ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 23 января 2015 года N 15

Об утверждении Методических указаний по оценке жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья в системе национальных счетов, и методических указаний по расчету индексов экспорта и импорта по статье "поездки"



Во исполнение Плана развития Системы национальных счетов России на период с 2011 года по 2017 года, утвержденного приказом Росстата от 30 марта 2011 года N 81, Плана мероприятий по реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по развитию Системы национальных счетов Российской Федерации, утвержденного приказом Росстата, Минэкономразвития России, Минфина России от 3 октября 2014 года N 602/634/112н, и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420,

приказываю:

Утвердить прилагаемые:

Методические указания по оценке жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья, в Системе национальных счетов (приложение N 1);     

Методические указания по расчету индексов экспорта и импорта по статье "поездки" (приложение N 2).

Руководитель
А.Е.Суринов



Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 23 января 2015 года N 15

     

Методические указания по оценке жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья, в системе национальных счетов



В настоящем документе определены методические указания по оценке жилищных услуг, производимых и потребляемых владельцами жилья, исходя из статистической оценки рыночной стоимости жилого фонда на основе сравнительного метода, а также фиксированной условной нормы прибыли на жилые здания в размере 2,5%, рекомендуемой ЕЭК ООН.

При изменении ситуации в финансово-кредитной сфере условная норма прибыли на жилые здания может быть изменена. После пересмотра оценок рыночной стоимости жилого фонда по всему динамическому ряду на основе итогов, полученных Росреестром по кадастровой оценке жилой недвижимости, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560, настоящие методические указания могут быть уточнены.

1. Описание проблемы


В 2008 году в рамках процедур по подготовке к вступлению Российской Федерации в состав ОЭСР экспертами этой организации была проведена работа по выявлению несоответствий российской статистической практики международным стандартам. Основным несоответствием в системе национальных счетов было признано расхождение действующей методики оценки жилищных услуг относительно международных стандартов.

В настоящее время для оценки выпуска жилищных услуг применяется специально разработанная методика, учитывающая специфику российского ЖКХ: высокую степень субсидированности этой отрасли, социальную поддержку государства, оказываемую в том числе и собственникам жилья.

По мнению международных экспертов, показатели производства по виду деятельности 70.20.1 "Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества" сильно занижены, что, в конечном итоге, ведет к занижению ВВП России. В 2002-2012 годах доля услуг по проживанию в собственном жилье в ВВП Российской Федерации составляла от 0,7% до 1,8%, что значительно ниже, чем в бывших социалистических странах.

3*. Рекомендуемые подходы к оценке жилой ренты

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


В руководстве по СНС 1993 года, в пункте 6.89 об оценке услуг по проживанию в собственном жилье сказано: "...стоимость выпуска жилищных услуг, производимых владельцами жилых помещений для собственного потребления, оценивается по оценочной сумме арендной платы, которую выплачивал бы арендатор за аналогичное жилье...". Этот подход иначе называется методом эквивалентной ренты или методом стратификации. Его применение возможно при наличии в стране хорошо организованного рынка арендуемого жилья. В СНС 2008 года это положение дополнено рекомендацией развивать альтернативные подходы к оценке услуг по проживанию в собственном жилье. В Руководстве Европейской экономической комиссии ООН (Commission Regulation (EC) N 1722/2005 of 20 October 2005) в качестве альтернативного метода предлагается метод пользовательских расходов (user cost approach). Ниже приведены критерии, в соответствии с которыми метод эквивалентной ренты не используется и следует применять метод пользовательских расходов:

________________

Все определения даны в целях официального статистического учета.

1) в стране арендуется менее 25% жилья;

2) более половины всего арендованного жилья снимают иностранные арендаторы, платящие по завышенным ставкам, и (или) работодатели, предоставляющие жилье своим работникам по заниженным ставкам;

3) арендуемое жилье распространено по стране неравномерно.

В 2010 году эксперты ОЭСР представили новую, доработанную версию методики, где критерии применения метода пользовательских расходов были сформулированы следующим образом:

1) частным образом арендуется менее 10% жилья;

2) различия между арендной платой, уплачиваемой за проживание в частном и государственном жилье, составляет более 3 раз.

Согласно данным переписи населения 2002 года и ежегодным данным бюджетных обследований домашних хозяйств в 2012 году в России только около 4% семей проживало в жилье, арендованном на коммерческой основе (преимущественно у физических лиц). Что касается платы за найм, стоимость проживания в жилье, находящемся, например, в собственности города Москвы, в настоящее время не превышает 2,58 руб. за квадратный метр в месяц, что в десятки раз меньше стоимости коммерческой аренды жилья.

Таким образом, в настоящее время в России применение метода эквивалентной ренты нецелесообразно, и для оценки жилой ренты следует применять метод пользовательских расходов.

4. Оценка услуг по проживанию в собственном жилье методом пользовательских расходов


Суть метода заключается в оценке каждой статьи затрат, которую собственник жилого помещения учел бы при определении рыночной арендной платы, если бы он решил сдать его в аренду. Это следующие статьи затрат:

промежуточное потребление;

другие чистые налоги на производство;

валовая прибыль.

4.1. Расчет промежуточного потребления


Расходы на промежуточное потребление собственников жилья складываются из расходов, связанных с содержанием и обслуживанием жилья, ремонтом жилого помещения, не продлевающим срок службы жилья и не приводящим к улучшению его количественных и качественных характеристик. Это расходы на косметический ремонт (материалы и услуги по его производству) и текущее содержание жилья (плата за техническое обслуживание в многоквартирных домах). Информация о затратах на косметический ремонт собирается в ходе обследований бюджетов домашних хозяйств.

В разработочной таблице 133 ОБДХ выделяются следующие статьи расходов домашних хозяйств на текущий ремонт:

N
стр.

Наименование показателей

Стройматериалы

227

Краски и лаки

228

Обои

229

Стекло оконное

230

Сантехническое оборудование

231

Пиломатериалы, плиты древесностружечные, древесноволокнистые, фанера

232

Кирпич

233

Цемент

234

Шифер, рубероид и другие кровельные материалы

235

Другие строительные и отделочные материалы

268

Линолеум и другие покрытия для пола


Эта разработка делается по всей генеральной совокупности домашних хозяйств. Поскольку для расчета жилой ренты необходима информация только по собственникам жилья, следует рассмотреть возможность получения группировки этих показателей по домашним хозяйствам, проживающим в собственном жилье. В настоящее время для расчетов можно, исходя из предположения, что и собственники, и наниматели жилья несут примерно одинаковые расходы по его текущему содержанию, взять в расчет долю, пропорциональную соотношению всего жилого фонда и жилого фонда в собственности граждан. Такая информация содержится в форме федерального статистического наблюдения Росстата 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде". Эта форма предоставляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность по техническому учету и инвентаризации объектов градостроительной деятельности (организации технического учета и технической инвентаризации) по всему жилищному фонду, независимо от целей его использования и формы собственности.

Соответствующие данные представлены в таблице 2:

Таблица 2*

_______________
     * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Площадь жилого фонда, всего, тыс.м

Площадь жилого фонда в собственности граждан, тыс.м

Доля жилого фонда в собственности граждан

Текущие расходы домашних хозяйств на содержание жилья, всего, тыс.руб.

Из них - расходы собственников жилья, тыс.руб.

1

2

3 = 2/1

4

5 = 3*4

2002

2852776

1896894

0.6649

83941828

55815356

2003

2884542

1935471

0.6710

110195469

73938983

2004

2917240

2014434

0.6905

138933459

95937357

2005

2953595

2177518

0.7372

220734477

162735025

2006

3003614

2298970

0.7654

299626783

229334681

2007

3058519

2385539

0.7799

405416302

316186782

2008

3116231

2469021

0.7923

405865265

321571020

2009

3176623

2575968

0.8109

320961365

260271993

2010

3228993

2654136

0.8220

364110906

299288403

2011

3288153

2725240

0.8288

365331182

302788540

2012

3348852

2794789

0.8346

470708564

392830490


Кроме того, к промежуточному потреблению относится плата за содержание жилья, вносимая жителями многоквартирных домов, обслуживаемых Ремонтно-эксплуатационным управлением (РЭУ). Такую информацию Росстат получает из формы 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы". Эта форма предоставляется органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющими управление многоквартирными домами (управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) и другие), оказывающими коммунальные услуги населению и бюджетофинансируемым организациям, а также осуществляющими начисление жилищно-коммунальных платежей (расчетные центры и т.п.). В разделе 3 этой формы собираются данные о начисленной населению стоимости услуг по содержанию и ремонту жилого помещения (строка 39, графа 3).

Для получения оценки объема платежей, приходящихся на долю собственников жилья, также можно использовать распределение жилого фонда по собственникам из формы N 1-жилфонд Сведения о жилищном фонде. Но в данном случае в расчет следует принимать только площадь в многоквартирных домах, т.к. согласно Жилищному кодексу Российской Федерации "плата за содержание и ремонт жилого помещения" представляет собой плату "за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме".

Таблица 3

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Площадь жилого фонда в многоквартирных домах, всего, тыс.м

2020010

2057939

2081743

2113569

2148265

2178689

2209868

2242474

Площадь жилого фонда в многоквартирных домах в собственности граждан, тыс.м

1340482

1441608

1496123

1549987

1626672

1681880

1724153

1763934

Доля жилого фонда в многоквартирных домах в собственности граждан

0.6636

0.7005

0.7187

0.7334

0.7572

0.7720

0.7802

0.7866


Информация о площади квартир в многоквартирных домах доступна только с отчета за 2005 год. Для проведения расчетов за 2002-2004 годы исходя из динамики долей, приведенной в таблицах 2 и 3, были приняты следующие условные соотношения: в 2002 году - 0,61, в 2003 году - 0,63, в 2004 году - 0,65. На основе рассчитанных соотношений определялись суммы, уплаченные собственниками квартир:

Таблица 4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»