ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ
(ГОСКОМСТАТ РОССИИ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1996 года N 61


Об утверждении методик расчета баланса денежных доходов и расходов населения и основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения

(с изменениями на 2 июля 2014 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Росстата от 2 июля 2014 года N 465.

____________________________________________________________________


Государственный комитет Российской Федерации по статистике

постановляет:

1. Утвердить по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации "Методику расчета баланса денежных доходов и расходов населения" и ввести ее в действие с 25 апреля 1996 года.

2. Утвердить по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации "Методику расчета основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения".

Председатель Госкомстата России
Ю.А.Юрков

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Госкомстата
России
от 16 июля 1996 года N 61

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Министра
экономики Российской Федерации                      
И.С.Матеров

25 апреля 1996 года

Первый заместитель Министра
финансов Российской Федерации                       
А.П.Вавилов

25 апреля 1996 года

Заместитель Министра труда
Российской Федерации                                
В.А.Январев

1 апреля 1996 года

Первый заместитель Председателя
Центрального банка Российской
Федерации                                           
А.А.Хандруев

25 апреля 1996 года.

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА БАЛАНСА ДЕНЕЖНЫХ
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

____________________________________________________________________
Утратила силу -

приказ Росстата от 2 июля 2014 года N 465. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госкомстата России
от 16 июля 1996 года N 61

Согласовано

Первый заместитель Министра
экономики Российской Федерации                      
И.С. Матеров

28 июня 1996 года

Заместитель Министра труда
Российской Федерации                                
В.А. Январев

28 июня 1996 года

Первый заместитель Минсоцзащиты
Российской Федерации                                
А.Н. Хромушин

28 июня 1996 года

     

     

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНДИКАТОРОВ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ


1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

А. Общая характеристика и источники информации

Социально-экономические индикаторы являются неотъемлемыми компонентами социальных программ и используются в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения.

Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с использованием других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения.

Социально-экономические индикаторы выражаются через средние и медианные величины, темпы изменения, коэффициенты частоты, концентрации, дифференциации и покупательной способности. Расчет социально-экономических индикаторов производится в соответствии с общими требованиями по формированию макроэкономических показателей и с учетом специфики системы статистических социальных показателей.

Ниже приводятся основные определения исходных показателей, используемые в расчетах социально-экономических индикаторов.

РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ* определяется как доход, полученный домашними хозяйствами от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций: добавлением полученных субсидий на производство и импорт и текущих трансфертов** (кроме социальных трансфертов в натуре***), и вычитанием выплаченных налогов на производство и импорт и текущих трансфертов (включая текущие налоги на доходы и богатство). Располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережения.

----------------

* Домашнее хозяйство - небольшая группа людей, проживающих в одном и том же жилище, объединяющих часть или весь свой доход и имущество, и совместно потребляющих определенные типы продуктов и услуг, главным образом, жилищные услуги и продукты питания

** Трансферты - операция, при которой товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен

*** Социальные трансферты в натуре состоят из товаров и индивидуальных нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов или от общественных организаций бесплатно

ФАКТИЧЕСКОЕ КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ включает расход на покупку потребительских товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно в виде социальных трансфертов в натуре.

РАСХОДЫ НА КОНЕЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также потребление товаров и услуг в натуральной форме: произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда и различных видов вспомоществования.

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ* включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

----------------

* В соответствии с "Методикой расчета Баланса денежных доходов и расходов населения", утвержденной 25.04.96.

ДЕНЕЖНЫЕ РАСХОДЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ* включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

----------------

* В соответствии с "Методикой расчета Баланса денежных доходов и расходов населения", утвержденной 25.04.96.

Публикация социально-экономических индикаторов уровня жизни населения производится на ежемесячной основе в докладах Госкомстата России "О социально-экономическом положении" в соответствии с нижеследующим перечнем:

СРЕДНЕДУШЕВЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ исчисляются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность наличного населения.

РЕАЛЬНЫЕ РАСПОЛАГАЕМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА работающих в отраслях экономики определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность работающих. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату.

СРЕДНИЙ РАЗМЕР НАЗНАЧЕННОЙ МЕСЯЧНОЙ ПЕНСИИ пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения и соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ выражается через проценты общего объема денежных доходов, которым обладает каждая из 20-ти (10-ти) процентных групп населения.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ: устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. Различаются: коэффициент фондов (соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп населения или их долями в общем объеме доходов) и децильный коэффициент дифференциации (отношение уровней доходов, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах ряда распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов).

КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОХОДОВ (ИНДЕКС ДЖИНИ): устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения.

ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА представляет собой стоимостную оценку прожиточного минимума: натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА определяется на основе рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов и является результатом суммирования числа лиц, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.

ДЕФИЦИТ ДОХОДА определяется на основе данных о численности и размере доходов населения с доходами ниже прожиточного минимума и исчисляется как суммарное значение дохода, необходимое для его повышения до величины прожиточного минимума.

Б. Метод исчисления показателей в реальном выражении
(с корректировкой на индекс потребительских цен)

С целью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения.

Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.).

Пересчет в сопоставимые цены проводится с использованием:

* индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы;

* индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов.

Расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в цены базисного периода по формуле:

I = I : ИПЦ * 100
r   n

где:

I - значение показателя в реальном выражении за отчетный месяц

r

I - значение показателя в номинальном выражении за отчетный n   месяц

ИПЦ - Индекс потребительских цен в процентах к предыдущему месяцу*

----------------

* По отношению к конкретным целям исследования могут использоваться: сводные, дезагрегированные или дифференцированные индексы (субиндексы) потребительских цен.

Значение показателя в реальном выражении за период, превышающий месяц, является результатом действий с рядами месячных данных в реальном выражении, либо (что то же самое) с применением модифицированных значений индексов-дефляторов, выражающих усредненное для соответствующего периода изменение цен.

В. Методы расчета покупательной способности
денежных доходов населения

Расчеты покупательной способности осуществляются с целью выявления (в количественном выражении) степени относительных, структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения.

Уровень покупательной способности денежных доходов может быть выражен в двух аспектах:

     А. как  товарный  эквивалент  различных  видов товаров и услуг,
        характеризующий количества товаров-представителей (или малых
        товарных  групп),  которые можно приобрести на среднедушевой
        денежный доход;

     Б. как  количества  определенных  наборов  товаров  и услуг (по
        отношению к величине  прожиточного  минимума  или  стоимости
        набора из 25-ти продуктов питания,  которые можно приобрести
        на среднедушевой денежный доход).

Покупательная способность денежного дохода по i-му товарному эквиваленту определяется отношением денежного дохода к соответствующей средней цене данного товара (товара-представителя):

                                    I
                              C  = ---      (1)
                               i    P
                                     i

где:

     C -покупательная способность среднедушевого денежного дохода i населения, определенная по i-му товарному эквиваленту

      I -величина среднедушевого денежного дохода населения

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»