ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2012 года N 1279-ПП
О Концепции развития театрального дела в Свердловской области на период до 2020 года
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р, Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", в целях сохранения и развития сферы театрального искусства в интересах Свердловской области и России, обеспечения реализации инновационного сценария развития театрального дела в Свердловской области Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития театрального дела в Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области, на территориях которых осуществляют профессиональную деятельность театральные организации, руководствоваться Концепцией при разработке и реализации муниципальных целевых программ развития культуры и иных программных документов.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А.Власова.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер
Концепция развития театрального дела в Свердловской области на период до 2020 года
Концепция развития театрального дела в Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет организационно-экономические меры, направляемые в этот период на повышение роли театрального искусства в развитии Свердловской области, на сохранение ее позиций в качестве одного из лидеров развития отечественного сценического искусства.
Концепция базируется на следующих федеральных нормативных правовых актах и документах федеральных органов исполнительной власти:
Конституция Российской Федерации;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р;
и на нормативных правовых актах Свердловской области:
областная целевая программа "Развитие культуры в Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1474-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие культуры в Свердловской области" на 2011-2015 годы";
Деятельность театров Свердловской области осуществляется в едином культурном пространстве России. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года определила следующие принципиальные характеристики театральной деятельности в России, актуальные для всех регионов страны:
1) возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, стране в целом. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды;
2) театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению. По сути он неизмеримо выше его рыночной оценки;
3) российская модель репертуарного театра, сложившаяся в нашей стране в течение двух веков благодаря последовательной поддержке государства, признана и почитается во всем мире;
4) опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.
Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.
Основная стратегическая цель реализации настоящей Концепции - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов на базе достижений российского и мирового опыта в сфере театрального искусства.
Основные задачи для реализации этой цели:
1) создание условий для развития в Свердловской области театра как вида искусства;
2) расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения Свердловской области за счет интенсификации театральной деятельности, внутриобластной гастрольной деятельности, а также путем привлечения на гастроли в город Екатеринбург, другие города Свердловской области театров из других регионов России и из-за рубежа;
3) реализация комплекса мер по поэтапному повышению заработной платы работников театральных организаций;
4) сохранение и развитие сети государственных и муниципальных театров Свердловской области, совершенствование их материально-технической базы.
Для решения указанных задач предусматривается:
1) государственная, муниципальная и общественная поддержка развития театров различных форм и моделей организации театрального дела;
2) наличие в Свердловской области выстроенной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру;
3) применение методов финансирования театров из регионального и муниципальных бюджетов с непременным учетом специфики их деятельности как организаций, создающих уникальный продукт в сфере искусств;
4) поддержка функционирования и развития инфраструктуры театральной деятельности в Свердловской области, в частности, подготовки кадров специалистов для данной сферы.
Первый профессиональный спектакль на территории нынешней Свердловской области был показан в городе Екатеринбурге в 1843 году гастролирующей труппой, приехавшей из Казани, а в 1847 году в городе было построено первое каменное театральное здание.
Ирбитский драматический театр имени А.Н. Островского, один из старейших театров области, был основан в 1846 году в рамках процветавшей в то время Ирбитской ярмарки.
Театр оперы и балета в городе Екатеринбурге открылся в 1912 году и стал одним из первых театров этого вида за пределами российских столиц.
1930 год ознаменован созданием в городе Свердловске театра юных зрителей. В 1933 году открылся Свердловский театр музыкальной комедии.
В годы советской власти в городах Свердловской области театры открывались по мере развития промышленности в регионе, роста численности населения городов. В 1941 году, в канун Великой Отечественной войны, был открыт театр в городе Серове, в 1946 году - в городе Нижний Тагил, в 1951 году - в городе Новоуральске.
В дореволюционный период значительную роль в театральном деле города Екатеринбурга и на территории нынешней Свердловской области играл антрепренерский театр. В годы советской власти благодаря политике огосударствления театрального дела частные театры прекратили свое существование, и к 1986 году профессиональный театр в Свердловской области, как и во всей стране, был представлен исключительно государственными театрами. И только начиная с 1987 года открылась возможность частной инициативы в театральном деле. В последние два с половиной десятилетия эта возможность активно использовалась, и к началу 2012 года при сохранении числа действующих государственных и муниципальных театров области функционировали 10 частных театров.
С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации происходило постепенное разделение государственной собственности на государственную и муниципальную.
На 1 января 2012 года в восьми городах Свердловской области функционировали профессиональные театры различных форм собственности и видов общей численностью 30 (таблица 1), из них 20 театров в городе Екатеринбурге, 3 театра в городе Нижний Тагил, 2 театра в городе Новоуральске, в остальных городах по одному театру (таблица 2).
Количество профессиональных театров в Свердловской области
Виды театров | Количество | В том числе по формам собственности | |||
государственная | государственная | муниципальная | частная | ||
Театры оперы и балета | 1 | 1 | |||
Театры музыкальной | 2 | 1 | 1 | ||
Драматические театры | 11 | 1 | 6 | 4 | |
Театры юного зрителя | 4 | 3 | 1 | ||
Театры кукол | 5 | 4 | 1 | ||
Прочие театры | 7 | 2 | 1 | 4 | |
Всего | 30 | 3 | 2 | 15 | 10 |
Статистические данные, предоставляемые театральными организациями Свердловской области (форма 9-НК), свидетельствуют о том, что по количеству театров в регионе в целом и по обеспеченности населения городов местами в зрительных залах профессиональных театров Свердловская область в основном соответствует, а в большинстве случаев и существенно перекрывает минимальные социальные нормативы, применение которых рекомендовано Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р. Отрицательные отклонения от минимальных социальных нормативов, зафиксированные в городском округе Первоуральск, носят временный характер и связаны с закрытием зрительного зала на период реконструкции.
Театры Свердловской области обеспечивают фактически полный спектр видов и жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современная хореография, оперетта, мюзикл, театр кукол.
В расчете на 1 млн. жителей в Свердловской области 7,2 профессионального театра, тогда как в целом по России этот показатель составляет 3,2. По количеству театров на 1 млн. жителей Свердловская область опережает, к примеру, Италию (5,9) и близка к аналогичному показателю Великобритании (8,9).
При этом необходимо учитывать, что профессиональные театры расположены в восьми городах Свердловской области, суммарная численность населения которых 2307,1 тыс. человек, что составляет 53,6 процента от общей численности населения региона. В силу географических характеристик Свердловской области жители населенных пунктов, не обладающих театрами, не имеют возможности посещать сценические площадки других городов. Это означает, что почти половина населения региона лишена возможности посещения театра. Кроме того, жанровым разнообразием театральной услуги могут воспользоваться лишь жители Екатеринбурга, то есть менее 1/3 населения области.
Сложившаяся к началу 2012 года сеть профессиональных театров в Свердловской области в основном соответствует задачам предоставления театральных услуг населению. При этом требует решения задача интенсификации театрального обслуживания населения малых городов, не имеющих профессиональных театров, и сельской местности.
Основные усилия в работе с действующей театральной сетью должны быть направлены на решение следующих задач:
1) эффективное взаимодействие органов исполнительной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, имеющих профессиональные театры, по сохранению и развитию сложившейся сети государственных и муниципальных театров, приведение их материально-технической базы в соответствие современным требованиям;
2) повышение качества услуг, предоставляемых театрами населению;
3) использование предусмотренных федеральным и областным законодательством льгот при передаче частным театрам зданий и сооружений в аренду или безвозмездное пользование;