РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 августа 2014 года N 290-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 марта 2017 года на основании распоряжения Правительства РК от 29.03.2017 N 151-р.
____________________________________________________________________
(в редакции распоряжений Правительства РК от 30.12.2014 N 450-р, от 17.10.2016 N 447-р, от 28.02.2017 N 104-р)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р:
1. Утвердить Программу Правительства Республики Коми по повышению эффективности управления государственными финансами Республики Коми на период до 2018 года (далее - Программа) согласно приложению.
2. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Коми.
(п. 2 в ред. распоряжения Правительства РК от 30.12.2014 N 450-р)
Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА
(в редакции распоряжений Правительства РК от 30.12.2014 N 450-р, от 17.10.2016 N 447-р, от 28.02.2017 N 104-р)
Программа повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р.
В 2011 - 2013 годах развитие бюджетной системы Республики Коми осуществлялось в рамках Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 года N 613-р (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
При осуществлении мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов был достигнут значительный прогресс по всем направлениям, а в ряде случаев - качественный прорыв в определенных ключевых сферах.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов представляла собой реализацию комплексного подхода к процессу реформирования общественных финансов в Республике Коми и включала следующие ключевые направления.
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Коми (далее - республиканский бюджет).
В период реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Республике Коми обеспечена устойчивость и сбалансированность бюджетной системы как на региональном уровне, так и на уровне муниципальных образований. Осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию.
Объем дефицита республиканского бюджета и объем государственного долга Республики Коми находятся на экономически безопасном уровне. Не допущено возникновение просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам Республики Коми.
Значительно повысилась эффективность управления временно свободными остатками на счете республиканского бюджета. Размещение временно свободных средств на банковских депозитах в 2011 - 2013 годах принесло республиканскому бюджету более 700 млн. рублей.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти Республики Коми.
В целях формирования основы для внедрения программно-целевых принципов управления государственными финансами приняты постановление Правительства Республики Коми от 30 июня 2011 года N 288 "О государственных программах Республики Коми" и распоряжение Правительства Республики Коми от 30 июня 2011 года N 252-р, установившие подходы к формированию, реализации, оценке эффективности государственных программ Республики Коми, а также Перечень государственных программ Республики Коми. Утверждены приказом Министерства финансов Республики Коми и Министерства экономического развития Республики Коми от 30 декабря 2011 года N 263/487 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Республики Коми.
В 2011 - 2012 годах утвержден комплекс из 18 государственных программ Республики Коми (далее - государственные программы), охватывающих все наиболее значимые сферы социально-экономической жизни республики. В 2013 году республиканский бюджет на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов утвержден с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям, отражающим государственные программы, подпрограммы, основные мероприятия, непрограммные направления расходов и с пояснительной запиской к проекту бюджета в разрезе государственных программ и непрограммной части.
3. Развитие новых форм предоставления и финансового обеспечения государственных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
В 2011 году разработаны и утверждены все необходимые в целях реализации Федерального закона N 83-ФЗ нормативные правовые акты как на уровне Правительства Республики Коми, так и органами исполнительной власти Республики Коми, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных учреждений Республики Коми.
Формирование республиканского бюджета осуществляется исходя из нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) и сводных показателей государственных заданий.
Информация о государственных и муниципальных учреждениях Республики Коми размещена и поддерживается в актуальном и доступном виде на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств.
В целях повышения эффективности распределения бюджетных средств разработана и утверждена приказом Министерства финансов Республики Коми от 18 июня 2012 года N 87 Методика планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми на очередной финансовых год и плановый период.
Утверждены приказом Министерства финансов Республики Коми от 7 июля 2012 года N 106 Методические рекомендации по составлению главными распорядителями средств республиканского бюджета обоснований бюджетных ассигнований.
5. Оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения.
Разработан комплекс нормативных правовых актов в рамках реализации положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также комплекс мер, направленных на оптимизацию деятельности органов исполнительной власти Республики Коми.
Осуществлена реализация мероприятий по переходу на предоставление в электронном виде государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Коми, а также услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Коми.
В рамках реализации Указа Главы Республики Коми от 10 мая 2011 года N 64 значительно сокращена численность государственных гражданских служащих Республики Коми.
В целях оптимизации управленческих расходов проведена централизация отдельных функций органов исполнительной власти Республики Коми в сфере правового и бухгалтерского обеспечения.
6. Реформирование государственного финансового контроля и развитие внутреннего контроля.
За период реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов осуществлены серьезные преобразования в системе государственного (муниципального) финансового контроля.
