ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2008 года N 293
О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей*
(с изменениями на 29 августа 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 27.07.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 года N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 10.05.2010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.09.2015, N 0001201509100008) (о порядке вступления в силу см. пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.11.2016, N 0001201611150024);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 751 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2018, N 0001201807030008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1923 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2020, N 0001202001040032);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2023 года N 1591 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.09.2023, N 0001202309290040) (вступило в силу c 1 сентября 2024 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2024 года N 1175 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.08.2024, № 0001202408300012).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. - См. предыдущую редакцию.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. - См. предыдущую редакцию.)
2. Министерству транспорта Российской Федерации в установленном порядке по согласованию с Федеральной службой по тарифам, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой:
а) разработать и утвердить до 1 декабря 2009 года порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
б) разработать и утвердить в 6-месячный срок перечень сборов, взимаемых с судов непосредственно в каждом речном порту (портовых сборов), а также перечень сборов, взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
3. Внести в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 11, ст.997; 1996, N 7, ст.690; N 32, ст.3942; 1997, N 27, ст.3232; 1998, N 32, ст.3907; 2001, N 7, ст.656; N 26, ст.2680; N 36, ст.3561; 2002, N 15, ст.1431; 2004, N 51, ст.5184; 2008, N 1, ст.3; N 7, ст.597), следующие изменения:
а) абзацы десятый и одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"Услуги в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей
Услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути";
б) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
"Услуги в аэропортах".
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2004 года N 116 "Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст.869).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей*
(с изменениями на 12 ноября 2016 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. - См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение определяет:
а) цели и методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - тарифы);
б) основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
в) правила государственного регулирования тарифов.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. - См. предыдущую редакцию.)
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"органы регулирования" - Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(Абззац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941. - См. предыдущую редакцию)
"субъект регулирования" - субъект естественной монополии, оказывающий услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абззац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543. - См. предыдущую редакцию.)
3. Государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях:
а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек;
б) обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
в) повышение качества оказываемых услуг.
4. Государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
5. Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
6. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов и правил их применения, а также утверждают изменения, вносимые в них, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
7. Тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов.
Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
8. Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной антимонопольной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941. - См. предыдущую редакцию)
9. Принципы дифференциации тарифов определяются органом регулирования с учетом условий оказания услуг субъектами регулирования, влияющих на размер расходов, связанных с оказанием этих услуг.
10. Государственное регулирование тарифов осуществляется на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов регулирования.
11. Государственное регулирование тарифов осуществляется с применением следующих методов регулирования:
метод экономически обоснованных затрат;
метод сравнения аналогов (для аэропортов).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет выбор метода государственного регулирования тарифов для аэропортов исходя из необходимости обеспечения эффективности государственного регулирования тарифов с учетом особенностей, изложенных в методических указаниях (методиках) по вопросам государственного регулирования тарифов для конкретного метода регулирования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153. - См. предыдущую редакцию)
12. Для расчета тарифов методом экономически обоснованных затрат определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153. - См. предыдущую редакцию)
а) расходы, связанные с оказанием услуг субъектами регулирования, в том числе:
расходы, связанные с обычными видами деятельности, за исключением суммы начисленной амортизации;
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности;
б) отчисления на амортизацию основных средств, которые определяются с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;
в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для оказания соответствующих услуг субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой в установленном порядке;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 года N 941. - См. предыдущую редакцию)
г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
д) субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
13. Органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.
Выявленные по данным отчетности средства по отдельным статьям расходов, использованные субъектом регулирования в течение текущего и предшествующего периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут учитываться органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.
13_1. При применении метода сравнения аналогов производится сопоставление расходов на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах с расходами на аналогичные услуги на сопоставимых рынках услуг в аэропортах и (или) сопоставление капитальных затрат на строительство объектов инфраструктуры аэропортов, используемых для оказания услуг, подлежащих государственному регулированию, со стоимостью строительства сопоставимых объектов.
(Пункт дополнительно включен с 23 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153)
14. В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования и внедрения новых технологий при определении размера необходимой валовой выручки в течение периода окупаемости инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности субъекта регулирования и снижение его расходов, а также в течение 2 лет после завершения указанного периода расходы субъекта регулирования принимаются без учета их снижения в результате реализации этих инвестиционных проектов.
В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования в аэропортах и внедрения новых технологий при реализации субъектом регулирования инвестиционной программы, необходимой для осуществления регулируемых услуг в соответствии с текущим состоянием материально-технической базы и перспективами развития субъекта регулирования, необходимостью внедрения инновационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности его деятельности, регулируемые тарифы на услуги субъектов регулирования в аэропортах устанавливаются на долгосрочный период продолжительностью не менее 3 лет (далее - долгосрочные тарифы).
Долгосрочные тарифы устанавливаются при условии одобрения Правительственной комиссией по транспорту инвестиционных проектов по строительству и развитию объектов инфраструктуры аэропортов, используемых для оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1153. - См. предыдущую редакцию)
14_1. Хозяйствующие субъекты, реализующие инвестиционные проекты по строительству и развитию объектов инфраструктуры аэропортов и планирующие после их завершения осуществлять оказание в аэропортах услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, вправе представить в Федеральную антимонопольную службу предложения по установлению долгосрочных тарифов на такие услуги, которые будут применяться после введения в отношении указанных хозяйствующих субъектов государственного регулирования (далее - предложение об установлении долгосрочных тарифов).