ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПРИКАЗ

     
от 31 октября 2014 года N 238-т/2

     

Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах



В соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281; N 30 (часть 1), ст.4590, ст.4596; N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4321; N 53 (часть 1), ст.7616), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст.1887; 2009, N 30, ст.3836; 2010, N 19, ст.2316; 2013, N 27, ст.3602), на основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст.3049; 2006, N 3, ст.301; N 23, ст.2522; N 48, ст.5032; N 50, ст.5354; 2007, N 16, ст.1912; N 25, ст.3039; N 32, ст.4145; 2008, N 7, ст.597; N 17, ст.1897; N 23, ст.2719; N 38, ст.4309; N 46, ст.5337; 2009, N 1, ст.142; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 9, ст.1119; N 18 (часть 2), ст.2249; N 33, ст.4086; 2010, N 9, ст.960; N 13, ст.1514; N 25, ст.3169; N 26, ст.3350; N 30, ст.4096; N 45, ст.5851; 2011, N 14, ст.1935; N 32, ст.4831; N 42, ст.5925; 2013, N 11, ст.1126; N 13, ст.1555; N 33, ст.4386; N 45, ст.5811, ст.5822),

приказываю:

1. Утвердить Методические указания по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Новиков


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

29 декабря 2014 года,

регистрационный N 35469

     

Приложение

     
Методические указания по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах

     

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах (далее - Методические указания) разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст.1887; 2009, N 30, ст.3836; 2010, N 19, ст.2316; 2013, N 27, ст.3602) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293).

2. Методические указания предназначены для использования Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование сборов и тарифов (далее - органы регулирования), субъектами естественных монополий, оказывающими услуги в аэропортах, включенные в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (далее - субъекты регулирования), цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

3. Настоящие Методические указания определяют порядок расчета предельного уровня сборов и тарифов (далее - регулируемые сборы и тарифы) по видам услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с их перечнем (далее - регулируемые услуги), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293.

4. Государственное регулирование сборов и тарифов осуществляется на основе данных раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов регулирования. Раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности осуществляется субъектами регулирования на основании и в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденным приказом Минтранса России от 5 декабря 2011 года N 303 (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2012 года, регистрационный N 23111) (далее - Порядок ведения раздельного учета).

5. Настоящие Методические указания определяют основные положения по расчету:

экономически обоснованных затрат, включающих расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы, учитываемые при формировании регулируемых сборов и тарифов;

нормативной прибыли, определяемой исходя из стоимости основных средств и других активов, необходимых для оказания регулируемых услуг, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал, с учетом стимулирования реализации инвестиционных программ по обновлению и развитию материально-технической базы, строительству объектов производственной инфраструктуры и внедрению новых технологий;

необходимой валовой выручки, формируемой исходя из объема экономически обоснованных затрат, нормативной прибыли, субсидий за счет бюджетных средств, а также величины ее корректировки;

предельного уровня ставок сборов и тарифов на очередной финансовый год;

предельного уровня ставок сборов и тарифов на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования.

6. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281; N 30 (часть 1), ст.4590, ст.4596; N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4321; N 53 (часть 1), ст.7616), Воздушном кодексе Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, ст.3291; 2007, N 1 (часть 1), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, ст.6244, ст.6245; 2008, N 29 (часть 1), ст.3418; N 30 (часть 2), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2019, ст.2023; ст.2024; N 30 (часть 1), ст.4590; N 48, ст.6733; N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318; N 53 (часть 1), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882; N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, ст.1836; N 30 (часть 1), ст.4254; N 42, ст.5615) и постановлении Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293.

II. Основные положения по расчету регулируемых сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах

7. Регулируемые сборы и тарифы на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах рассчитываются на очередной финансовый год или на долгосрочный период регулирования, продолжительность которого определяется с учетом предложений субъекта регулирования и не превышает период, на который определяются прогнозные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8.2.2 настоящих Методических указаний.

8. В целях определения сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах производится расчет необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:

- экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности;

- нормативная прибыль.

