приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
А.В.МООР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ"
1. Оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения и регулирования трудовых отношений.
На начало 2023 года численность безработных составляла 3 245 человек, что в 11,4 раза меньше пикового значения 2020 года и в 1,2 раза меньше, чем на начало 2022 года.
По состоянию на начало октября отмечается дальнейшее снижение данного показателя. По данным на 01.10.2023 число безработных составило 2 298 человек.
Уровень регистрируемой безработицы составляет 0,32% при 0,44% на начало 2023 года.
Количество вакансий на 01.10.2023 составляет 22 187 единиц. Коэффициент напряженности на рынке труда - 0,18 чел./ 1 вак. при 0,26 чел./ 1 вакансию в начале года.
В настоящее время в среднем в день в органы службы занятости (без учета несовершеннолетних граждан, обратившихся для трудоустройства в свободное от учебы время) обращается около 80 человек (тогда как в отдельные дни 2020 года фиксировалось более 1 000 обращений граждан в день).
Численность трудоустроенных граждан за январь - сентябрь 2023 года - 12 534 человека.
Доля трудоустроенных от общего числа обратившихся в ГКУ Центр занятости населения Тюменской области за содействием в трудоустройстве на 01.10.2023 составляет 77,8%.
В Тюменской области наблюдается увеличение численности населения, которая по состоянию на 01.01.2023 составила 1 608,5 тысяч человек.
В целом по Тюменской области демографический прогноз достаточно благоприятен - к началу 2025 года планируется увеличение численности до 1 627,5 тыс. человек (в соответствии с базовым вариантом прогноза).
Доля населения региона в трудоспособном возрасте на начало 2023 года составила 55,7% и лиц в возрасте моложе трудоспособного - 21,7%.
В 2022 году среднегодовая численность занятых в экономике области составила 698,0 тысяч человек.
Потребность региона в квалифицированных специалистах рабочих профессий значительно превышает долю потребности в служащих. Потребность в работниках с высшим образованием сформирована по следующим профессиям: врачи, педагогические работники, инженеры, руководители.
Имеется недостаток квалифицированных кадров в отдельных отраслях (нефтегазохимический, кластер добычи прочих полезных ископаемых, сфера туризма, кластер инновационных и информационных технологий и другие).
Большинство районов области испытывает потребность как в квалифицированных специалистах сельского хозяйства, строительства, пищевой промышленности, так и социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры.
При этом данную потребность в кадрах не всегда представляется возможным заместить за счет местного населения.
В связи с этим целесообразным является привлечение проживающих за рубежом соотечественников, имеющих профессии и уровень квалификации, отвечающие потребностям экономики и социальной сферы муниципальных образований области.
Уровень производственного травматизма в Тюменской области по-прежнему остается высоким.
Сохраняется недостаточное внимание со стороны работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, соблюдению требований норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов, что приводит к несчастным случаям на производстве.
Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных материально-технических затрат, более половины несчастных случаев (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) связаны с организацией труда. Это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест, допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Также одной из причин, обуславливающих несчастные случаи на производстве, являются недостатки в обучении по охране труда. В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями значительное место занимают типичные причины организационного характера, в числе которых, наряду с нарушениями требований безопасности, неудовлетворительной организацией производства работ, отмечаются недостатки в обучении работников безопасности труда.
Оценка сложившейся ситуации показывает, что решение проблем производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, здоровья работающих требует программно-целевого комплексного подхода.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы.
Реализация мероприятий государственной программы Тюменской области "Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" (далее - Программа) оказывает влияние на достижение показателей "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года", "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", "Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Реализация мероприятий Программы соответствует приоритетам и целям государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" и направлена на достижение ключевых целей: непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента; создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденной Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года" (далее - Стратегия СЭР ТО), определена стратегическая цель - устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона.
Реализация Программы направлена на достижение следующих целей и задач Стратегии СЭР ТО:
Приоритет 1. Человек. Высокое качество жизни населения и человеческий капитал.
Цель 1.1. Повышение уровня жизни. Повышение уровня жизни населения.
Задача 1.1.1. БЛАГОСОСТОЯНИЕ, ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. Рост благосостояния граждан, повышение эффективной занятости населения и развитие кадрового потенциала.
3. Задачи государственного управления и обеспечения в сфере содействия занятости населения и регулирования трудовых отношений, в том числе определяемые с учетом необходимости достижения национальных целей (при наличии), способы их эффективного решения
Трудоустройство граждан на уровне, не ниже достигнутого, недопущение роста численности безработных граждан и уровня регистрируемой безработицы, увеличение количества заявленных в службу занятости вакансий и стабильная ситуация на рынке труда в целом в период 2024 - 2026 годов будет обеспечено за счет реализации мероприятий в сфере содействия занятости населения.
Реализация мероприятий в сфере содействия занятости населения осуществляется в целях обеспечения государственных гарантий в области содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, в том числе предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации".
Граждане смогут принять участие в мероприятиях по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности, содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, психологической поддержки безработных граждан, социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу впервые и др.
Продолжится реализация мероприятий, направленных на содействие трудоустройству отдельных категорий граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда: создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, содействие трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, стажировка выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу, организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу, организация сопровождения при содействии занятости инвалидов и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" безработным гражданам продолжится осуществление социальных выплат.
В рамках социального заказа в сфере содействия занятости населения в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" планируется предоставлять государственную услугу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в целях восстановления и совершенствования своих профессиональных навыков, совмещая процесс обучения с воспитанием ребенка.
Также продолжится работа по изучению перспективной потребности в кадрах в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 06.03.2006 N 46-п "Об организации мониторинга рынка труда Тюменской области".
В рамках мониторинга осуществляется сбор сведений о составе и перспективной потребности в кадрах на среднесрочный период (5 лет) от 4 000 организаций, в том числе предприятий, реализующих и (или) планирующих к реализации в регионе инвестиционные проекты.
На основе полученных сведений сформируется отчет по мониторингу и прогнозированию кадровых потребностей Тюменской области. Прогнозные данные кадровой потребности в разрезе муниципальных образований в том числе будут направлены в Департамент образования и науки Тюменской области для формирования контрольных цифр приема.
Кроме того, продолжится работа по уведомительной регистрации коллективных договоров и недопущению трудовых споров.
Запланировано проведение конкурсов среди социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидии по направлениям:
1. Организация и проведение мероприятий по профессиональной ориентации молодежи, в том числе лиц с инвалидностью;
2. Оказание содействия молодежи в вопросах трудоустройства, социальной реабилитации, трудоустройство несовершеннолетних граждан.