В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 30 закона Ненецкого автономного округа от 03.02.2006 N 673-ОЗ "О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа", Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Внести изменения в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 09.10.2014 N 381-п "Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30.03.2023 N 94-п) согласно Приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2024.
Исполняющий обязанности губернатора
Ненецкого автономного округа
В.В.СОКОВ
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2014 N 381-П
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:".
2. Государственную программу Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,
ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ"
Раздел I
Общие положения
1. Государственная программа Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.05.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
2. Срок реализации Программы с 2015 по 2027 годы.
3. Ответственный исполнитель Программы - Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа.
4. Соисполнитель Программы - казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Центр природопользования и охраны окружающей среды".
Раздел II
Стратегические приоритеты и цели в сфере
реализации Программы
Глава 1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы на территории Ненецкого автономного округа
5. В рамках реализации Программы за период с 2017 по 2023 годы выявлено 520 стихийно образованных несанкционированных свалок, из которых ликвидировано 198 свалок, из них 7 свалок - в 2023 году. Площадь зачищенной от свалок территории составляет порядка 35 га. Доля утилизированных свалок в 2023 году составила 38,2% от выявленных в целом.
В результате проведения работ протяженность установленных береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Ненецкого автономного округа (далее также - округ) на 2023 год составляет порядка 4 995,25 км.
В настоящее время в Ненецком автономном округе действует 14 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), из них 2 ООПТ федерального значения и 12 ОППТ регионального значения. Общая площадь действующих ООПТ составляет 2 278 тыс. га, в том числе региональных ООПТ - 1 656,60 тыс. га (11,4% от общей площади территории округа, в том числе 8,88% ООПТ регионального значения).
Ежегодно на территории округа проводятся экологические акции с привлечением большого количества местного населения:
акция "Рекам и озерам - чистые берега" в рамках Всероссийской акции "Вода России", в которой приняло участие порядка 1 500 человек;
акция "Сохраним лес", в рамках которой приняло участие порядка 1 000 человек и высажено 1 100 саженцев березы и рябины на территории г. Нарьян-Мара;
проект "Чистая Арктика", в которой приняло участие порядка 700 человек, собрано около 300 тонн отходов.
6. С каждым годом количество проведенных акций увеличивается; реализуется как в населенных пунктах, так и на отдаленных прибрежных территориях округа. Самым крупным по объему собранного мусора стала недельная акция по очистке побережья Баренцева моря в районе п. Старый Варандей. В рамках которой собрано более 200 тонн отходов.
Взяты под охрану все виды птиц и млекопитающих, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Ненецкого автономного округа, в том числе путем создания ООПТ регионального значения.
Упрощена процедура получения государственных услуг в области охоты, что позволило увеличить количество оказываемых услуг.
Введена система жеребьевки распределения разрешений на добычу лимитируемых видов охотничьих ресурсов.
Значительно усилена профилактическая работа с населением, что позволило существенно снизить браконьерство.
7. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Все большее значение при решении социальных и экономических задач в регионах страны приобретают обеспеченность природными ресурсами и состояние окружающей среды - качество водных ресурсов, подземных вод, атмосферного воздуха, почвы.
Преобладающую роль в экономике Ненецкого автономного округа играет нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор - негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные негативные воздействия приводят к загрязнению водных объектов, образованию несанкционированных свалок в связи с отсутствием в жилищно-коммунальной сфере объектов размещения отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства.
Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое сознание. Таким образом, в целях сохранения окружающей среды необходимо развивать экологическое просвещение среди всех слоев населения округа и повышать уровень экологической культуры населения.
Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на состояние окружающей среды, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.
8. В Ненецком автономном округе наиболее острыми, социально значимыми остаются следующие проблемы:
во-первых, это ликвидация накопленного экологического ущерба и стихийно образованных несанкционированных свалок. Экологический ущерб в округе накоплен в результате прошлой деятельности природопользователей, связанной с дислокацией войсковых частей, с деятельностью геологических, строительных предприятий, а также образованием несанкционированных мест размещения отходов;
во-вторых, это загрязнение и негативное воздействие вод. Состояние водных ресурсов имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития округа и сохранения качества жизни населения Ненецкого автономного округа. Поддержание чистоты водных объектов связано, в том числе и с соблюдением режима охраны водоохранных зон водных объектов. Хозяйственная деятельность человека приводит к захламлению, загрязнению водоохранных зон;
в-третьих, это сохранение биоразнообразия Ненецкого автономного округа. Сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, в том числе на ООПТ регионального и местного значения;
в-четвертых, это отсутствие комплексной системы наблюдений за состоянием окружающей среды. Существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной в первую очередь на обеспечение экологической безопасности, является организация и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), который позволит обеспечить население Ненецкого автономного округа, органы власти всех уровней оперативной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и своевременно предотвратить и (или) уменьшить неблагоприятные последствия вследствие ухудшения состояния окружающей среды;
в-пятых, это низкий уровень экологического образования, просвещения и воспитания населения округа в сфере охраны окружающей среды. Экологическое образование и просвещение населения являются основой для понимания проблем развития и охраны окружающей среды. Исследования социологов свидетельствуют, что у обывателей продолжает доминировать "отношение к природе как к кладовой", восприятие растений и животных как источника материальной пользы.
9. Низкая экологическая культура жителей округа является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления. Одним из эффективных методов устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды является повышение экологической культуры, привлечение жителей к проблемам обеспечения чистоты своего места проживания.
Таким образом, рациональное природопользование и охрана окружающей среды не могут быть реализованы в полной мере без осуществления систематизации проблем и выделения основных приоритетов. Многообразие направлений в сфере охраны окружающей среды и природопользования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов хозяйственной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Программы.
Глава 2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
10. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в соответствии со следующими документами: