в Банке России в установленном порядке.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
3.6. В случае соответствия документов, представленных согласно настоящей Инструкции, законодательству Российской Федерации уполномоченное структурное подразделение оформляет лицензию на осуществление клиринговой деятельности по форме, установленной приложением 1 к Инструкции Банка России N 170-И.
3.7. По итогам рассмотрения документов, представленных в соответствии с пунктом 2.1 настоящей Инструкции, уполномоченное структурное подразделение вручает центральному контрагенту (направляет по адресу, указанному в соответствующем заявлении, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе):
уведомление о присвоении статуса центрального контрагента или уведомление об отказе в присвоении статуса центрального контрагента, содержащее основания для такого отказа. К уведомлению о присвоении статуса центрального контрагента прилагается уведомление о регистрации правил клиринга с приложением одного экземпляра указанных правил;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
уведомление о выдаче лицензии на осуществление клиринговой деятельности или уведомление об отказе в ее выдаче, содержащее основания для такого отказа. К уведомлению о выдаче лицензии на осуществление клиринговой деятельности прилагается оригинал лицензии на осуществление клиринговой деятельности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года указанием Банка России от 1 октября 2020 года N 5578-У. - См. предыдущую редакцию)
уведомление о выдаче лицензии на осуществление банковских операций или уведомление об отказе в выдаче лицензии на осуществление банковских операций. К уведомлению о выдаче лицензии на осуществление банковских операций прилагается оригинал лицензии на осуществление банковских операций.
3.8. По итогам рассмотрения документов, предусмотренных пунктом 4.1 настоящей Инструкции, уполномоченное структурное подразделение вручает центральному контрагенту (направляет по адресу, указанному в соответствующем заявлении, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе):
уведомление о присвоении статуса центрального контрагента или уведомление об отказе в присвоении статуса центрального контрагента, содержащее основания для такого отказа. К уведомлению о присвоении статуса центрального контрагента прилагается оригинал лицензии на осуществление клиринговой деятельности и уведомление о регистрации правил клиринга с приложением одного экземпляра указанных правил;