Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

УТВЕРЖДАЮ
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
В.А.Пучков
30 июня 2014 г.

     

Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности

1. Общие положения



Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Федеральными законами: от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; приказами МЧС России от 28.06.2012 N 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", от 26.06.2012 N 358 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны", от 26.06.2012 N 359 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"; постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме в Российской Федерации", от 21.05.2007 N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны", от 01.12.2005 N 712 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Рекомендации подготовлены в целях совершенствования подготовки персонала объектов и населения к действиям в условиях возникновения пожароопасных ситуаций за счет повышения роли тренировок, максимально приближенных к возможным реальным ситуациям, приобретение устойчивых навыков, необходимых для принятия быстрых и четких решений и выполнения действий, необходимых для предупреждения опасных последствий, которые могут иметь место при возникновении пожара.

Настоящий документ не содержит норм права, носит рекомендательный и разъяснительный характер.

2. Обучение в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности

     

2.1. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Обучение населения в области гражданской обороны как одна из задач гражданской обороны закреплена ст.2 Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения определяется Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841.

Обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм обучения в области гражданской обороны по группам обучаемых. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

Руководители организаций, прошедшие переподготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны проводят занятия по месту работы с личным составом организаций.

Обучение населения в области гражданской обороны в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, а также на курсах гражданской обороны и в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями и организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Обучение в области гражданской обороны соответствующих групп населения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, и образовательных учреждениях, реализующих программы профессионального образования, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

Подготовка и обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и является одной из задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций для всех групп населения является обязательной и осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников осуществляется не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с программами обучения, разработанными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Обучение уполномоченных работников в учреждениях повышения квалификации происходит в соответствии с программами федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также программами курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных учреждений, федеральными государственными образовательными стандартами и примерными программами дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для образовательных учреждений профессионального образования.

Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется также в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

2.2. Противопожарная пропаганда


Противопожарная пропаганда (далее - пропаганда) и обучение мерам пожарной безопасности (далее - обучение) являются одной из форм профилактики пожаров и гибели людей.

Для организации работы по пропаганде и обучению на территории муниципального района и городского поселения соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой руководителями сельских поселений, организаций, учреждений, учебных и дошкольных заведений независимо от формы собственности.

Противопожарная пропаганда и обучение по месту жительства осуществляется через:

- тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы;

- средства печати - выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток; публикации в газетах и журналах;

- радио, телевидение, обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, телефонные линии, встречи в редакциях;

- устную агитацию - доклады, лекции, беседы;

- средства наглядной агитации - аншлаги, плакаты, панно, иллюстрации, буклеты, альбомы, компьютерные технологии;

- работу с творческими союзами (союз журналистов, союз художников, союз композиторов и т.д.) по пропаганде противопожарных знаний.

Еще одной формой противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения и по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Противопожарная пропаганда среди школьников может осуществляться в следующих формах:

- тематические творческие конкурсы среди детей любой возрастной группы;

- спортивные мероприятия по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных учреждений начального профессионального образования;

- экскурсии в пожарно-спасательные подразделения с показом техники и открытого урока обеспечения безопасности жизни;

- организацию тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;

- организацию работы в летних оздоровительных лагерях;

- создание дружин юных пожарных (ДЮП);

- оформление уголков пожарной безопасности.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, ведет всю необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций.

Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики.

На противопожарную пропаганду и обучение в местных бюджетах в обязательном порядке предусматриваются денежные средства.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводятся на постоянной основе и непрерывно.

Обучение граждан мерам пожарной безопасности в форме противопожарного инструктажа проводят:

1) по месту жительства, месту пребывания - совместно с работниками управляющих организаций (в многоквартирных жилых домах), работниками или членами правлений товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, представителями органов территориального общественного самоуправления, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму;

2) в садоводческих обществах - совместно с членами садоводческих обществ, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, садоводческие общества вправе организовывать проведение противопожарного инструктажа граждан самостоятельно, а также с привлечением специализированных организаций на основе заключенных с ними договоров.

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление граждан с:

1) основными причинами пожаров и способами их ликвидации;

2) действиями при обнаружении пожара или признаков горения;

3) требованиями пожарной безопасности, предъявляемыми к населенным пунктам, зданиям для проживания людей, садоводческим обществам;

4) требованиями пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печного отопления, эксплуатации электросетей и электробытовых приборов;

5) мерами ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

При введении особого противопожарного режима, ухудшении противопожарной обстановки на отдельных территориях может проводиться внеочередной противопожарный инструктаж.

Проведение противопожарного инструктажа фиксируется в журнале учета проведения противопожарных инструктажей граждан.

Обучение граждан мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляется в следующих формах:

1) размещение в средствах массовой информации обучающей информации по предупреждению пожаров и необходимым действиям в случае их возникновения;

2) противопожарный инструктаж;

3) пожарно-технические лекции, беседы, демонстрация учебных фильмов и др.;

4) распространение печатной продукции по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности;

2.3. Обучение мерам пожарной безопасности


Обучение мерам пожарной безопасности является наиболее доступным и действенным направлением обеспечения защищенности граждан, имущества, общества и государства от пожаров и проводится с целью информирования общества и его членов о требованиях пожарной безопасности и применении их по месту жительства, учебы и работы.

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется по специальным программам.

Программы обучения мерам пожарной безопасности разрабатываются юридическими и физическими лицами, осуществляющими обучение мерам пожарной безопасности. Программы, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области обеспечения пожарной безопасности.

Для каждой группы граждан разрабатываются тематические программы.

Тематические программы помимо общих требований должны разрабатываться с учетом категории обучаемых, специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.

При обучении населения в области пожарной безопасности условно можно выделить четыре основные группы людей.