ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 2 июля 2014 года N 465

Об утверждении Методологических положений по расчету показателей денежных доходов и расходов населения

(с изменениями на 20 ноября 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Росстата от 20 ноября 2018 года N 680.

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методологические положения по расчету показателей денежных доходов и расходов населения.

2. Признать утратившими силу:

Методику расчета баланса денежных доходов и расходов населения, утвержденную постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 года N 61;

регламент разработки, корректировки и публикации показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденный руководителем Росстата от 20 сентября 2006 года.

Руководитель
А.Е.Суринов

     

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Росстата
от 2 июля 2014 года N 465

     

Методологические положения по расчету показателей денежных доходов и расходов населения

(с изменениями на 20 ноября 2018 года)

     

     

I. Цели и сфера применения статистических показателей денежных доходов и расходов населения

1. Статистические показатели денежных доходов и расходов населения служат основой:

а) для оценки уровня, структуры и тенденций в области экономического благосостояния населения;

б) для оценки эффективности мер социальной политики;

в) для формирования отдельных компонентов национальных счетов, проверки качества оценок, полученных из других источников, и согласования оценок с данными микроуровня;

г) для формирования весов, используемых для исчисления индекса потребительских цен.

2. Статистические показатели денежных доходов и расходов населения характеризуют общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, динамику реальных денежных доходов, а также используются для оценок распределения населения по уровню доходов и доли малоимущего населения и для других экономических расчетов на федеральном и на региональном уровнях.

3. Настоящие методологические положения определяют основные принципы разработки показателей денежных доходов и расходов населения, а также порядок и алгоритмы формирования отдельных компонентов денежных доходов, расходов и сбережений населения для годового, квартального и месячного отчетного периода.

II. Основные принципы разработки показателей доходов и расходов населения

1. Денежные доходы и расходы населения определяются на основе учета объемов полученных и израсходованных денежных средств населением, проживающим в пределах территориальных границ Российской Федерации (с учетом мигрантов).

2. Данные о денежных доходах и расходах населения формируются на основе официальной статистической информации о произведенных выплатах денежных средств населению и полученных от населения денежных средствах с использованием данных регулярной статистической отчетности хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и финансовых учреждений, а также с использованием системы дооценок объемов доходов и расходов населения в неформальном секторе экономики.

3. Показатели денежных доходов и расходов населения разрабатываются на уровне Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации с использованием единых принципов и единого перечня информационных источников, определяемых в настоящих методологических положениях.

4. Показатели денежных доходов и расходов населения разрабатываются с месячной, квартальной и годовой периодичностью (в дальнейшем - отчетные периоды) с использованием единых принципов определения объемов доходов и расходов населения.

Состав показателей (компонентов) денежных доходов и расходов населения, используемых для разработки данных по каждому отчетному периоду, определяются наличием на дату разработки соответствующих информационных источников, их последовательным расширением и уточнением, как в течение отчетного года, так и по его окончании.

Разработка показателей денежных доходов и расходов населения по каждому отчетному периоду осуществляется в несколько этапов (в дальнейшем - этапы оценки), по результатам которых формируются предварительные и окончательные данные.

Порядок согласования оценок показателей, полученных на каждом из этапов, приводится в Регламенте разработки, корректировки и публикации данных о денежных доходах и расходах населения (приложение N 1 к настоящим методологическим положениям).

5. Состав показателей денежных доходов и расходов населения и сроки их публикации для каждого уровня разработки, отчетного периода и этапов оценок устанавливаются в Федеральном плане статистических работ.

6. Схема формирования показателей денежных доходов и расходов населения приводится в сводной таблице, а их детальное описание содержится в Макетах таблиц для разработки показателей доходов и расходов населения, утверждаемых для соответствующего отчетного года с учетом изменений (приложения NN 2-6 к настоящим методологическим положениям).

III. Оценка общего объема денежных доходов населения


Денежные доходы населения определяются как сумма всех денежных поступлений населения, которые доступны для текущего потребления и не уменьшают сбережений населения за счет расходования финансовых и нефинансовых активов или увеличения обязательств. Из определения денежных доходов населения исключаются поступления за счет продажи нефинансовых активов, изъятия денежных сбережений, полученные кредиты и ссуды.

Денежные доходы определяются на основе суммы следующих основных компонентов:

трудовые доходы;

социальные выплаты;

доходы от собственности;

прочие денежные поступления.

IV. Порядок формирования компонентов денежных доходов населения

1. Трудовой доход охватывает вознаграждения, связанные с участием населения в экономической деятельности. Показатель трудовых доходов состоит из:

а) доходов лиц, работающих по найму;

б) доходов от самостоятельной занятости (доходов от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности).

1.1. Показатели доходов наемных работников (заработной платы) формируются на основе данных организаций об оплате труда наемных работников, об объемах денежного довольствия военнослужащих и иных выплат наемным работникам, не учитываемых в составе фонда оплаты труда.

1.1.1. Оплата труда наемных работников представляет собой оценку вознаграждения за труд наемных работников на всех видах работ по выпуску товаров и услуг в пределах границ производства по системе национальных счетов (СНС).

