СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2017 года N 81


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 10 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА N 33


В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:

Внести изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 33 "Об утверждении Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015 - 2017 годы", изложив приложение к нему в новой редакции (прилагается).



Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК



Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 10.02.2016 N 33
(в редакции постановления
Совета министров
Республики Крым
от 16.02.2017 N 81)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2015 - 2017 ГОДЫ


ПАСПОРТ Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015 - 2017 годы

Наименование Программы

Государственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015 - 2017 годы (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым

Соисполнители Программы

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым

Подпрограммы Программы

Отсутствуют

Цели Программы:

- улучшение жилищных условий населения Республики Крым;

- обеспечение населения Республики Крым питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

- модернизация, реконструкция и строительство водопроводных и канализационных сетей, модернизация объектов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Республики Крым с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования, и очистку сточных вод в соответствии с нормами российского законодательства;

- повышение энергоэффективности и надежности функционирования систем теплоэнергетики;

- повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Республики Крым;

- улучшение экологической ситуации в Республике Крым;

- финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения;

- стабилизация финансового состояния ресурсоснабжающих организаций, снижение объема их финансовых обязательств;

- обеспечение сохранности общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым, повышение качества условий проживания в них граждан;

- обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

- повышение уровня грамотности населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие системы общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым;

- повышение качества городской среды в муниципальных образованиях Республики Крым;

- обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым;

- создание единого информационного пространства, представляющего собой совокупность программного, аппаратного и информационного обеспечения начислений и расчетов за жилищно-коммунальные ресурсы и услуги (далее - Система), функционирующего на основании типового регламента технологического и административно-технического взаимодействия участников Системы (далее - Единые правила), возможность подключения к Системе всех участников расчетов за жилищно-коммунальные услуги на условиях присоединения к Единым правилам;

- обеспечение выполнения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым государственных функций;

- повышение уровня профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- минимизация возможных террористических угроз на объектах жизнедеятельности

Задачи Программы:

- развитие государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения коммунального хозяйства Республики Крым на основе концессионных соглашений;

- увеличение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;

- развитие централизованных систем водоснабжения;

- осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин, шахтных колодцев с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;

- снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;

- осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты;

- увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водопроводно-канализационного хозяйства;

- реконструкция, модернизация и техническое переоснащение объектов и сетей теплоснабжения;

- приобретение специализированной коммунальной техники для нужд водопроводно-канализационного хозяйства, коммунальной теплоэнергетики и обеспечения уборки территории в муниципальных образованиях Республики Крым;

- приобретение детских площадок для муниципальных образований Республики Крым;

- улучшение санитарного состояния и благоустройства городского округа Симферополь;

- формирование современной городской среды в муниципальных образованиях Республики Крым (обеспечение уровня комфорта городской среды: дворовых территорий, парков и скверов);

- обустройство мест массового отдыха населения (городских парков) Республики Крым;

- мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, расположенных за пределами населенных пунктов;

- рекультивация полигонов твердых коммунальных отходов Республики Крым;

- пополнение собственных оборотных средств ресурсоснабжающих организаций;

- обеспечение платежеспособности предприятий жилищно-коммунального комплекса;

- проведение капитального ремонта общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым;

- проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

- проведение обучающих семинаров для населения по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;

- формирование и развитие сети общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым;

- организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым;

- создание и функционирование единого информационно-расчетного центра Республики Крым для получения основного средства автоматизации расчетов за жилищно-коммунальные услуги и ведения статистической базы данных;

- выполнение Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым государственных функций;

- проведение обучения государственных служащих в сфере жилищно-коммунального хозяйства по программам переподготовки в соответствии с федеральными стандартами обучения;

- проведение обучения муниципальных служащих в сфере жилищно-коммунального хозяйства по программам повышения квалификации в соответствии с федеральными стандартами обучения;

- проведение мероприятий по противодействию террористическим угрозам на объектах жизнедеятельности

Целевые индикаторы и показатели Программы:

