В целях реализации на территории Орловской области распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р:
1. Утвердить:
Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года согласно приложению 1 к настоящему распоряжению;
показатели развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области.
Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р.
Стратегия разработана с учетом:
Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р;
Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года N 84-р;
Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 1523-р;
перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р;
Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 558-р;
Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации;
Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Орловской области от 25 февраля 2019 года N 83-р;
иных документов стратегического планирования.
Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе национальных целей "Комфортная и безопасная среда для жизни" и "Цифровая трансформация".
Задачами для достижения указанной цели являются:
повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;
формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
Стратегией предусмотрена взаимосвязь мероприятий региональных проектов Орловской области, входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда", с мероприятиями других национальных проектов, в том числе в случае принятия решений о продлении сроков реализации национальных проектов.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечит рост инвестиций и увеличение вклада отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в валовой внутренний продукт.
Строительная отрасль является базовой для развития экономики Орловской области. За период реализации регионального проекта "Жилье" (Орловская область), входящего в состав федерального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда" в регионе введено в эксплуатацию более 1,3 млн. кв. метров жилья. Ежегодно обеспечивается достижение плановых показателей по вводу жилья, установленных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Достижение установленные целевых индикаторов связано с планомерной работой, направленной на увеличение жилищного строительства в регионе: продолжается развитие микрорайонов крупнопанельного домостроения Болховского и Зареченского, определены площадки комплексного развития территорий, ведется строительство инженерной инфраструктуры для стимулирования развития жилищного строительства, в том числе за счет инфраструктурного бюджетного кредита, ведется строительство инженерной инфраструктуры для содействия индивидуальному жилищному строительству, в том числе на земельных участках предоставленных многодетным семьям.
По предварительным данным за 2022 год на территории региона всего введено в эксплуатацию 373,3 тыс. кв. метров жилья, из них 184 тыс. кв. метров в многоквартирных жилых домах и 189,3 тыс. кв. метров в индивидуальных жилых строениях. В сравнении с 2021 годом рост ввода жилья составил 121% (в 2021 году было введено в эксплуатацию 308,3 тыс. кв. метров жилья).
В рамках развития отрасли жилищного строительства предусмотрены следующие мероприятия:
реализация проектов комплексного развития территорий;
освоение земель для развития жилищного строительства;
участие в конкурсных отборах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на получение субсидий для реализации программ стимулирования развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации;
обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, недопущение появления обманутых граждан - участников долевого строительства;
строительство объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения жилищного строительства с привлечением различных источников финансирования;
развитие рынка ипотечного кредитования, в том числе за счет льготных ипотечных программ, направленных на поддержку отдельных категорий граждан (семьи с детьми, молодые профессионалы, специалисты IT-отрасли);
увеличение объемов индивидуального жилищного строительства, в том числе за счет внедрения индустриального способа строительства.
Система теплоснабжения Орловской области состоит из 1,3 тыс. локальных систем теплоснабжения и 37 обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет 0,5 тыс. километров. В системах водоснабжения и водоотведения действует около 26 насосных станций водопровода, 1526 водозаборных сооружений, 117 канализационных насосных станций, 22 очистных сооружений канализации. Протяженность сетей водоснабжения, по итогам инвентаризации, составляет 5,6 тыс. километров, сетей водоотведения - около 0,9 тыс. километров. Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 40% линейных объектов нуждаются в обновлении, ежегодно около 3% сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признаются аварийными, при этом обновляется не более 1 - 2%.
Ипотечное кредитование является основным рыночным способом улучшения жилищных условий. Ежегодно около 50% всех сделок с жильем оформляется с привлечением кредитных средств, а в 2020 - 2021 годах в условиях низких ставок по рыночным кредитам и реализации программы "Льготной ипотеки" эта доля достигала 75 - 80% на первичном рынке.
Ежегодно с помощью ипотеки более 1,3 - 1,8 млн. семей приобретают жилье. Ипотечный кредит выплачивает каждая десятая российская семья (более 7 млн. семей). В последние годы темп прироста ипотечного портфеля превышает 20%. С учетом секьюритизации ипотечных кредитов ипотечный портфель составляет 12,9 трлн рублей (в том числе менее 1% составляют кредиты на индивидуальное жилищное строительство) - около 10% годового объема валового внутреннего продукта, а доля ипотеки в совокупных кредитах населения - около 48%. Существует потенциал роста рынка ипотеки в 1,5 раза, до 15% валового внутреннего продукта и более.
В 2021 году выдано 1,9 млн. ипотечных кредитов (+ 7% к 2020 году) на общую сумму 5,7 трлн рублей (+ 28% к 2020 году), в том числе по льготным программам выдано 24% всех ипотечных кредитов (476 тыс. на 1542 млрд. рублей). На цели приобретения и строительства индивидуальных домов выдано 37 тыс. кредитов на 121 млрд. рублей (2% всего количества выданных ипотек). Средний уровень ипотечной ставки с начала года составил 7,49% (на новостройки - 5,9%, на жилье на вторичном рынке - 8,31%).
В 2019 году в Орловской области запущена региональная программа льготной ипотеки на новостройки. Реализация регионального проекта "Ипотека" регламентируется постановлением Правительства Орловской области от 10 июня 2019 года N 326 "О создании условий для осуществления отдельными категориями граждан права на жилище и стимулирования жилищного строительства на территории Орловской области" (далее - Постановление N 326).
Право на заключение кредитного договора со сниженной процентной ставкой удостоверяется путем выдачи гражданину свидетельства о праве на заключение договора на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья на территории Орловской области с использованием ипотечного кредита со сниженной процентной ставкой.
Постановлением N 326 предусмотрено предоставление субсидии застройщикам для возмещения части их расходов в связи с компенсацией части процентной ставки по ипотечным кредитам, выдаваемым кредитными организациями гражданам для приобретения жилых помещений на первичном рынке жилья на территории Орловской области.
Принятые решения позволили не допустить снижения уровня ипотеки и жилищного строительства.
С помощью единой информационной системы жилищного строительства организовано единое цифровое пространство для взаимодействия ключевых участников рынков жилищного строительства и ипотечного кредитования, реализована платформа для оперативного запуска любых программ поддержки населения и отрасли.
Вызовом является недоступность ипотеки для 50% населения при значении рыночной ставки по ипотеке на уровне 9 - 10% и отсутствие роста реальных доходов населения как основы для формирования долгосрочного стабильного спроса на жилье.
Задачами являются:
обеспечение доступности ипотеки за счет снижения ипотечной ставки;