8.1. Экономически обоснованные затраты определяются с учетом индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, прогнозируемого изменения объемов работ (услуг) и степени влияния изменения объемов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключенных субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.

8.2. Нормативная прибыль определяется исходя из стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского баланса субъекта регулирования за последний отчетный год, предшествующий текущему году, с учетом нормы рентабельности по действующей базе активов, обеспечивающей получение прибыли в условиях минимального экономического риска.

8.2.1. В случае если сборы и тарифы рассчитываются на долгосрочный период регулирования, при формировании нормативной прибыли учитываются также показатели финансовой деятельности, формируемые на каждый финансовый год долгосрочного периода на основе перечня основных средств и нематериальных активов, фиксированного на конец последнего отчетного года, предшествующего текущему году.

8.2.2. В случае реализации субъектом регулирования инвестиционной программы, необходимой для осуществления регулируемых услуг в соответствии с текущим состоянием материально-технической базы и перспективами развития аэропорта, необходимостью внедрения инновационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности его деятельности, регулируемые сборы и тарифы на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах рассчитываются на долгосрочный период продолжительностью до 5 лет. Расчет нормативной прибыли в этом случае производится с учетом планируемых на период реализации инвестиционной программы капитализированных инвестиций и нормы рентабельности на вложенный капитал, эквивалентной средневзвешенной стоимости его привлечения.

Формирование нормативной прибыли с учетом планируемых капитализированных инвестиций осуществляется при наличии прогноза объемов инвестиционной программы и объемов, введенных в рамках ее исполнения основных средств по каждому году реализации инвестиционной программы субъекта регулирования.

Расходы на реализацию субъектом регулирования инвестиционной программы принимаются с учетом оценки уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области транспорта соответствия представленной программы направлениям развития воздушного транспорта, осуществляемой в рамках государственной политики в области гражданской авиации. Субъектом регулирования представляется обоснование необходимости реализации инвестиционной программы для осуществления регулируемых услуг с учетом текущего состояния материально-технической базы и планов развития аэропорта, целесообразности реализации инвестиционной программы в целях повышения эффективности деятельности субъекта регулирования, снижения себестоимости регулируемых услуг в результате внедрения инновационных технологий, определяются сроки окупаемости и показатели эффективности проекта. При необходимости для оценки экономической обоснованности инвестиционной программы используются заключения экспертов или органов по сертификации воздушного транспорта.

В случае применения данного подхода к расчету нормативной прибыли в целях мониторинга органом регулирования результатов ее исполнения субъект регулирования ежегодно предоставляет отчетность о финансово-экономических показателях деятельности за соответствующий отчетный период и информацию о выполнении инвестиционной программы.

9. В целях настоящих Методических указаний и с учетом требований, установленных Порядком ведения раздельного учета, расчет экономически обоснованных затрат, нормативной прибыли и необходимой валовой выручки осуществляется отдельно по видам регулируемых услуг, предусмотренных Перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293.

Для расчета предельного уровня ставок сборов и тарифов по видам регулируемых услуг, по которым ставки сборов устанавливаются отдельно для российских потребителей и иностранных эксплуатантов, указанные показатели определяются также отдельно по российским потребителям и иностранным эксплуатантам.

10. Расчет предельного уровня ставок сборов и тарифов на очередной финансовый год или на каждый год долгосрочного периода регулирования (далее - прогнозируемый финансовый год) производится в текущем финансовом году t. При этом осуществляется расчет экономически обоснованных затрат, нормативной прибыли и необходимой валовой выручки субъекта регулирования на текущий и очередной финансовый год или на текущий финансовый год и на каждый прогнозируемый финансовый год. Расчеты осуществляются на базе отчетных данных субъекта регулирования за три года, предшествующие отчетному году, или с момента начала оказания регулируемых услуг субъектом регулирования, если с момента оказания регулируемых услуг субъектом регулирования прошло менее трех лет, и прогнозных данных на текущий финансовый год и на очередной финансовый год или на каждый прогнозируемый финансовый год по показателям, необходимым для выполнения расчетов в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Исходные данные, используемые для выполнения расчетов, и основные результаты расчетов в соответствии с настоящими Методическими указаниями, отражаются согласно приложениям 1 и 2 к настоящим Методическим указаниям.

