1. Комментируемой статьей определен круг вопросов и полномочий в сфере охраны здоровья, которые передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Координация вопросов здравоохранения в соответствии со ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, следовательно, передача ряда полномочий в сфере охраны здоровья является оправданной и устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ в области передаваемых полномочий, а также порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий.
В ч.1 комментируемой статьи закреплен перечень передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В редакции Федерального закона от 26 апреля 2016 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указанный перечень включает только одно передаваемое полномочие - лицензирование определенных видов деятельности в сфере здравоохранения.
Обозначенное ранее в п.2 ч.1 комментируемой статьи право субъектов РФ (должно было вступить в силу с 1 января 2018 года) осуществлять организацию обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами, закреплено с 7 мая 2016 года за Минздравом России (см. п.21 ч.2 ст.14 комментируемого Закона). При этом в силу ч.7 ст.44 Закона обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством РФ и сформированному в установленном им порядке (см. комментарий к ст.44).
Однако здесь следует принимать во внимание положения ч.13 комментируемой статьи, закрепляющей, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, предусмотренные Законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (см. об этом подробнее п.7.1 ст.26.3 указанного закона).
Итак, субъекты РФ вправе осуществлять лицензирование следующих видов деятельности:
а) медицинской деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);
б) фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);
в) деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти).
О понятии медицинской и фармацевтической деятельности см. комментарий к ст.2 Закона. О правовом регулировании фармацевтической деятельности см. также гл.10 ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Об аспектах, связанных с правом на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, см. комментарий к ст.69 Закона. О вопросах, затрагивающих оборот наркотических средств, психотропных веществ, см. ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (гл.II, III и др.).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По данным Минздрава России, в большинстве субъектов РФ переданные им в рамках ч.1 комментируемой статьи полномочия по лицензированию реализуются не в полном объеме или реализуются неудовлетворительно, с нарушением действующего законодательства Российской Федерации (см. пояснительную записку к проекту федерального закона N 949282-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&DD90F292072ADE4C43257F1B00316D85). В силу этого, а также в части исключения полномочий по осуществлению лицензионного контроля в сфере охраны здоровья из перечня полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и передачи их уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, были приняты необходимые изменения (см. Федеральный закон от 5 апреля 2016 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Согласно указанному закону с 3 октября 2016 года действует уточняющее положение о том, что полномочия субъектов РФ по лицензированию распространяются в части:
- предоставления и переоформления лицензий;
- предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий;
- осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий;
- прекращения действия лицензий;
- формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов РФ лицензий;
- утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий;
- утверждения форм уведомлений, выписок из реестров выданных органами государственной власти субъектов РФ лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;
- предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация).
Обозначенные уточнения являются составной частью изменений, направленных на создание единой эффективной системы лицензионного контроля, основанной на принципе разграничения разрешительных и контрольных функций, предусматривающей централизацию соответствующих полномочий в компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, снижение контрольной нагрузки на хозяйствующие субъекты, исключение дублирования контрольно-надзорных функций и полномочий федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Целью создания централизованной системы государственного контроля в сфере здравоохранения является повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности и ориентация государственного контроля (надзора) на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере здравоохранения.
Реализация обозначенных выше норм о полномочиях субъектов РФ в части лицензирования перечисленных видов деятельности нашла свое выражение в соответствующих правовых актах, см., например: