Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Комментируемой статьей определен круг вопросов и полномочий в сфере охраны здоровья, которые передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Координация вопросов здравоохранения в соответствии со ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, следовательно, передача ряда полномочий в сфере охраны здоровья является оправданной и устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ в области передаваемых полномочий, а также порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий.

В ч.1 комментируемой статьи закреплен перечень передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В редакции Федерального закона от 26 апреля 2016 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указанный перечень включает только одно передаваемое полномочие - лицензирование определенных видов деятельности в сфере здравоохранения.

Обозначенное ранее в п.2 ч.1 комментируемой статьи право субъектов РФ (должно было вступить в силу с 1 января 2018 года) осуществлять организацию обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами, закреплено с 7 мая 2016 года за Минздравом России (см. п.21 ч.2 ст.14 комментируемого Закона). При этом в силу ч.7 ст.44 Закона обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством РФ и сформированному в установленном им порядке (см. комментарий к ст.44).

Однако здесь следует принимать во внимание положения ч.13 комментируемой статьи, закрепляющей, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, предусмотренные Законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (см. об этом подробнее п.7.1 ст.26.3 указанного закона).

Итак, субъекты РФ вправе осуществлять лицензирование следующих видов деятельности:

а) медицинской деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);

б) фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);

в) деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти).

О понятии медицинской и фармацевтической деятельности см. комментарий к ст.2 Закона. О правовом регулировании фармацевтической деятельности см. также гл.10 ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Об аспектах, связанных с правом на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, см. комментарий к ст.69 Закона. О вопросах, затрагивающих оборот наркотических средств, психотропных веществ, см. ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (гл.II, III и др.).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

По данным Минздрава России, в большинстве субъектов РФ переданные им в рамках ч.1 комментируемой статьи полномочия по лицензированию реализуются не в полном объеме или реализуются неудовлетворительно, с нарушением действующего законодательства Российской Федерации (см. пояснительную записку к проекту федерального закона N 949282-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&DD90F292072ADE4C43257F1B00316D85). В силу этого, а также в части исключения полномочий по осуществлению лицензионного контроля в сфере охраны здоровья из перечня полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и передачи их уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, были приняты необходимые изменения (см. Федеральный закон от 5 апреля 2016 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Согласно указанному закону с 3 октября 2016 года действует уточняющее положение о том, что полномочия субъектов РФ по лицензированию распространяются в части:

- предоставления и переоформления лицензий;

- предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий;

- осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий;

- прекращения действия лицензий;

- формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов РФ лицензий;

- утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий;

- утверждения форм уведомлений, выписок из реестров выданных органами государственной власти субъектов РФ лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;

- предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация).

Обозначенные уточнения являются составной частью изменений, направленных на создание единой эффективной системы лицензионного контроля, основанной на принципе разграничения разрешительных и контрольных функций, предусматривающей централизацию соответствующих полномочий в компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, снижение контрольной нагрузки на хозяйствующие субъекты, исключение дублирования контрольно-надзорных функций и полномочий федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Целью создания централизованной системы государственного контроля в сфере здравоохранения является повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности и ориентация государственного контроля (надзора) на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере здравоохранения.

Реализация обозначенных выше норм о полномочиях субъектов РФ в части лицензирования перечисленных видов деятельности нашла свое выражение в соответствующих правовых актах, см., например:

- приказ Минздрава России от 7 июля 2015 года N 419н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук)";

- приказ Министерства здравоохранения Сахалинской области от 14 декабря 2015 года N 29-п "Об утверждении форм документов, используемых министерством здравоохранения Сахалинской области в процессе лицензирования фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти)";

- постановление Губернатора Курской области от 12 ноября 2015 года N 522-пг "Об утверждении административного регламента комитета здравоохранения Курской области по предоставлению государственной услуги "Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II, III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти)";

- постановление Губернатора Курской области от 26 августа 2015 года N 383-пг "Об утверждении административного регламента комитета здравоохранения Курской области по исполнению государственной функции "Лицензионный контроль при осуществлении фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти)";

- постановление губернатора ЕАО от 26 мая 2015 года N 148 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II, III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти) на территории Еврейской автономной области";

- указ Губернатора Брянской области от 15 декабря 2014 года N 404 "Об утверждении административного регламента департамента здравоохранения Брянской области по предоставлению государственной услуги "Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти)";

- постановление Губернатора Томской области от 22 сентября 2014 года N 76 "Об утверждении Административного регламента осуществления лицензионного контроля фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти) на территории Томской области";