ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2024 года N 388


О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2025 - 2027 годы



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2025 - 2027 годы.


2. Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2025 - 2027 годы принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Д.А.


4. Опубликовать настоящее постановление в десятидневный срок со дня его одобрения на официальном сайте Правительства Республики Саха (Якутия) в сети Интернет.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
К.БЫЧКОВ



Одобрен
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 августа 2024 г. N 388



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2025 - 2027 ГОДЫ



Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2025 - 2027 годы (далее - прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законами Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и от 26 октября 2016 г. 1742-З N 1041-V "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. N 223 "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный периоды".


Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2024 год и прогнозных показателей на 2025 - 2027 годы осуществлена на основе анализа социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и экономике Российской Федерации, сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 3 мая 2024 г. N 15354-ВД/Д14и) и сформирован совместно с министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами Республики Саха (Якутия).


Основные показатели прогноза базируются на положениях:


Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока";


Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";


Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";


государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308;


федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу;


долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 г. N 422;


Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI;


единого плана по устойчивому развитию и достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2032 года в Республике Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2023 г. N 426-р.


Основные показатели прогноза разработаны с учетом выполнения основных задач стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия):


от 28 сентября 2023 г. N 2 "О мерах по борьбе с бедностью в Республике Саха (Якутия)";


от 30 декабря 2023 г. N 176 "О стратегических направлениях укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия)";


от 30 декабря 2023 г. N 177 "О развитии единой системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года";


от 12 марта 2024 г. N 245 "О новой редакции Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 г. N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)";


от 12 марта 2024 г. N 244 "О новой редакции Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2020 г. N 1103 "Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года";


от 28 марта 2024 г. N 269 "О развитии местного производства и туризма в Республике Саха (Якутия)";


от 28 марта 2024 г. N 270 "Об ускоренном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры Республики Саха (Якутия)";


от 27 апреля 2024 г. N 302 "О развитии креативной экономики Республики Саха (Якутия)".



1. Исходное состояние и условия функционирования экономики



Внешние условия социально-экономического развития



Развитие мировой экономики


В 2023 году ситуация в мировой экономике оставалась сложной. Несмотря на значительное снижение цен на товарно-сырьевых рынках относительно максимумов 2022 года уровень инфляции во многих странах оставался выше целевых значений. Это вынудило мировые центральные банки продолжить жесткую денежно-кредитную политику, что привело к росту процентных ставок до максимальных значений за последние 20 лет. Федеральная резервная система США за год повысила ставку с 4,5 процента до 5,5 процента годовых, Европейский центробанк - с 2,5 процента до 4,5 процента годовых. Результатом стало снижение темпов инфляции в США с 6,4 процента в январе 2023 года до 3,4 процента в декабре 2023 года, в еврозоне - с 8,6 процента до 2,9 процента.


Ужесточение денежно-кредитной политики и фрагментация мировых товарных рынков обусловили замедление роста мирового валового внутреннего продукта в 2023 году до 3,2 процента (3,5 процента годом ранее), за счет как развитых (ЕС, Великобритания), так и отдельных развивающихся стран (ЮАР, Турция). В то же время рост экономики США ускорился (с 1,9 процента в 2022 году до 2,5 процента в 2023 году) благодаря увеличению потребительского спроса на товары и услуги. Рост валового внутреннего продукта Китая ускорился (с 3 процентов в 2022 году до 5,2 процента в 2023 году) и достиг поставленной правительством цели в 5 процентов благодаря развитию сферы услуг. Во II половине 2023 года наметились признаки оживления мировой экономики, в том числе рост индексов фондовых бирж, а также сферы услуг, в первую очередь сектора информационно-коммуникационных технологий на фоне активного развития искусственного интеллекта.


По оценке Международного валютного фонда прирост мирового валового внутреннего продукта в 2024 году ожидается на уровне 3,2 процента, в частности, рост валового внутреннего продукта Китая прогнозируется на уровне 4,6 процента, Индии - 6,8 процента, развитых стран - 1,7 процента (США - 2,7 процента, стран зоны евро - 0,8 процента).


На горизонте до 2027 года значительного ускорения темпов роста мировой экономики не ожидается (основной фактор - стагнация роста экономик развивающихся стран). Прогнозируется стабилизация темпов мирового экономического роста на уровне 3,1 процента в год (развитых стран - 1,7 процента в год, развивающих стран - 4 процента в год). Рост экономики США закрепится на уровне 2,1 процента в год при замедлении спроса на фоне сокращения сбережений и снижения темпов роста инвестиций в основной капитал. Увеличение валового внутреннего продукта Китая замедлится до 3,6 процента в год, прежде всего в связи со старением населения. В то же время ожидается ускорение роста экономики еврозоны до 1,3 процента в год благодаря развитию "зеленых" и цифровых технологий. Средний темп роста индийской экономики составит 6,5 процента в год на фоне роста населения и инвестиционной привлекательности страны.


Мировой энергетический рынок в 2023 году находился под влиянием трендов наращивания мощностей возобновляемой энергетики в Европейском союзе и активизации политики декарбонизации производств в крупнейших экономиках мира. Вместе с тем котировки на энергоносители снижались после пиковых значений, зафиксированных в 2022 году, связанных с возникшим дефицитом в странах Европы на фоне введения антироссийских санкций.


Так, цены на нефть марки Brent в 2023 году снизились на 18 процентов по сравнению с 2022 годом и составили 82,6 долл. США за барр. на фоне роста добычи нефти и замедления темпов развития экономик потребителей нефти. Международные аналитики прогнозируют удержание цены Brent в среднем на уровне 80-84 долл. в 2024 году, несмотря на периодические заявления ОПЕК+ о сокращении добычи. К 2027 году котировки на нефть марки Брент снизятся (по сравнению с уровнем 2023 года) на фоне ожиданий роста добычи в США и странах Латинской Америки, а также снижения мирового спроса в связи с развитием альтернативных источников энергии.


В 2023 году на мировом рынке природного газа наблюдалось устойчивое снижение котировок на протяжении всего года. Так, среднегодовой уровень цен составил 470 долл. за тыс. куб. м, что ниже уровня 2022 года в три раза. Снижение в основном связано с сокращением спроса со стороны ЕС на фоне высокой заполненности газовых хранилищ и рекордных поступлений сжиженного природного газа, увеличения предложения со стороны США и развития возобновляемых источников энергии в мире. Согласно базовому сценарию Минэкономразвития Российской Федерации в 2024 году ожидается снижение средней цены экспорта газа из Российской Федерации в дальнее зарубежье на 26,4 процента по сравнению с 2023 годом до 297,3 доллара за тысячу куб. м. К 2027 году в условиях развития инфраструктуры по регазификации сжиженного природного газа в Европе, избыточного предложения и увеличивающихся темпов перехода на альтернативные источники энергии ожидается снижение цен на природный газ.



1.2. Внутренние условия социально-экономического развития



Тенденции развития российской экономики


В январе - мае 2024 года продолжился рост российской экономики. Валовой внутренний продукт увеличился на 5 процентов к январю-маю 2023 года. Положительный вклад в динамику обеспечен ростом базовых отраслей: промышленности (105,2 процента к январю-маю 2023 года), строительства (104,6 процента), розничной торговли (109,3 процента).


К основным факторам ускорения относятся восстановление годовых темпов роста в добыче полезных ископаемых и рост в обрабатывающей промышленности. Высокими темпами росли как отрасли, ориентированные на внутренний спрос, так и экспортно-ориентированные отрасли.


Промышленное производство в 2024 году продолжит расти - по оценке, прирост составит 2,5 процента за счет восстановления добывающего сектора (0,5 процента) и продолжающегося роста в обрабатывающей промышленности (4 процента), где основными драйверами будут машиностроительный комплекс (в том числе восстановительный рост в автопроизводстве), а также сохраняющийся устойчивый рост в пищевой промышленности.


На фоне роста производства на рынке труда продолжался рост спроса на рабочую силу. Уровень безработицы в мае 2024 года второй месяц подряд держался на исторических минимумах - 2,6 процента от рабочей силы. С начала 2024 года показатель в среднем составляет 2,7 процента. За январь - апрель 2024 года рост номинальной заработной платы составил +19,0 процента, реальной заработной платы - +10,5 процента.


Инфляция по итогам 2024 года замедлится до 5,1 процента декабрь к декабрю 2023 года (после 7,4 процента в декабре 2023 года к декабрю 2022 года). В среднем за 2024 год ожидается 6,6 процента против 5,9 процента в 2023 году.


В текущем году ожидаются сохранение стабильности на рынке труда и повышение его гибкости (безработица оценивается на уровне 3 процентов рабочей силы после 3,2 процента в 2023 году). На фоне низкой безработицы ожидается дальнейшее увеличение номинальной заработной платы на 13,6 процента (после 14,6 процента в 2023 году), в реальном выражении - рост на 6,5 процента (после 8,2 процента в 2023 году).


В 2024 году сохранятся высокие темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения - на уровне 5,2 процента (в 2023 году - 5,8 процента). Основной вклад внесут как заработные платы работников организаций, так и доходы от предпринимательской деятельности. Существенное влияние также окажут меры комплексной социальной поддержки населению.


Увеличение денежных доходов населения и активное наращивание собственного производства будут способствовать дальнейшему росту потребительского спроса. В результате в 2024 году ожидается рост оборота розничной торговли на 7,7 процента (в 2023 году - на 8 процентов), объема платных услуг населению на 5,1 процента (в 2023 году - 6,9 процента).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»