- разработка единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;

- разработка схем теплоснабжения в муниципальных образованиях Республики Крым;

- доля строящихся, реконструируемых водопроводных сетей;

- доля строящихся, реконструируемых канализационных сетей;

- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

- протяженность тракта водоподачи;

- количество закупленной специализированной коммунальной техники;

- количество приобретенных детских площадок;

- объем ликвидированных несанкционированных свалок за пределами муниципальных образований;

- площадь полигонов, подлежащих рекультивации;

- площадь территории для благоустройства и санитарной очистки городского округа Симферополь;

- площадь дворовых территорий, парков и скверов муниципальных образований Республики Крым для формирования современной городской среды;

- площадь благоустроенных городских парков Республики Крым;

- доля зданий общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым, в которых проведен капитальный ремонт конструктивных элементов (кровель, лифтов, фасадов, фундаментов, внутридомовых инженерных систем);

- количество расселяемых аварийных многоквартирных домов;

- доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Республики Крым;

- доля многоквартирных домов в целом по Республике Крым, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирными домами посредством товарищества собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива;

- количество граждан, принявших участие в обучающих семинарах для населения по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;

- количество общественных организаций, осуществляющих общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым;

- количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;

- количество лифтового оборудования, подлежащего капитальному ремонту или замене;

- доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства;

- уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам;

- количество государственных служащих, прошедших курсы переподготовки в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- количество муниципальных служащих, прошедших курсы повышения квалификации в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- количество муниципальных служащих, прошедших курсы переподготовки в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- уровень износа коммунальной инфраструктуры;

- доля террористических актов

Сроки реализации Программы

2015 - 2017 годы

Объемы и источники финансового обеспечения Программы

Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет и бюджет Республики Крым. Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год;

объем финансового обеспечения Программы составит 19348,752 млн рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета (далее - федеральный бюджет) - 9485,376 млн рублей, в том числе по годам:

в 2015 году - 414,75 млн рублей;

в 2016 году - 2638,185 млн рублей;

в 2017 году - 6432,441 млн рублей;

за счет средств бюджета Республики Крым - 9863,376 млн рублей, в том числе по годам:

в 2015 году - 1669,25 млн рублей;

в 2016 году - 5489,214 млн рублей;

в 2017 году - 2704,912 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

- обеспечение улучшения водоснабжения и водоотведения для населения до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль за изменением состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них;

- разработка единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;

- разработка схем теплоснабжения в муниципальных образованиях Республики Крым;

- проведение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

- обеспечение содержания, чистоты и порядка улиц и дорог населенных пунктов Республики Крым;

- улучшение внешнего облика населенных пунктов Республики Крым;

- обеспечение реальной возможности проведения своевременных и полных расчетов по погашению финансовых обязательств ресурсоснабжающими организациями;

- модернизация основных фондов предприятий жилищно-коммунального комплекса, расширение рынка предоставления услуг, развитие производственной базы;

- уменьшение степени фактического износа общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, на территории Республики Крым и обеспечение их использования и сохранности;

- повышение уровня грамотности населения в вопросах жилищно-коммунального хозяйства и создание эффективной системы общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в каждом муниципальном образовании Республики Крым;

- улучшение технического состояния многоквартирных домов на территории Республики Крым после проведения капитального ремонта общего имущества;

- реализация принципа "одного окна" при обслуживании населения по вопросам начисления платы за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги и ресурсы;

- повышение собираемости платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги, а также участие в обеспечении использования бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства Республики;

- унификация и оптимизация процессов, связанных с созданием единого информационного пространства, охватывающего всех участников системы расчетов за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги и ресурсы;

- минимизация возможных террористических угроз на объектах жизнедеятельности;

- устранение диспропорции в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Республики Крым до среднероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым



1. Сфера реализации Программы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития


Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 147 "О признании Республики Крым", учитывая волеизъявление народов на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 года, Республика Крым признана суверенным и независимым государством.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство Республики Крым - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса Республики Крым являются практически все население Республики Крым, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Республики Крым.

Состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры Республики Крым характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов.

Услуги централизованного водоснабжения и водоотведения предоставляются в 86 населенных пунктах, в том числе городах: Алушта, Бахчисарай, Белогорск, Джанкой, Евпатория, Красноперекопск, Керчь, Саки, Симферополь, Судак, Феодосия, где проживает 937,5 тыс. человек.

В настоящее время уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 90,0 процента. Износ водопроводных сетей в Республике Крым составляет 89,0 процента, износ водопроводных сооружений превышает 80,0 процента.

Мощность некоторых очистных сооружений уже недостаточна для обеспечения потребности населения Республики Крым в воде. Оборудование на очистных сооружениях морально и физически устарело, требует реконструкции и ремонта. Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунальной отрасли Республики Крым отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере Республики Крым формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в данный сектор экономики Республики Крым.

Решение вышеуказанных вопросов возможно путем выполнения трех этапов:

1) развитие, модернизация или реконструкция систем водоснабжения и водоотведения, в частности:

планирование развития территории путем разработки общей схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;

внедрение станций и установок доочистки питьевой воды в системах централизованного водоснабжения, в том числе в муниципальных образованиях Республики Крым;

строительство и/или восстановление водопроводов в муниципальных образованиях Республики Крым, которые не обеспечены системами централизованного водоснабжения;

строительство, модернизация или реконструкция водоводов, распределительных сетей, насосных станций и резервуаров в системах централизованного водоснабжения;

совершенствование работы системы водохранилищ, заполняемых из Северо-Крымского канала с диверсификацией объемов подаваемой по нему воды;

определение качества и количества подземных вод, проведение оценки возможности их применения, в том числе во время смешивания с поверхностными водами, а также установление запрета на использование качественной подземной воды для полива и технического водоснабжения на территориях, обеспеченных системами централизованного водоснабжения;

реализация мероприятий по обеспечению требований по надлежащему контролю за качеством подаваемой питьевой воды потребителям;

2) охрана природы и объектов питьевого водоснабжения и водоотведения, в частности:

упорядочение зон санитарной охраны;

строительство, модернизация или реконструкция сооружений для механической и биологической очистки сточных вод, внедрения современных методов обработки и утилизации осадков;

строительство, модернизация или реконструкция канализационных сетей, коллекторов и глубоководных выпусков очищенных сточных вод;

строительство, модернизация или реконструкция систем канализации в муниципальных образованиях Республики Крым с целью использования очищенных сточных вод для полива и орошения;

3) повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов, в частности:

оснащение объектов централизованного питьевого водоснабжения средствами учета потребления воды с целью перехода на расчеты за фактически потребленный объем питьевой воды;

внедрение систем автоматизации процессов очистки, подачи и распределения питьевой воды;

проведение аудита функционирования насосных станций;

внедрение систем повторного использования промывных вод на фильтровальных сооружениях водоочистных станций;

внедрение энергосберегающих мероприятий;

реконструкция котельных;

снижение потерь воды в сетях централизованного отопления;

внедрение технологий и оборудования с применением альтернативных источников энергии в системах водоснабжения и водоотведения.

Комплексный программно-целевой механизм решения указанных социально-экономических задач Республики Крым выполнен в соответствии с федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790, позволяющей сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечивающего согласованность решения федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемого конечного результата в установленные сроки.

Сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения являются одними из самых важных систем жизнеобеспечения населения. На протяжении последних десятилетий данным сферам не оказывалось должного внимания, что привело к значительному износу сетей и оборудования систем водоснабжения, водоотведения и коммунальной энергетики. Аварийность тепловых сетей составляет 87%, сетей водоснабжения - 60%, водоотведения - 63%.

Для работы в данной отрасли предприятия используют морально устаревшую и требующую постоянного ремонта спецтехнику, что приводит к значительным затратам и ухудшению качества услуг, предоставляемых населению. Закупка спецтехники для указанных предприятий осуществлялась в 70-х годах XX века.