Так, в рамках улучшения функционирования системы финансового контроля в целях исключения дублирования контрольных функций и организации действенного информационно-аналитического обмена между субъектами контроля в органах исполнительной власти Республики Коми и муниципальных образованиях в Республике Коми произведена автоматизация процессов контрольной деятельности с централизацией на уровне Министерства финансов Республики Коми функций управления единой автоматизированной системой.
В целях совершенствования механизма регулирования государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита постановлениями Правительства Республика Коми от 24 декабря 2013 года N 540 и от 30 декабря 2013 года N 573 утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления Министерством финансов Республики Коми полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере и порядок осуществления главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Коми, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Республики Коми, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Коми внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
7. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.
В сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Коми удалось снизить затраты организаций бюджетного сектора на теплопотребление на 16,8%, водоснабжение и водоотведение на 26,6%, электроснабжение - 9,8%.
8. Развитие информационной системы управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Коми.
С 2011 года формирование республиканского бюджета осуществляется в системе "АЦК - Планирование". Обеспечена взаимная увязка систем "АЦК - Планирование", "АЦК - Финансы" и "АЦК - Бюджетный контроль". В 2012 году завершено внедрение муниципального компонента регионального электронного бюджета. Значительно повысилась техническая оснащенность финансовых органов Республики Коми.
В целом Программа повышения эффективности бюджетных расходов была достаточно высоко оценена в ходе конкурсов аналогичных региональных программ, проводившихся Министерством финансов Российской Федерации в течение 2011 и 2012 годов. По результатам конкурсов Республика Коми в обоих случаях входила в число 15 призеров, получив из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий Программы в размере 59,8 и 76,8 млн. рублей в 2011 и 2012 годах соответственно.
За счет средств субсидий, полученных из федерального бюджета, в целях стимулирования внедрения принципов эффективного управления финансами на местном уровне в 2013 году из республиканского бюджета были предоставлены субсидии местным бюджетам на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов (постановление Правительства Республики Коми от 20 декабря 2012 года N 563) в общем объеме 40,0 млн. рублей.
Основной целью Правительства Республики Коми в сфере общественных финансов является обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления как одного из важнейших условий повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития.
Наряду с вышеуказанными значительными успехами, достигнутыми в сфере нормативного регулирования и методологического обеспечения бюджетного процесса за годы осуществления Программы повышения эффективности бюджетных расходов, ряд объективных факторов не позволил завершить формирование системы управления общественными финансами, интегрированной в систему стратегического планирования по вертикали (взаимная увязка федерального, регионального и местного уровней) и по горизонтали (эффективное управление ресурсами в рамках государственных программ).
Основные на текущий момент нерешенные вопросы в сфере общественных финансов:
1) отсутствие регламентированной процедуры формирования, рассмотрения и использования в бюджетном процессе и при разработке документов государственного стратегического планирования прогнозов социально-экономического развития;
2) недостаточная проработанность вопроса об учете оценки эффективности реализации в отчетном году государственных программ в процессе формирования республиканского бюджета Республики Коми на очередной год и плановый период;
3) отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования) для достижения целей государственной политики на долгосрочный период;
4) ограниченность практики использования государственных программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования;
5) сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
6) формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;
7) недостаточная действенность механизма среднесрочного бюджетного планирования;
8) недостаточно высокий уровень качества управления государственными финансами;
9) отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
10) ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
11) недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственной налоговой базы муниципальных образований;
12) несовершенство методологической базы и ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ, инвестиционных проектов;
13) недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Существующее положение вещей в сфере управления общественными финансами в значительной степени обусловлено многочисленными пробелами и противоречиями нормативной базы, методологических документов, недостаточной межведомственной координацией на федеральном уровне. Особенными трудностями это оборачивается для Республики Коми, которая вместе с рядом других регионов находится в авангарде бюджетной реформы, во многом на практике опережая процессы, реализуемые Российской Федерацией.
В то же время среди указанных выше проблемных вопросов в сфере управления общественными финансами существуют не только внешние, но и внутренние сдерживающие факторы. Совокупность данных факторов и общероссийской тенденции к снижению региональной базы налоговых и неналоговых доходов при одновременном росте расходных обязательств региональных бюджетов формирует объективную необходимость скорейшего и комплексного решения задач, направленных на достижение цели Программы - повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) обеспечить реализацию программно-целевых методов управления бюджетным процессом, в том числе обеспечив соблюдение взаимной увязки государственных программ и муниципальных программ;
(в ред. распоряжения Правительства РК от 17.10.2016 N 447-р)