АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2014 года N 381-п


Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов"

(с изменениями на 29 марта 2024 года)

(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 24.04.2015 N 132-п, от 15.06.2015 N 183-п, от 16.12.2015 N 421-п, от 30.03.2016 N 97-п, от 08.06.2016 N 181-п, от 19.07.2016 N 233-п, от 29.08.2017 N 272-п, от 24.05.2019 N 146-п, от 12.11.2019 N 290-п, от 03.04.2020 N 61-п, от 30.03.2021 N 93-п, от 03.06.2022 N 161-п, от 30.03.2023 N 94-п, от 29.03.2024 N 66-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:


(преамбула в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 29.03.2024 N 66-п)


1. Утвердить государственную программу Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" согласно Приложению.


2. Признать утратившими силу:


1) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 418-п "Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления";


2) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 06.03.2014 N 90-п "О внесении изменений в государственную программу Ненецкого автономного округа "Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления";


3) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 19.06.2014 N 217-п "О внесении изменений в государственную программу Ненецкого автономного округа "Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления";


4) постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2014 N 288-п "О внесении изменений в государственную программу Ненецкого автономного округа "Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.



Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.В.КОШИН



Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 09.10.2014 N 381-п
"Об утверждении государственной
программы Ненецкого автономного округа
"Охрана окружающей среды, воспроизводство
и использование природных ресурсов"



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ"

(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 29.03.2024 N 66-п)




Раздел I Общие положения


1. Государственная программа Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.05.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".


2. Срок реализации Программы с 2015 по 2027 годы.


3. Ответственный исполнитель Программы - Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа.


4. Соисполнитель Программы - казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Центр природопользования и охраны окружающей среды".



Раздел II Стратегические приоритеты и цели в сфере реализации Программы


Глава 1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы на территории Ненецкого автономного округа


5. В рамках реализации Программы за период с 2017 по 2023 годы выявлено 520 стихийно образованных несанкционированных свалок, из которых ликвидировано 198 свалок, из них 7 свалок - в 2023 году. Площадь зачищенной от свалок территории составляет порядка 35 га. Доля утилизированных свалок в 2023 году составила 38,2% от выявленных в целом.


В результате проведения работ протяженность установленных береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Ненецкого автономного округа (далее также - округ) на 2023 год составляет порядка 4 995,25 км.


В настоящее время в Ненецком автономном округе действует 14 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), из них 2 ООПТ федерального значения и 12 ОППТ регионального значения. Общая площадь действующих ООПТ составляет 2 278 тыс. га, в том числе региональных ООПТ - 1 656,60 тыс. га (11,4% от общей площади территории округа, в том числе 8,88% ООПТ регионального значения).


Ежегодно на территории округа проводятся экологические акции с привлечением большого количества местного населения:


акция "Рекам и озерам - чистые берега" в рамках Всероссийской акции "Вода России", в которой приняло участие порядка 1 500 человек;


акция "Сохраним лес", в рамках которой приняло участие порядка 1 000 человек и высажено 1 100 саженцев березы и рябины на территории г. Нарьян-Мара;


проект "Чистая Арктика", в которой приняло участие порядка 700 человек, собрано около 300 тонн отходов.


6. С каждым годом количество проведенных акций увеличивается; реализуется как в населенных пунктах, так и на отдаленных прибрежных территориях округа. Самым крупным по объему собранного мусора стала недельная акция по очистке побережья Баренцева моря в районе п. Старый Варандей. В рамках которой собрано более 200 тонн отходов.


Взяты под охрану все виды птиц и млекопитающих, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Ненецкого автономного округа, в том числе путем создания ООПТ регионального значения.


Упрощена процедура получения государственных услуг в области охоты, что позволило увеличить количество оказываемых услуг.


Введена система жеребьевки распределения разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов.


Значительно усилена профилактическая работа с населением, что позволило существенно снизить браконьерство.


7. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.


Все большее значение при решении социальных и экономических задач в регионах страны приобретают обеспеченность природными ресурсами и состояние окружающей среды - качество водных ресурсов, подземных вод, атмосферного воздуха, почвы.


Преобладающую роль в экономике Ненецкого автономного округа играет нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор - негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные негативные воздействия приводят к загрязнению водных объектов, образованию несанкционированных свалок в связи с отсутствием в жилищно-коммунальной сфере объектов размещения отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства.


Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое сознание. Таким образом, в целях сохранения окружающей среды необходимо развивать экологическое просвещение среди всех слоев населения округа и повышать уровень экологической культуры населения.


Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на состояние окружающей среды, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.


8. В Ненецком автономном округе наиболее острыми, социально значимыми остаются следующие проблемы:


во-первых, это ликвидация накопленного экологического ущерба и стихийно образованных несанкционированных свалок. Экологический ущерб в округе накоплен в результате прошлой деятельности природопользователей, связанной с дислокацией войсковых частей, с деятельностью геологических, строительных предприятий, а также образованием несанкционированных мест размещения отходов;


во-вторых, это загрязнение и негативное воздействие вод. Состояние водных ресурсов имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития округа и сохранения качества жизни населения Ненецкого автономного округа. Поддержание чистоты водных объектов связано, в том числе и с соблюдением режима охраны водоохранных зон водных объектов. Хозяйственная деятельность человека приводит к захламлению, загрязнению водоохранных зон;


в-третьих, это сохранение биоразнообразия Ненецкого автономного округа. Сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, в том числе на ООПТ регионального и местного значения;


в-четвертых, это отсутствие комплексной системы наблюдений за состоянием окружающей среды. Существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной в первую очередь на обеспечение экологической безопасности, является организация и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), который позволит обеспечить население Ненецкого автономного округа, органы власти всех уровней оперативной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и своевременно предотвратить и (или) уменьшить неблагоприятные последствия вследствие ухудшения состояния окружающей среды;


в-пятых, это низкий уровень экологического образования, просвещения и воспитания населения округа в сфере охраны окружающей среды. Экологическое образование и просвещение населения являются основой для понимания проблем развития и охраны окружающей среды. Исследования социологов свидетельствуют, что у обывателей продолжает доминировать "отношение к природе как к кладовой", восприятие растений и животных как источника материальной пользы.


9. Низкая экологическая культура жителей округа является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления. Одним из эффективных методов устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды является повышение экологической культуры, привлечение жителей к проблемам обеспечения чистоты своего места проживания.


Таким образом, рациональное природопользование и охрана окружающей среды не могут быть реализованы в полной мере без осуществления систематизации проблем и выделения основных приоритетов. Многообразие направлений в сфере охраны окружающей среды и природопользования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов хозяйственной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Программы.


Глава 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы


10. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в соответствии со следующими документами:


1) Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


2) Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»