СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2015 года N 33


Об утверждении Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015 - 2017 годы

(с изменениями на 12 декабря 2017 года)

(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 20.05.2016 N 221, от 16.02.2017 N 81, от 12.12.2017 N 670)




В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года N 956-р "Об утверждении Перечня первоочередных государственных программ Республики Крым на среднесрочный период (2015 - 2017 годы)" Совет министров Республики Крым постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015 - 2017 годы (далее - Программа).


2. Министерству финансов Республики Крым при формировании проекта бюджета Республики Крым на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривать необходимые бюджетные ассигнования для реализации мероприятий, предусмотренных Программой.


3. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым представлять ежегодно до 1 марта, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономического развития Республики Крым годовой отчет о ходе реализации Программы.


4. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Крым.


5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Серова В.Н.


(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 20.05.2016 N 221, от 12.12.2017 N 670)



Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ



Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК



Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 10.02.2015 N 33



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2015 - 2017 ГОДЫ


(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 16.02.2017 N 81, от 12.12.2017 N 670)




ПАСПОРТ
 Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015 - 2017 годы

Наименование Программы

Государственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015 - 2017 годы (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым

Соисполнители Программы

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым

Подпрограммы Программы

Отсутствуют

Цели Программы:

- улучшение жилищных условий населения Республики Крым;

- обеспечение населения Республики Крым питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

- модернизация, реконструкция и строительство водопроводных и канализационных сетей, модернизация объектов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Республики Крым с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования, и очистку сточных вод в соответствии с нормами российского законодательства;

- повышение энергоэффективности и надежности функционирования систем теплоэнергетики;

- повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Республики Крым;

- улучшение экологической ситуации в Республике Крым;

- финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения;

- стабилизация финансового состояния ресурсоснабжающих организаций, снижение объема их финансовых обязательств;

- обеспечение сохранности общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым, повышение качества условий проживания в них граждан;

- обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

- повышение уровня грамотности населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие системы общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым;

- повышение качества городской среды в муниципальных образованиях Республики Крым;

- обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым;

- создание единого информационного пространства, представляющего собой совокупность программного, аппаратного и информационного обеспечения начислений и расчетов за жилищно-коммунальные ресурсы и услуги (далее - Система), функционирующего на основании типового регламента технологического и административно-технического взаимодействия участников Системы (далее - Единые правила), возможность подключения к Системе всех участников расчетов за жилищно-коммунальные услуги на условиях присоединения к Единым правилам;

- обеспечение выполнения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым государственных функций;

- повышение уровня профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- минимизация возможных террористических угроз на объектах жизнедеятельности

Задачи Программы:

- развитие государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Республики Крым на основе концессионных соглашений;

- увеличение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

- развитие централизованных систем водоснабжения;

- осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин, шахтных колодцев с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;

- снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;

- осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты;

- увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства;

- реконструкция, модернизация и техническое переоснащение объектов и сетей теплоснабжения;

- приобретение специализированной коммунальной техники для нужд водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальной теплоэнергетики и обеспечения уборки территории в муниципальных образованиях Республики Крым;

- приобретение детских площадок для муниципальных образований Республики Крым;

- улучшение санитарного состояния и благоустройства городского округа Симферополь;

- формирование современной городской среды в муниципальных образованиях Республики Крым (обеспечение уровня комфорта городской среды: дворовых территорий, парков и скверов);

- обустройство мест массового отдыха населения (городских парков) Республики Крым;

- мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, расположенных за пределами населенных пунктов;

- рекультивация полигонов твердых коммунальных отходов Республики Крым;

- пополнение собственных оборотных средств ресурсоснабжающих организаций;

- обеспечение платежеспособности предприятий жилищно-коммунального комплекса;

- проведение капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым;

- проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

- проведение обучающих семинаров для населения по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;

- формирование и развитие сети общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым;

- организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым;

- создание и функционирование единого информационно-расчетного центра Республики Крым для получения основного средства автоматизации расчетов за жилищно-коммунальные услуги и ведения статистической базы данных;

- выполнение Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым государственных функций;

