ПРИКАЗ
от 17 июля 2009 года N 1313
Об утверждении регламента организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы
В целях совершенствования работы ФТС России по реализации функции выработки государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере таможенного дела, обеспечения реализации положений Постановлений Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2313; 2006, N 23, ст.2514, N 29, ст.3251; 2007, N 32, ст.4150; 2008, N 14, ст.1413, N 21, ст.2459, N 49, ст.5833; 2009, N 11, ст.1302, N 12, ст.1443, N 19, ст.2346), от 5 марта 2009 года N 195 "Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст.1240), от 5 марта 2009 года N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст.1241), от 30 апреля 2009 года N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст.2346)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы (далее - Регламент).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России обеспечить выполнение Регламента и в месячный срок:
1) обеспечить внесение изменений в положения о структурных подразделениях ФТС России в части наделения их функцией разработки (участия в разработке) проектов федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по направлениям деятельности структурных подразделений;
2) внести изменения в должностную инструкцию заместителя начальника структурного подразделения ФТС России, возложив на него обязанности по обеспечению участия структурного подразделения ФТС России в законопроектной работе ФТС России по направлениям деятельности структурного подразделения ФТС России.
3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 10 апреля 2008 года N 396 "О Регламенте организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России К.Л.Чайку.
Настоящий Приказ вступает в силу со дня его подписания, за исключением раздела VIII Регламента, который вступает в силу с 1 сентября 2009 года.
Вр.и.о. руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
В.М.Малинин
Регламент организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы
Регламент организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы (далее - Регламент) разработан на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 459 "О Федеральной таможенной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст.3569, 2008, N 17, ст.1883, N 24, ст.2867, N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738), и правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующих порядок реализации федеральными органами исполнительной власти функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере ведения.
Регламент определяет место и роль законопроектной работы в деятельности ФТС России, порядок ее организации, взаимодействия структурных подразделений ФТС России и устанавливает единый порядок подготовки проектов федеральных законов (далее - законопроекты) и проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию федеральных законов, а также участие ФТС России в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации (далее - палаты Федерального Собрания).
1. Законопроектная работа является одним из основных направлений деятельности, осуществляемой ФТС России в целях обеспечения эффективности нормативно-правового регулирования отношений в области таможенного дела, и заключается в планировании и организации разработки законопроектов, подготовке проектов заключений, официальных отзывов, поправок Правительства Российской Федерации на законопроекты, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию федеральных законов (далее - проекты нормативных правовых актов), а также в рассмотрении законопроектов и проектов нормативных правовых актов, поступающих в ФТС России из федеральных органов исполнительной власти или от субъектов права законодательной инициативы.
Законопроектная работа включает в себя также взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по осуществлению законопроектной деятельности.
2. Организация законопроектной работы, обеспечение взаимодействия ФТС России с Федеральным Собранием, Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации по направлению законопроектной работы осуществляется статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России.
3. Головным структурным подразделением ФТС России по организации законопроектной работы является Управление правового обеспечения законопроектной деятельности (далее - Управление).
4. В структурных подразделениях ФТС России (далее - структурные подразделения) ответственным за обеспечение участия в законопроектной работе и взаимодействие с Управлением является один из заместителей начальника структурного подразделения, на которого возложены обязанности по обеспечению участия структурного подразделения в законопроектной работе ФТС России по направлениям деятельности структурного подразделения.
5. Законопроектная работа осуществляется в соответствии с ежегодными планами организации законопроектной работы ФТС России (далее - Планы ФТС России).
6. Планы ФТС России разрабатываются Управлением на основе планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации (далее - планы Правительства), программ законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) на очередную сессию и предложений структурных подразделений.
7. Структурные подразделения направляют в Управление предложения о разработке законопроектов для включения в проект Плана ФТС России на следующий год до 1 декабря текущего года.
8. Предложения структурных подразделений о разработке законопроектов должны основываться на результатах мониторинга федерального законодательства и правоприменительной практики, анализа ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития государства и иных программных документов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также научных концепций развития российского законодательства.
9. Предложения структурных подразделений о разработке законопроекта должны содержать:
рабочее наименование законопроекта;
основание разработки законопроекта;
пояснительную записку, содержащую изложение предмета правового регулирования и основной идеи законопроекта;
основные положения законопроекта;
сведения об объемах финансирования законопроектных работ;
перечень структурных подразделений, ответственных за разработку законопроекта (далее - подразделения-соисполнители);
перечень заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
сроки представления законопроекта в Правительство Российской Федерации.
10. Управление с привлечением подразделений-соисполнителей анализирует действующее законодательство Российской Федерации в части, затрагиваемой законопроектом, уточняет причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), определяет пробелы в законодательстве Российской Федерации, устаревшие предписания либо множественность актов, регулирующих сходные правоотношения, и в зависимости от полноты и качества предоставленных материалов готовит предложения о включении данного законопроекта в проект Плана ФТС России на соответствующий год в целях дальнейшего направления предложения о его разработке в план Правительства или о необходимости разработки концепции законопроекта и о сроках ее подготовки.
11. При формировании проекта Плана ФТС России учитываются аналитические материалы о проблемах правоприменительной практики по направлению деятельности структурных подразделений.
Указанные материалы направляются в Управление всеми структурными подразделениями до 15 июня и до 15 декабря текущего года и содержат статистические данные, расчеты, прогнозные показатели, в том числе финансово-экономические, и предложения по решению выявленных проблем.
12. Проект Плана ФТС России до его представления на утверждение руководителю ФТС России подлежит обсуждению у статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России с участием заместителей начальников структурных подразделений, ответственных за обеспечение участия структурных подразделений в законопроектной работе по направлениям деятельности структурного подразделения (далее - уполномоченные лица).
13. План ФТС России утверждается руководителем ФТС России до 20 января соответствующего года. О ходе его исполнения Управление еженедельно информирует статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России.
14. Организация работы по исполнению Плана ФТС России рассматривается на ежегодном методическом семинаре по законопроектной работе, проводимом Управлением.
15. В отношении каждого законопроекта, включенного в План ФТС России, структурным подразделением, к компетенции которого относятся правоотношения, подлежащие регулированию (далее - головной исполнитель), составляется план-график его разработки (далее - План-график).
16. План-график утверждается статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России.
17. Ход исполнения Плана-графика контролируется Управлением и выносится на обсуждение со статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России.
18. Предложения по уточнению Плана ФТС России на очередной год рассматриваются в порядке, предусмотренном Регламентом для его разработки.
19. Если руководителем ФТС России или Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности принято решение о разработке концепции законопроекта, предложенного ФТС России в план Правительства, ее подготовка осуществляется структурным подразделением, направившим предложение о разработке соответствующего законопроекта, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст.3335; 2004, N 35, ст.3636; 2006, N 6, ст.714; 2009, N 12, ст.1443, N 13, ст.2346).
20. Управление на основании Плана ФТС России формирует предложения в проект плана Правительства и обеспечивает их направление в Министерство юстиции Российской Федерации до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду.
21. Предложения должны содержать:
рабочее наименование законопроекта;
наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя;
перечень федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей;
ориентировочные сроки рассмотрения законопроекта в Правительстве Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу;
пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;
концепцию законопроекта и проект технического задания на его разработку в случае необходимости.
22. При необходимости оперативного законодательного регулирования правоотношений в установленной сфере ведения, во исполнение нормативных правовых актов и поручений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также по решению руководителя ФТС России внесение изменений в План ФТС России осуществляется решением руководителя ФТС России без внесения изменений в приказ ФТС России об утверждении плана организации законопроектной работы ФТС России на соответствующий год.
23. Головной исполнитель информирует Управление о ходе разработки законопроекта и о необходимости привлечения должностных лиц Управления для решения правовых вопросов. Подразделения-соисполнители по запросу головного исполнителя обеспечивают представление необходимых для разработки законопроекта материалов в течение десяти дней.
24. По решению статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России создаются рабочие группы по разработке законопроекта с участием представителей подразделений-соисполнителей и должностных лиц Управления (далее - рабочая группа). Члены рабочей группы указываются в качестве разработчиков на титульном листе законопроекта.
25. Рабочая группа осуществляет разработку законопроекта, оказывает содействие при внутриведомственном согласовании, согласовании с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, при проработке законопроекта в Аппарате Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, а также при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания (включая экспертно-правовое сопровождение).
Рабочая группа осуществляет разработку проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ФТС России, подлежащих принятию в связи с данным законопроектом.
26. Координацию деятельности рабочих групп и контроль за соблюдением сроков подготовки законопроектов, а также проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации законопроекта, осуществляет Управление.
27. Начальник структурного подразделения - головного исполнителя по разработке законопроекта в дальнейшем включается в межведомственную рабочую группу по подготовке законопроекта, включенного в план Правительства.
28. К тексту законопроекта предъявляются следующие требования:
1) структура текста должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования;
2) законопроект, направленный на регулирование широкой сферы общественных отношений, может содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия закона, его регулятивное значение (положения нормативного характера в преамбулу не включаются);
3) определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в законопроекте, целесообразно размещать в начале текста;
4) нормативное содержание законопроекта в зависимости от предмета правового регулирования, его объема и формы должно иметь следующую структуру:
общие положения (предмет и основные принципы правового регулирования, соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации и др.);
определение используемых понятий (если они не определены в действующем законодательстве Российской Федерации);
изложение конкретных правовых норм по регулируемому вопросу;
определение санкций за нарушение установленных правовых норм;
переходные и заключительные положения;