ПРИКАЗ
от 30 марта 2011 года N 81
Об утверждении Плана развития Системы национальных счетов России на период с 2011 года по 2017 год
В целях наиболее полного удовлетворения информационных потребностей пользователей макроэкономической статистики в соответствии с международными обязательствами России по разработке и представлению данных национальных счетов
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План развития Системы национальных счетов России на период с 2011 года по 2017 год.
2. Управлению национальных счетов совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Росстата принять необходимые меры по выполнению Плана развития Системы национальных счетов на период с 2011 года по 2017 год.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росстата И.Д.Масакову.
Руководитель
А.Е.Суринов
Развитие системы национальных счетов в России отвечает задачам российской статистики и осуществляется с учетом двух стратегических факторов.
Во-первых, сама методология СНС является предметом постепенного совершенствования - по поручению Статистической комиссии ООН эту работу координирует Межсекретариатская рабочая группа по национальным счетам. До настоящего времени ориентиром СНС являлась версия СНС-93. В настоящее время издана версия СНС-2008 года, являющаяся логическим продолжением СНС-93, с учетом реалий современной экономики и развития теории экономической мысли.
Во-вторых, международный опыт внедрения СНС в различных странах, включая развитые, показывает важность учета конкретных национальных особенностей, не предусматриваемых в общей версии СНС-93. Одним из примеров в этом плане является разработка в 1995 году Европейской системы счетов (т.н. ЕСС-95), представляющей собой очень близкую к СНС-93 модификацию стандартов построения национальных счетов для стран Европейского союза. Накопленный опыт построения системы национальных счетов в России также свидетельствует о необходимости выработки специфических решений, в отношении отражения отдельных операций, совершаемых в условиях законодательной базы России и не соответствующих законам развитого рынка.
Первоочередными задачами дальнейшего совершенствования СНС являются: удовлетворение информационных интересов пользователей в части набора и формата представления данных по национальным счетам и выполнение международных обязательств России по представлению данных национальных счетов и, в частности, в ОЭСР как страны-кандидата к вступлению в эту организацию.
Анализ запросов, получаемых от различных категорий пользователей, показывает, что наиболее востребованной на сегодняшний день информацией являются данные о добавленной стоимости и динамике ее развития по видам экономической деятельности на уровне детализированных группировок ОКВЭД, разработка финансового счета и баланса активов и пассивов.
Директоратом Статистики ОЭСР проведена оценка состояния российских национальных счетов на предмет ее соответствия стандартам представления данных стран-кандидатов для членства в ОЭСР. В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что разрабатываемая в настоящее время система национальных счетов отвечает минимальным требованиям представления данных. В качестве первоочередных задач для дальнейшего развития российских национальных счетов было рекомендовано обеспечить разработку и публикацию следующих данных:
- валовой добавленной стоимости и ее компонентов на уровне видов деятельности классов ОКВЭД;
- конечного потребления домашних хозяйств по типу продукции или по целям по классификации КИПЦ;
- счетов текущих операций отдельно по секторам нефинансовых и финансовых корпораций;
- стоимостной оценки жилой ренты, максимально приближенной к методологии СНС-93;
- затрат труда (количество работников, рабочие места, отработанные часы) по типам занятых, согласованных с данными выпуска и добавленной стоимости по видам деятельности на уровне классов ОКВЭД;
- финансового счета.
Кроме того, желательно разрабатывать:
- годовые данные по компонентам валового накопления основного капитала и запасов оборотных средств по видам деятельности и типам активов;
- годовые данные по счетам подсекторов сектора государственного управления.
Как видно из вышесказанного, интересы внутренних пользователей данных и международных организаций к информации национальных счетов во многом совпадают. Настоящий план предусматривает поэтапный подход к внедрению стандартов СНС, учитывающий возможности развития информационной и методологической основы, межведомственного взаимодействия и ресурсный потенциал российской статистики.
План нацелен на определение круга задач, решение которых позволит внедрить весь комплекс счетов, предусмотренных стандартом СНС-93 и частично СНС-2008, и охватывает период до 2017 года.