- проведение обучения государственных служащих в сфере жилищно-коммунального хозяйства по программам переподготовки в соответствии с федеральными стандартами обучения;

- проведение обучения муниципальных служащих в сфере жилищно-коммунального хозяйства по программам повышения квалификации в соответствии с федеральными стандартами обучения;

- проведение мероприятий по противодействию террористическим угрозам на объектах жизнедеятельности

Целевые индикаторы и показатели Программы:

- разработка единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;

- разработка схем теплоснабжения в муниципальных образованиях Республики Крым;

- доля строящихся, реконструируемых водопроводных сетей;

- доля строящихся, реконструируемых канализационных сетей;

- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

- протяженность тракта водоподачи;

- количество закупленной специализированной коммунальной техники;

- количество приобретенных детских площадок;

- объем ликвидированных несанкционированных свалок за пределами муниципальных образований;

- площадь полигонов, подлежащих рекультивации;

- площадь территории для благоустройства и санитарной очистки городского округа Симферополь;

- площадь дворовых территорий, парков и скверов муниципальных образований Республики Крым для формирования современной городской среды;

- площадь благоустроенных городских парков Республики Крым;

- доля зданий общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым, в которых проведен капитальный ремонт конструктивных элементов (кровель, лифтов, фасадов, фундаментов, внутридомовых инженерных систем);

- количество расселяемых аварийных многоквартирных домов;

- доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Крым;

- доля многоквартирных домов в целом по Республике Крым, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирными домами посредством товарищества собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива;

- количество граждан, принявших участие в обучающих семинарах для населения по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;

- количество общественных организаций, осуществляющих общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым;

- количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;

- количество лифтового оборудования, подлежащего капитальному ремонту или замене;

- доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства;

- уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам;

- количество государственных служащих, прошедших курсы переподготовки в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- количество муниципальных служащих, прошедших курсы повышения квалификации в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- количество муниципальных служащих, прошедших курсы переподготовки в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- уровень износа коммунальной инфраструктуры;

- доля террористических актов

Сроки реализации Программы

2015 - 2017 годы

Объемы и источники финансового обеспечения Программы

Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет и бюджет Республики Крым. Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год;

объем финансового обеспечения Программы составит 19348,752 млн рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета (далее - федеральный бюджет) - 9485,376 млн рублей, в том числе по годам:

в 2015 году - 414,75 млн рублей;

в 2016 году - 2638,185 млн рублей;

в 2017 году - 6432,441 млн рублей;

за счет средств бюджета Республики Крым - 9863,376 млн рублей, в том числе по годам:

в 2015 году - 1669,25 млн рублей;

в 2016 году - 5489,214 млн рублей;

в 2017 году - 2704,912 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

- обеспечение улучшения водоснабжения и водоотведения для населения до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль за изменением состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них;

- разработка единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;

- разработка схем теплоснабжения в муниципальных образованиях Республики Крым;

- проведение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

- обеспечение содержания, чистоты и порядка улиц и дорог населенных пунктов Республики Крым;

- улучшение внешнего облика населенных пунктов Республики Крым;

- обеспечение реальной возможности проведения своевременных и полных расчетов по погашению финансовых обязательств ресурсоснабжающими организациями;

- модернизация основных фондов предприятий жилищно-коммунального комплекса, расширение рынка предоставления услуг, развитие производственной базы;

- уменьшение степени фактического износа общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым и обеспечение их использования и сохранности;

- повышение уровня грамотности населения в вопросах жилищно-коммунального хозяйства и создание эффективной системы общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в каждом муниципальном образовании Республики Крым;

- улучшение технического состояния многоквартирных домов на территории Республики Крым после проведения капитального ремонта общего имущества;

- реализация принципа "одного окна" при обслуживании населения по вопросам начисления платы за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги и ресурсы;

- повышение собираемости платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги, а также участие в обеспечении использования бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;

- унификация и оптимизация процессов, связанных с созданием единого информационного пространства, охватывающего всех участников системы расчетов за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги и ресурсы;

- минимизация возможных террористических угроз на объектах жизнедеятельности;

- устранение диспропорции в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Республики Крым до среднероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым

(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 12.12.2017 N 670)



1. Сфера реализации Программы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития


Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 147 "О признании Республики Крым", учитывая волеизъявление народов на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 года, Республика Крым признана суверенным и независимым государством.


Современное жилищно-коммунальное хозяйство Республики Крым - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса Республики Крым являются практически все население Республики Крым, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Республики Крым.


Состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры Республики Крым характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов.


Услуги централизованного водоснабжения и водоотведения предоставляются в 86 населенных пунктах, в том числе городах: Алушта, Бахчисарай, Белогорск, Джанкой, Евпатория, Красноперекопск, Керчь, Саки, Симферополь, Судак, Феодосия, где проживает 937,5 тыс. человек.


В настоящее время уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 90,0 процента. Износ водопроводных сетей в Республике Крым составляет 89,0 процента, износ водопроводных сооружений превышает 80,0 процента.


Мощность некоторых очистных сооружений уже недостаточна для обеспечения потребности населения Республики Крым в воде. Оборудование на очистных сооружениях морально и физически устарело, требует реконструкции и ремонта. Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунальной отрасли Республики Крым отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере Республики Крым формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в данный сектор экономики Республики Крым.


Решение вышеуказанных вопросов возможно путем выполнения трех этапов:


1) развитие, модернизация или реконструкция систем водоснабжения и водоотведения, в частности:


планирование развития территории путем разработки общей схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;


внедрение станций и установок доочистки питьевой воды в системах централизованного водоснабжения, в том числе в муниципальных образованиях Республики Крым;


строительство и/или восстановление водопроводов в муниципальных образованиях Республики Крым, которые не обеспечены системами централизованного водоснабжения;


строительство, модернизация или реконструкция водоводов, распределительных сетей, насосных станций и резервуаров в системах централизованного водоснабжения;


совершенствование работы системы водохранилищ, заполняемых из Северо-Крымского канала с диверсификацией объемов подаваемой по нему воды;


определение качества и количества подземных вод, проведение оценки возможности их применения, в том числе во время смешивания с поверхностными водами, а также установление запрета на использование качественной подземной воды для полива и технического водоснабжения на территориях, обеспеченных системами централизованного водоснабжения;


реализация мероприятий по обеспечению требований по надлежащему контролю за качеством подаваемой питьевой воды потребителям;


2) охрана природы и объектов питьевого водоснабжения и водоотведения, в частности:


упорядочение зон санитарной охраны;


строительство, модернизация или реконструкция сооружений для механической и биологической очистки сточных вод, внедрения современных методов обработки и утилизации осадков;


строительство, модернизация или реконструкция канализационных сетей, коллекторов и глубоководных выпусков очищенных сточных вод;


строительство, модернизация или реконструкция систем канализации в муниципальных образованиях Республики Крым с целью использования очищенных сточных вод для полива и орошения;


3) повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов, в частности:


оснащение объектов централизованного питьевого водоснабжения средствами учета потребления воды с целью перехода на расчеты за фактически потребленный объем питьевой воды;


внедрение систем автоматизации процессов очистки, подачи и распределения питьевой воды;


проведение аудита функционирования насосных станций;


внедрение систем повторного использования промывных вод на фильтровальных сооружениях водоочистных станций;


внедрение энергосберегающих мероприятий;


реконструкция котельных;


снижение потерь воды в сетях централизованного отопления;


внедрение технологий и оборудования с применением альтернативных источников энергии в системах водоснабжения и водоотведения.


Комплексный программно-целевой механизм решения указанных социально-экономических задач Республики Крым выполнен в соответствии с федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790, позволяющей сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечивающего согласованность решения федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемого конечного результата в установленные сроки.


Сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения являются одними из самых важных систем жизнеобеспечения населения. На протяжении последних десятилетий данным сферам не оказывалось должного внимания, что привело к значительному износу сетей и оборудования систем водоснабжения, водоотведения и коммунальной энергетики. Аварийность тепловых сетей составляет 87%, сетей водоснабжения - 60%, водоотведения - 63%.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»