Кроме того, обеспечение нормальных условий для движения транспорта по дорогам и создание санитарных условий проживания населения требует постоянного поддержания дорожных покрытий в чистоте, а в зимнее время необходимо сгребать и подметать снег, а также обрабатывать дорожные покрытия противогололедным материалом.

Однако, в большинстве муниципальных образований Республики Крым отсутствует специализированная техника для всесезонного содержания дорог с асфальтовым и бетонным покрытием.

С целью улучшения состояния окружающей природной среды, обеспечения полноценного обслуживания в сфере благоустройства и уборки территорий населенных пунктов Республики, а также своевременного проведения аварийно-ремонтных работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо приобретение специализированной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства.

Сегодня проблема благоустройства придомовой территории является одной из самых важных. На территории Республики Крым расположено более 15000 многоквартирных домов, придомовая территория большинства из которых не благоустроена должным образом. Детских площадок, соответствующих стандартам Российской Федерации, на территории Республики Крым практически нет. Большинство из них было установлено в период Советского Союза и в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии. Есть ряд жилых районов, в которых детские площадки вообще не оборудованы.

Вопрос обеспечения муниципальных образований Республики Крым коммунальной спецтехникой, а также оборудования детских игровых площадок в населенных пунктах Республики имеет высокую социальную направленность, и его решение позволит значительно улучшить благоустройство городских и сельских поселений и условия проживания граждан.

В Республике Крым в 2015 году уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам составил 86%.

В результате недостаточного уровня возмещения затрат действующими тарифами на предприятиях постоянно увеличивается задолженность по разнице в тарифах для населения.

В 2016 году в бюджете Республики Крым предусмотрены расходы на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы в тарифах на услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения, предоставляемые населению, в объеме 1,4 млрд руб., на 2017 год запланировано 981,39 млн руб.

Указанные средства в соответствии с условиями соглашений о финансовом обеспечении мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере водоснабжения и теплоснабжения направляются регулируемыми организациями на определенные цели финансово-хозяйственной деятельности, в частности, теплоснабжающими предприятиями - на погашение долга за природный газ и услуги по его транспортировке, за потребленную электроэнергию и на погашение налоговых обязательств.

Вопросы погашения задолженности всех групп потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и предприятий жилищно-коммунального комплекса - за потребленные энергоносители находятся на постоянном контроле.

Состояние многоквартирного жилищного фонда на территории Республики Крым имеет прогрессирующую тенденцию к росту его физического износа.

На протяжении последних двух десятилетий не проводились мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также объемы выполнения капитального ремонта жилья реализовывались на уровне до 8 - 12% от нормативных потребностей.

Не обеспечивается решение вопросов замены (модернизации) лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет. Удельный вес таких лифтов в жилищном фонде достиг 30,6%.

Практически полное отсутствие планирования в бюджетах всех уровней расходов на проведение капитальных работ по ремонту многоквартирных домов, общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, явилось причиной их неудовлетворительного технического состояния.

Вопрос обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, имеет высокую социальную направленность, и его решение позволит значительно улучшить условия проживания граждан, обеспечить сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование.

Программа разработана в целях объединения и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по реализации мероприятий, связанных с обеспечением благоприятных условий проживания населения Республики Крым и реализации государственных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.


2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации Программы, основные ожидаемые конечные результаты Программы, сроки ее реализации


Приоритетами реализуемой в Республике Крым государственной политики в сфере реализации Программы являются:

в жилищно-коммунальной сфере Республики Крым:

улучшение качества коммунальных услуг, предоставляемых населению Республики Крым, обеспечение надежности работы жилищно-коммунальной инфраструктуры;

повышение эффективности работы жилищно-коммунальной сферы Республики Крым.

Данные приоритеты направлены на достижение стратегической цели государственной политики - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, достаточной для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан и обеспечивающей высокое качество жизни в Республике Крым в целом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»