Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 23 ноября 1978 года N 1-165-И

О Методических указаниях по планированию расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатов

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтруда России от 30 апреля 2020 года N 232
____________________________________________________________________



В целях установления единого порядка планирования расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатов и усиления контроля за правильным и рациональным расходованием государственных средств Министерство социального обеспечения РСФСР направляет для руководства Методические указания по планированию расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатов, подготовленные Планово-финансовым управлением, и предлагает при составлении смет расходов на их содержание строго руководствоваться вышеназванными Методическими указаниями.

Заместитель Министра
И.Ф.Солдатенков

     

     

Приложение
к инструктивному письму
Министерства социального
обеспечения РСФСР
от 23 ноября 1978 года N 1-165-И

     

Методические указания по планированию расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатов

     

     

I. Общие положения


При планировании расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатов* следует руководствоваться Положениями о них и Приказом Министра финансов РСФСР от 27 декабря 1966 года N 01/1030 "Об утверждении инструкции по составлению, рассмотрению и утверждению смет учреждений, состоящих на Государственном бюджете РСФСР", указаниями о порядке применения перечня статей классификации расходов для учреждений, состоящих на бюджете, изложенными в приложении N 3 к инструкции Министерства финансов СССР от 27 декабря 1973 года N 323, и дополнениями к ней и другими документами, определяющими материальные и денежные затраты по содержанию домов-интернатов.

________________

* В дальнейшем будут именоваться домами-интернатами.


Утвержденная смета расходов дома-интерната является основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на его содержание (питание, приобретение одежды, обуви, нательного и постельного белья и др. расходы).

Индивидуальная смета составляется по установленной Министерством финансов СССР типовой форме на календарный год с поквартальной разбивкой по отдельным статьям расходов бюджетной классификации.

В смету могут включаться только расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения.

Сумма расходов и ее распределение по статьям приводится в смете в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период за 6 или 9 месяцев в зависимости от того, когда составляется смета.

Ассигнования, предусмотренные в смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам расходов каждой статьи сметы.

Расчеты к смете составляются домом-интернатом исходя из производственных показателей (числа коек, должностей персонала и т.д.), а также установленных действующим законодательством денежных норм расходов на питание, медикаменты, мягкий инвентарь и других материальных и денежных норм расходов по отдельным видам затрат с соблюдением действующих государственных цен и тарифов.

В смете наряду с расчетами приводятся также общие сведения о доме-интернате (кубатура по наружному обмеру, внутренняя площадь здания, виды благоустройства, система отопления, площадь освещения, количество автомашин, наличие водопровода и канализации), которые используются при планировании объема затрат на хозяйственные расходы и капитальный ремонт.

Кроме того, к смете должны быть приложены: на медицинский персонал, воспитателей, библиотекарей, культорганизаторов - тарификационные списки по форме, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30 декабря 1976 года N 1250; на работников автотранспорта - наличие классности, разрешение на ненормируемый рабочий день, типы и марки машин, на которых они работают, их параметры, списки о наличии лежачих больных, требующих постоянного ухода; на работников котельной - количество обслуживаемых кочегаром котлов в смену, техническая характеристика котлов (суммарная теплопроизводительность, вид топлива и т.д.); на киномехаников - категории; на работников кухни и других рабочих, тарифицируемым по часовым тарифным ставкам, - разряды.

Проект сметы составляется с привлечением материально ответственных работников дома-интерната и подписывается руководителем учреждения и старшим бухгалтером (бухгалтером).

Проект сметы представляется домом-интернатом в 2-х экземплярах в вышестоящую организацию (в Министерство социального обеспечения АССР, краевой, областной, Московский и Ленинградский городские отделы социального обеспечения).

Смета расходов с поквартальной разбивкой утверждается вышестоящей организацией после утверждения бюджета в сроки, установленные Советом Министров АССР и исполкомом местных Советов народных депутатов.

Смета расходов утверждается в двух экземплярах, один из которых направляется в дом-интернат, а второй остается в вышестоящей организации, утвердившей смету.

Утверждение сметы расходов производится в разрезе статей бюджетной классификации расходов и оформляется подписью министра социального обеспечения АССР, заведующего отделом (или заместителя) и главного бухгалтера с датой утверждения, а также оттиском печати министерства или отдела в двух экземплярах.

При рассмотрении и утверждении сметы вышестоящая организация должна тщательно проверить законность, правильность и обоснованность включаемых в смету расходов и установленных норм.

Изменения в смету дома-интерната в процессе исполнения могут вноситься в установленном порядке только вышестоящей организацией, утвердившей смету.

Оформление изменений производится на основе уведомлений вышестоящей организации по установленной форме.

Руководители учреждений социального обеспечения вправе на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 14 сентября 1967 года N 696 использовать средства, предусмотренные сметами этих учреждений по каждому назначению, в пределах годовых ассигнований, независимо от поквартального распределения, за исключением ассигнований на заработную плату и капитальные вложения.

При этом увеличение квартальных расходов по одной статье допускается за счет соответствующего сокращения расходов по другим статьям, кроме расходов на заработную плату, капитальные вложения и питание, без превышения общей суммы квартальных ассигнований по всем статьям сметы в целом.

Смета расходов по организации и содержанию вновь открываемых домов-интернатов составляется непосредственно вышестоящей организацией на часть года в соответствии с намечаемыми сроками их открытия, с учетом условий работы.

Кроме того, вышестоящая организация утверждает для дома-интерната предельные ассигнования на содержание аппарата управления, лимиты расходов на командировки работников аппарата управления, а также работников, не относящихся к аппарату управления, численность работников ведомственной охраны.

Дом-интернат может иметь в своем распоряжении, помимо средств, получаемых из бюджета, специальные средства, на что составляются отдельные сметы доходов и расходов, образуемых как за счет доходов, получаемых от лечебно-производственной деятельности мастерских и подсобных сельских хозяйств, так и за счет средств от поступлений 50 процентов стоимости за работу инвалидов в производственных мастерских и подсобных сельских хозяйствах, за счет арендной и квартирной платы от принадлежащих учреждениям зданий, помещений и общежитий, доходов от эксплуатации транспорта и др.

Сметы спецсредств составляются и утверждаются одновременно со сметой по бюджету в порядке, предусмотренном Инструкцией о спецсредствах учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах, утвержденной Министерством финансов РСФСР от 4 сентября 1967 года N 01/673 (с учетом последующих дополнений и изменений).

II. Определение числа коек


Число коек является одним из производственных показателей, определяющим объем расходов по смете дома-интерната.

При составлении сметы важное значение имеет правильное определение числа коек на начало планируемого периода.

Определение числа коек на начало планируемого периода производится исходя из фактического их наличия на последнюю отчетную дату с учетом возможности развертывания коек в оставшийся период времени до конца года, в пределах числа коек, предусмотренных по плану.

Увеличение числа коек в предстоящем году (прирост коек) определяется вышестоящим органом социального обеспечения при утверждении сметы исходя из потребности и возможности их размещения и в соответствии с показателями государственного плана экономического и социального развития.

Для определения расходов на содержание дома-интерната исчисляется среднегодовое число коек, которое устанавливается в зависимости от сроков развертывания новых коек, путем прибавления к переходящему числу коек на начало планируемого периода среднегодового их прироста.

Например, на 1 января в доме-интернате фактически развернуто 200 коек, с 1 мая предусматривается развернуть еще 60 коек.

Чтобы установить среднегодовой прирост, следует 60 коек умножить на 8 (число месяцев, в течение которых новые койки будут функционировать) и полученное произведение разделить на 12.

Таким образом, среднегодовой прирост новых коек составит 40 единиц , а все среднегодовое число коек в доме составит 240 (200 + 40).

III. Планирование расходов по смете


Расходы на содержание домов-интернатов планируются по разделу 207 бюджетной классификации "Социальное обеспечение", § 6 - Дома для взрослых инвалидов.

Статья 1. Заработная плата


Ассигнования на заработную плату занимают большой удельный вес в общих расходах по смете дома-интерната, поэтому при определении фонда заработной платы должны быть тщательно проверены все расчеты.

Планирование расходов на заработную плату осуществляется раздельно по врачебному, среднему, младшему медицинскому, административно-управленческому и хозяйственно-обслуживающему персоналу.

Штаты домов-интернатов устанавливаются в пределах фонда заработной платы и предельных ассигнований на содержание аппарата управления министерствами социального обеспечения АССР, краевыми, областными, Московским и Ленинградским городскими отделами социального обеспечения в соответствии со штатными нормативами и типовыми штатами, утвержденными приказами Министерства социального обеспечения РСФСР:

штат медицинского персонала в домах-интернатах для престарелых и инвалидов с коечной сетью до 350 мест устанавливается в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Приказами Министерства социального обеспечения РСФСР от 25 июля 1960 года N 148 (приложение N 1) и от 10 июня 1968 года N 80, а с коечной сетью свыше 350 мест утверждается Министерством социального обеспечения РСФСР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР в индивидуальном порядке;

штат медицинского персонала в психоневрологических интернатах устанавливается в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Приказом Министра социального обеспечения РСФСР от 20 сентября 1967 года N 96;

штат административно-управленческого, хозяйственно-обслуживающего персонала устанавливается в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Приказом Министра социального обеспечения РСФСР от 6 июня 1972 года N 68, и изменениями, внесенными письмом Министерства социального обеспечения РСФСР и Министерства финансов РСФСР от 21 июля 1978 года N 1-105-И/10/214;

штат работников кухни устанавливается в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 25 июля 1977 года N 124 (для домов-интернатов, не перешедших на новые условия оплаты труда, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года N 1057 устанавливается на основании штатных нормативов, утвержденных Приказом Министра социального обеспечения РСФСР от 21 октября 1964 года N 98).

Для определения фонда заработной платы следует, в первую очередь, уточнить численность штатных должностей дома-интерната на начало планируемого года.

Число штатных должностей на начало планируемого года определяется исходя из фактического их наличия на последнюю отчетную дату, с учетом возможного укомплектования вакантных должностей до конца года в пределах утвержденной планом численности и расширения объема деятельности учреждения, но не выше установленного расчетного числа должностей по смете расходов учреждений на конец года.

Число штатных должностей на конец планируемого года определяется путем прибавления к числу штатных должностей на начало года прироста должностей в соответствии с изменением объема работы учреждения и в зависимости от сроков введения новых коек.

Среднегодовое число штатных должностей определяется в том же порядке, как и количество среднегодовых коек.

При определении числа должностей медицинского персонала на один круглосуточный пост в психоневрологических интернатах следует руководствоваться письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 8 декабря 1972 года N 9-552-9/2-26.

Расчет должностей медицинского персонала, необходимого для одного круглосуточного поста, следует производить таким образом.

1. Число дней в году - 365.

2. Число часов работы учреждения в году (при круглосуточной работе) - 365 дней х 24 часа = 8760 часов.

3. Из общего количества дней в году исключаются воскресные дни - 52 и праздничные - 7 (ежегодно один праздничный день совпадает с воскресным).

4. Число рабочих дней в году (за исключением воскресных и праздничных) составит 306 дней (365 - 52 - 7).

5. Число дней очередного отпуска медсестер и палатных санитарок - 42 дня.

6. Число рабочих дней в году с учетом очередного отпуска работника 306 дней - 42 дня = 264 дня. При наличии отпуска другой продолжительности будет изменяться и количество рабочих дней в году, а следовательно и число должностей на круглосуточный пост.

7. Продолжительность рабочего дня медсестер и палатных санитарок в связи с особыми условиями труда (без сокращения рабочего дня в предвыходные и праздничные дни) - 6 часов.

8. Часовой фонд рабочего времени на 1-го работника в год: 6 час. х 264 дня = 1584 часа.

9. Число должностей на 1 пост 8760 час. / 1584 часа = 5,53 ед.

10. Число мест в психоневрологическом интернате - 300.

11. Норматив для определения числа палатных медицинских сестер на круглосуточный дежурный пост - 1 пост на 100 коек.

12. Количество потребных постов 300 коек / 100 коек = 3 поста.

13. Потребная численность палатных медсестер для обеспечения 3-х круглосуточных постов - 3 поста х 5,53 = 17 единиц.

В таком же порядке рассчитывается пост и по числу палатных санитарок в психоневрологических интернатах.

Учитывая, что в общем числе должностей на один пост предусмотрена замена работников, уходящих в отпуск, фактическое количество укомплектованных должностей в психоневрологических интернатах должно быть меньше, чем предусмотрено в расчете на пост.

При определении количества постов в учреждении медицинского персонала следует исходить из нормы нагрузки, установленной Приказом Министра социального обеспечения РСФСР от 20 сентября 1967 года N 96, и утвержденного фонда заработной платы.

Следует иметь в виду, что условия оплаты труда руководящих работников, ИТР, служащих, работников кухни, среднего, младшего медицинского и младшего обслуживающего персонала, рабочих домов-интернатов, перешедших на новые условия оплаты труда, определены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года N 1057 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства" (Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 18 января 1977 года N 11), для домов-интернатов, не перешедших на новые условия оплаты труда, - Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года N 620 и Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 года N 511/П-28* (Приказы Министра социального обеспечения РСФСР от 31 августа 1964 года N 82 и от 12 декабря 1967 года N 147), для врачей - Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 июля 1972 года N 522 (Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 июля 1972 года N 86).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»