11. Сборы и тарифы на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, определенные на долгосрочный период регулирования, подлежат корректировке в течение данного периода в случае отклонения фактических параметров их расчета от прогнозных. Данная корректировка осуществляется с учетом уточненных параметров расчета установленных на долгосрочный период регулирования сборов и тарифов, включая:

- инфляционные показатели,

- объемы работ,

- неподконтрольные субъекту регулирования расходы, размер которых определяется условиями договоров со сторонними организациями на выполнение работ, необходимых для оказания регулируемых услуг, и нормами законодательства Российской Федерации,

- результаты исполнения инвестиционных программ.

11.1. При отклонении фактических инфляционных показателей от прогнозных, не превышающем 2 процентных пункта, корректировка сборов и тарифов с учетом данного фактора не производится.

11.2. При отклонении фактических объемов работ от прогнозных, не превышающем 5%, корректировка сборов и тарифов с учетом данного фактора не производится.

11.3. При отклонении результатов исполнения инвестиционной программы от целевых показателей, на основании которых производился расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования, составляющем менее 10%, корректировка индекса изменения тарифов с учетом данного фактора не производится.

В случае если указанное отклонение составляет 10% и более, производится корректировка в порядке, предусмотренном пунктом 45 настоящих Методических указаний.

11.4. В случае если при корректировке соответствующего сбора или тарифа его отклонение от установленного уровня превышает 5%, корректировка данного сбора или тарифа сверх указанного предела его изменения не осуществляется.

В случае заключения концессионного соглашения корректировка сбора или тарифа осуществляется с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (часть 2), ст.3126; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6245; 2008, N 27, ст.3126; 2009, N 29, ст.3582; ст.3601; 2010, N 27, ст.3436; 2011, N 30 (часть 1), ст.4594; N 49 (часть 1), ст.7015; N 50, ст.7359; 2012, N 18, ст.2130; 2013, N 19, ст.2330; N 52 (часть 1), ст.7003; 2014, N 26 (часть 1), ст.3386; N 30 (часть 1), ст.4266).

12. При определении регулируемых сборов и тарифов в целях защиты пользователей услугами субъектов естественных монополий в аэропортах от резкого роста тарифной нагрузки органом регулирования при необходимости осуществляется:

- перераспределение необходимой валовой выручки между годами в пределах одного долгосрочного периода регулирования;

- дифференциация сборов и тарифов с учетом условий оказания соответствующих услуг.

13. Сборы и тарифы на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах устанавливаются органом регулирования на соответствующий период регулирования с учетом решений Правительства Российской Федерации по допустимому уровню индексации тарифов на услуги субъектов естественных в указанной сфере деятельности и параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

III. Расчет размера экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании регулируемых сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах

14. В состав экономически обоснованных затрат субъектов регулирования, связанных с оказанием регулируемых услуг, включаются:

а) расходы, связанные с обычными видами деятельности, за исключением суммы начисленной амортизации;

б) отчисления на амортизацию основных средств;

в) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

г) расходы, связанные с участием в совместной деятельности;

д) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

15. Расходы субъектов регулирования с учетом норм Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года N 33н (зарегистрирован Минюстом России 31.05.99, регистрационный N 1790), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина России от 30.03.2001 N 27н (зарегистрирован Минюстом России 04.05.2001, регистрационный N 2693), от 18.09.2006 N 116н (зарегистрирован Минюстом России 24.10.2006, регистрационный N 8397), от 27.11.2006 N 156н (зарегистрирован Минюстом России 28.12.2006, регистрационный N 8698), от 25.10.2010 N 132н (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2010, регистрационный N 19048), 08.11.2010 N 144н (зарегистрирован Минюстом России 01.12.2010, регистрационный N 19088), от 27.04.2012 N 55н (зарегистрирован Минюстом России 20.06.2012, регистрационный N 24643) (далее - ПБУ 10/99), подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация, прочие затраты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»