Вознаграждение за труд наемных работников включает начисленные( )работодателем суммы оплаты труда в денежной и неденежной (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты (связанные с условиями труда и режимом работы), доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер и выплаты социального характера (на лечение, отдых, проезд, трудоустройство и др. социальные льготы, предоставляемые работникам).

________________

Без учета взносов работодателей в систему социального страхования.

Без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов.


Вознаграждение за труд наемных работников состоит из:

а) фонда начисленной заработной платы работников списочного и несписочного состава организаций и сумм выплат социального характера, учтенных по данным статистики предприятий;

б) оценки не отраженных в статистической отчетности средств на оплату труда работников малых предприятий;

в) оценки средств на оплату труда работающих в организациях без оформления договоров;

г) оценки средств на оплату труда лиц, работающих по найму у индивидуальных предпринимателей, физических лиц, в фермерских хозяйствах;

д) оценки средств на оплату труда иностранных работников, не отраженных в отчетности организаций;

е) другие формы вознаграждения, подлежащие включению в общую сумму вознаграждения;

ж) досчет вознаграждения наемных работников отдельных профессий.

1.1.1.1. Источником информации о фонде начисленной заработной платы работников списочного и несписочного состава организаций и суммах выплат социального характера являются годовые расчеты, которые формируются на основе интеграции данных статистических наблюдений по полному кругу организаций.

1.1.1.2. Оценка суммы не отраженных в статистической отчетности средств на оплату труда работников малых предприятий производится исходя из допущения, что работники малых предприятий зарабатывают такое же среднее вознаграждение, что и работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства соответствующего вида экономической деятельности.

Коэффициент корректировки для досчета фонда начисленной заработной платы работников малых предприятий определяется как отношение среднемесячной заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, к среднемесячной заработной плате работников малых предприятий.

1.1.1.3. Для оценки суммы средств на оплату труда работающих в организациях без оформления договоров используются:

данные баланса затрат труда о численности работников, не отраженных в статистической отчетности, на основной работе и данные статистики труда о среднемесячной начисленной заработной плате работников списочного состава в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (по основной работе);

данные баланса затрат труда о численности работников, не отраженных в статистической отчетности, на дополнительной работе и данные статистики труда о среднемесячной начисленной заработной плате совместителей в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (по дополнительной работе).

(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 20 ноября 2018 года N 680. - См. предыдущую редакцию)

1.1.1.4. Для оценки суммы средств на оплату труда лиц, работающих по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в фермерских хозяйствах используются:

данные баланса затрат труда о сумме отработанного за год времени наемными работниками у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в фермерских хозяйствах на основной работе и данные статистики предприятий о среднечасовой заработной плате работников списочного состава в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (по основной работе);

данные баланса затрат труда о сумме отработанного за год времени наемными работниками у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в фермерских хозяйствах на дополнительной работе и данные статистики предприятий о среднечасовой заработной плате совместителей в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (по дополнительной работе).

1.1.1.5. Для оценки суммы средств на оплату труда иностранных работников, не отраженных в отчетности организаций, используются данные баланса затрат труда о численности иностранных работников и данные статистики предприятий о среднемесячной заработной плате работников списочного состава по соответствующему виду экономической деятельности.

1.1.1.6. Показатели вознаграждения за труд наемных работников рассчитываются на годовой основе.

Порядок и алгоритмы расчета показателей вознаграждения за труд наемных работников представлены в макетах таблиц для расчета вознаграждения за труд занятого населения, приведенных в соответствие с актуализированной методикой расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда, утвержденной приказом Росстата от 29 сентября 2017 N 647 "Об утверждении Методики расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда" (приложение N 7 к настоящим методологическим положениям).

(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 20 ноября 2018 года N 680. - См. предыдущую редакцию)

1.1.2. Денежное довольствие и выплаты социального характера военнослужащим определяются по данным об исполнении бюджетов всех уровней (Федерального, субъекта Российской Федерации, местных).

1.1.3. В состав иных выплат наемным работникам, не учитываемых в фонде оплаты труда, включаются объемы денежных средств, получаемых наемными работниками при командировании в виде суточных выплат, а также оплата труда отдельных категорий наемных работников, работающих за рубежом, выплачиваемая в иностранной валюте (в пересчете на рубли). Источником информации для этих компонентов денежных доходов являются данные статистики предприятий и данные Платежного баланса.

1.2. В составе доходов от предпринимательской и другой производственной деятельности учитываются следующие компоненты:

доходы по труду работающих не по найму;

доходы от сдачи в аренду жилья и иного имущества;

авторские вознаграждения;

вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа).

1.2.1. Доходы по труду работающих не по найму состоит из оценки:

вознаграждения за труд индивидуальных предпринимателей (независимо от факта регистрации), глав и членов фермерских хозяйств;

вознаграждения за труд помогающих членов семьи на предприятиях или в собственном деле, принадлежащих домохозяйству (в организациях - юридических лиц, фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей);

вознаграждения за труд лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции для продажи или обмена;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»