Основные направления совершенствования национальных счетов в России включают повышение надежности счетов, которые уже внедрены в статистическую практику и публикуются на регулярной основе за счет:
- совершенствования информационной базы для составления национальных счетов на основе гармонизации используемых понятий и определений, интеграции данных различных разделов статистики, разработки и внедрения недостающих классификаторов, необходимых для построения национальных счетов;
- совершенствования динамических характеристик показателей национальных счетов;
- совершенствования методологии оценки экономических явлений, нерегистрируемых прямыми статистическими методами;
- составления комплекса базовых таблиц "затраты-выпуск" (ТЗВ) и построения таблиц ресурсов и использования товаров и услуг (ТРИ) на ежегодной основе;
- обеспечения участия России в программах международных сопоставлений валового внутреннего продукта;
- внедрения счетов и таблиц, предусмотренных СНС, которые пока не разрабатываются на основе развития межведомственного взаимодействия и разделения ответственности;
- совершенствование региональной составляющей национальных счетов на основе разработки организационно-технических решений;
- дальнейшей гармонизации СНС с другими разделами макроэкономической статистики, за которые отвечают другие субъекты официального статистического учета (Минфин России, Банк России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.).
Данный план определяет направления работы заинтересованных ведомств в реализации основной структуры счетов и не включает работы по внедрению вспомогательных счетов системы (эколого-экономических счетов, сателлитных счетов сельского хозяйства, туризма, здравоохранения, образования и др.). Хотя эти счета расширяют возможности экономического анализа, представляется целесообразным выполнение работ по их построению осуществлять в рамках самостоятельных программ в зависимости от актуальности решаемых с их помощью задач и имеющихся материальных и финансовых ресурсов.
Реализация задач, предусмотренных планом, должна способствовать удовлетворению информационных интересов пользователей, содействовать обеспечению международной сопоставимости основных макроэкономических показателей, а также выполнению обязательств Росстата перед международными организациями по предоставлению соответствующей статистической информации.
План содержит подробное описание методологических и информационных проблем, решение которых необходимо для совершенствования статистики национальных счетов, а также перечень намечаемых мероприятий, этапы и сроки их реализации.
Работа по внедрению системы национальных счетов в статистическую практику в Российской Федерации началась в 1991 году с целью приближения российской системы учета и статистики к международным стандартам. В методологическом плане система национальных счетов России изначально строилась на концептуальной основе СНС ООН 1993 года.
Внедрение методологии СНС в России осуществлялось по принципу последовательной детализации работ, начиная с расчетов основных наиболее общих показателей счетов.
Ежегодно разрабатываются следующие основные счета СНС: счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования располагаемого дохода, счет использования скорректированного располагаемого дохода и счет операций с капиталом. Консолидированные счета производства и образования доходов строятся в разрезе видов экономической деятельности и публикуются на уровне разделов ОКВЭД.
В целях мониторинга внутригодовой ситуации экономического состояния и развития ежеквартально осуществляется расчет ВВП тремя методами: производства, использования и образования доходов. На 30 день после отчетного периода выполняется оперативная оценка индекса физического объема произведенного ВВП, на 50 день производится первая оценка произведенного ВВП в текущих и сопоставимых ценах в разрезе основных видов деятельности, на 80 день - вторая оценка с целью уточнения этих данных.
Национальные счета производства, образования и использования доходов разрабатываются по институциональным секторам: нефинансовых корпораций, финансовых корпораций, государственного управления, домашних хозяйств, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства и остального мира. Увязка показателей счетов по институциональным секторам производится в интегрированной таблице, отражающей основные стоимостные межсекторальные потоки в экономике. В интегрированной таблице счета нефинансовых и финансовых корпораций объединены в один сектор "корпорации".
Из счетов, рекомендованных для построения в СНС-93, не составляются: финансовый счет, счет других изменений в активах и пассивах, счет переоценки, баланс активов и пассивов.
С целью совершенствования секторальных расчетов был разработан Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС). Разработка этого классификатора способствовала развитию работ по составлению национальных счетов по институциональным секторам.
Неотъемлемой частью СНС является система таблиц "затраты-выпуск" (ТЗВ), включающая таблицы ресурсов и использования товаров и услуг (ТРИ), а также симметричную таблицу "затраты-выпуск".
Основополагающую роль в СНС играют ТРИ, детализирующие счета производства, образования, использования доходов и операций с капиталом.
ТРИ наиболее точно описывают операции, существующие в реальной жизни. Они тесно связаны с данными экономической статистики и максимально приближены к исходным статистическим данным. ТРИ являются не только интегральной частью СНС с точки зрения используемых определений и классификаций, но и основным инструментом проверки данных экономической статистики и внутренней сбалансированности показателей СНС.
Сбалансированные ТРИ служат исходным материалом для составления симметричных ТЗВ. Переход от ТРИ к ТЗВ осуществляется с помощью математических методов на основе использования различных аналитических допущений. Именно ТЗВ лежат в основе разработки математических моделей, используемых для прогнозирования экономики.
Российские статистики имеют большой опыт составления ТЗВ, называемых ранее межотраслевыми балансами производства и распределения продукции. До начала 90-х годов прошлого столетия разработка этих таблиц базировалась на действующей в то время методологии баланса народного хозяйства. Одновременно с внедрением СНС в статистическую практику России стали разрабатываться ТЗВ в концепции СНС.
Первые таблицы "затраты-выпуск" в концепции СНС были разработаны за 1995 год. Эти таблицы включали полный набор таблиц, рекомендованных СНС (таблицу ресурсов товаров и услуг, таблицы использования товаров и услуг в ценах покупателей и в основных ценах, таблицы использования импортных ресурсов, торговых и транспортных наценок, чистых налогов на продукты и симметричную ТЗВ) и содержали информацию о межотраслевых связях более чем 200 отраслей экономики. Эти таблицы были максимально приближены к методологии СНС-93. Незначительные отличия от стандартов системы были обусловлены, с одной стороны, особенностями статистического учета, с другой - характерными чертами экономики переходного периода и трудностями практического решения многих рекомендаций СНС-93. Основное отличие этих таблиц от стандартов СНС заключалось в том, что номенклатура отраслей и продуктов этих таблиц базировались на национальной классификации отраслей, не гармонизированной с соответствующими международными классификациями отраслей и продуктов.
На основе базовых таблиц "затраты-выпуск" за 1995 год и данных текущей статистической отчетности за 1996-2003 годы были разработаны краткие таблицы "затраты-выпуск" в разрезе 22-24 отраслей.
После внедрения в экономическую статистику нового классификатора видов экономической деятельности стали разрабатываться ТРИ, номенклатуры отраслей и продуктов которых основывались на ОКВЭД. Из-за отсутствия необходимой информации расчет показателей промежуточного потребления отраслей в разрезе детализированных групп товаров и услуг базировался на экспертных оценках, поэтому эти таблицы носили экспериментальный характер и были опубликованы лишь на уровне разделов ОКВЭД.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 201-р от 14 февраля 2009 года Росстату поручено разработать базовые таблицы "затраты-выпуск" за 2011 год. В настоящее время в Росстате ведется активная подготовительная работа, включающая проведение научно-методологических исследований в области информационного, технологического и организационного обеспечения этого проекта.
Начиная с 1995 года, в России выполняются расчеты показателя "Валовой региональный продукт" (ВРП). Расчеты ВРП осуществляются территориальными органами государственной статистики по единой методологии, разработанной в Росстате. Показатель ВРП исчисляется производственным методом. Кроме того, в региональном разрезе рассчитывается ряд важнейших показателей счетов образования и использования доходов, операций с капиталом.
Одной из наиболее актуальных в России является проблема отражения в СНС ненаблюдаемой экономики прямыми статистическими методами. Начиная с 1995 года, Росстат рассчитывает макроэкономические показатели с учетом экономики, ненаблюдаемой прямыми статистическими методами. В понятие ненаблюдаемой прямыми статистическими методами экономики включаются экономические операции, разрешенные законодательством, но в силу ряда причин не попадающие под прямое статистическое наблюдение. Сюда же включаются результаты экономических операций по производству и использованию товаров и услуг домашними хозяйствами (неформальная экономика). Экономическая деятельность, связанная с криминальным бизнесом (проституция, наркотики, продажа оружия и т.д.) пока не включается в границы сферы производства и системы национальных счетов.
Основными источниками данных для оценки неформальной экономики являются данные обследований бюджетов домашних хозяйств, обследований сельскохозяйственной деятельности личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, обследований объемов продаж товаров на розничных рынках, обследований населения по проблемам занятости, а также выборочные обследования индивидуальных предпринимателей. Расчет показателей ненаблюдаемых сфер экономики осуществляется на основе применения балансовых методов и использованием косвенной информации и экспертных оценок. Поправки на нерегистрируемую деятельность производятся как для показателей производства ВВП, так и для показателей ВВП со стороны доходов и расходов.
Программа международных сопоставлений (ПМС) ВВП - международный статистический проект, предназначенный для получения сравнимых в международном виде данных о ВВП и паритетах покупательной способности различных стран мира. Российская Федерация участвует в Программе международных сопоставлений ВВП с 1993 года. В настоящее время в этой программе принимают участие все страны - члены ОЭСР и Европейского союза, страны-кандидаты в ЕС, страны СНГ, а также ряд других стран. Результаты международных сопоставлений используются для оценки уровней общеэкономического развития и благосостояния различных стран, определения и сравнения экономического потенциала и эффективности национальных экономик, разработки международной экономической политики на основе анализа конъюнктуры и емкости рынков, сравнения уровней цен, изучения международной интеграции. Показатели международных сопоставлений используются международными организациями (ООН, Европейский союз, ОЭСР, Мировой банк, МВФ) и правительственными органами не только в аналитических, но и в практических целях, в частности, для определения размеров помощи развитых стран развивающимся странам.
В связи с большим числом участвующих в ПМС ВВП стран международные сопоставления ВВП организованы по региональному принципу. Российская Федерация участвует в сопоставлениях, осуществляемых в Европе и для развитых стран мира при координации ОЭСР и Статистического отдела Европейского союза (Евростат) (сопоставления ОЭСР - Евростата), которые проводятся каждые три года (1993, 1996, 1999, 2002, 2005 и 2008 годы).
Одновременно, Российская Федерация участвовала в сопоставлениях стран СНГ за 1996, 2000, 2004, 2005 годы. Сопоставления стран СНГ координировались по решению Совета руководителей статистических служб стран СНГ совместно Статкомитетом СНГ и Росстатом. Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия выразили заинтересованность в участии в сопоставлениях по данным за 2008 год. Эти страны организовали отдельную группу, результаты по которой будут объединены с результатами сопоставлений в Европе через Россию.
В соответствии с решением Статистического Совета Минстата Республики Беларусь и Росстата осуществлялись двусторонние сопоставления ВВП России и Беларуси по данным за 2000, 2004, 2005 и 2008 годы в рамках проведения сопоставлений стран СНГ и ОЭСР - Евростата за соответствующие годы.
По решению Статистической Комиссии ООН проводился Глобальный раунд ПМС ВВП по данным за 2005 год с участием 146 стран и территорий мира. В соответствии с опытом предыдущих раундов ПМС Глобальный раунд 2005 года проводился на региональной основе в шести независимых регионах: Азия, страны Передней Азии, Африки, Южной Америки, СНГ и страны - члены ОЭСР и Евростата.
На заседании Статистической Комиссии ООН принято решение о проведении следующего Глобального раунда ПМС по данным за 2011 год. В настоящее время Росстат приступил к осуществлению подготовительных работ по обеспечению участия Российской Федерации в проведении международных сопоставлений по программе ОЭСР - Евростата за 2011 год и в Глобальном раунде ПМС по данным за 2011 год.
Периодичность международных сопоставлений ВВП, в которых принимает участие Российская Федерация, составляет три года, а в перспективе, в зависимости от решения международных организаций (ОЭСР), планируется переход на годовые сопоставления.