МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 6 мая 2024 года N 7-НПА


О Концепции развития логистического комплекса Свердловской области на период до 2035 года с целевыми ориентирами до 2040 года



В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области", во исполнение Распоряжения Правительства Свердловской области от 05.07.2023 N 421-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области и Перечня отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области" приказываю:


1. Утвердить Концепцию развития логистического комплекса Свердловской области на период до 2035 года с целевыми ориентирами до 2040 года (прилагается).


2. Признать утратившим силу Приказ Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 29.10.2018 N 70 "Об утверждении Концепции развития логистического комплекса и оптовой торговли Свердловской области на период до 2035 года".


3. Настоящий Приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Министр
Р.Р.САДЫКОВ



Утверждена
Приказом
Министерства экономики
и территориального развития
Свердловской области
от 6 мая 2024 г. N 7-НПА
"Об утверждении Концепции развития
логистического комплекса
Свердловской области
на период до 2035 года
с целевыми ориентирами до 2040 года"



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА С ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ДО 2040 ГОДА



Раздел 1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ



1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА


Концепция развития логистического комплекса Свердловской области на период до 2035 года с целевыми ориентирами до 2040 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с:


1) Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р;


2) паспортом федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Безопасные качественные дороги";


3) Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года N 2101-р;


4) Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ;


5) ведомственным проектом "Формирование сети транспортно-логистических центров", паспорт утвержден 29 декабря 2022 года.



1.2. РАЗРАБОТЧИК КОНЦЕПЦИИ


Министерство экономики и территориального развития Свердловской области.



Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ



2.1. ПОТЕНЦИАЛ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ


Свердловская область географически расположена в "глубине", но в то же время в самом центре России - на границе Европы и Азии, что обеспечивает не только транспортную доступность и доступность рынков сбыта, но и безопасность на фоне обостренной внешнеполитической обстановки.


Кроме выгодного транспортно-географического положения регион является одним из лидеров по генерации и потреблению грузов. Свердловская область является одним из ключевых субъектов Российской Федерации по вкладу в экономику страны. По итогам 2021 года регион занял седьмое место по объему валового регионального продукта.


Драйвером экономики Свердловской области является металлургическая промышленность. По итогам 2021 года регион занимает первое место по объемам отгруженных товаров металлургического производства с долей 14%. Тремя ведущими отраслями промышленности являются черная металлургия, цветная металлургия и машиностроение.


Местные промышленные предприятия, специализирующиеся на машиностроении и производстве "транспортного" металла, являются факторами обеспечения потребностей логистических инвестиционных проектов в регионе.


После стагнационного периода, связанного с пандемией коронавируса и ее последствиями, зафиксирован рост инвестиционной активности. В январе - декабре 2023 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил 720,4 млрд. рублей, или 116,1% к уровню января - декабря 2022 года в сопоставимых ценах.


В январе 2024 года индекс промышленного производства составил 102,7% к уровню января 2023 года.


Объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций Свердловской области в январе 2024 года составил 270,1 млрд. рублей, или 118% к уровню января 2023 года в действующих ценах.


Численность постоянного населения Свердловской области на 1 января 2024 года составила 4223 тыс. человек. В январе - декабре 2023 года среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области составила 64581 рубль, что в номинальном выражении на 16,9% выше уровня января - декабря 2022 года. Реальная заработная плата сложилась в размере 110,5% к уровню января - декабря 2022 года.


Регион обладает высоким кадровым потенциалом. В Свердловской области находится федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", которое включено в международные рейтинги мировых университетов, федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего образования: "Уральский государственный горный университет", "Уральский государственный экономический университет", "Уральский государственный университет путей сообщения", Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации и Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, крупные государственные автономные профессиональные образовательные учреждения Свердловской области: "Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова", "Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства", "Екатеринбургский экономико-технологический колледж".


Наука в Свердловской области представлена 125 организациями, выполняющими научные исследования и разработки, в том числе 22 научными организациями Уральского отделения Российской академии наук, и иными высокотехнологичными промышленными и инновационными предприятиями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.


На территории Свердловской области расположен международный аэропорт "Кольцово" - один из наиболее крупных, современных и динамично развивающихся аэропортов России. Через регион проходит Екатеринбургский железнодорожный транспортный узел, расположенный на основном ходе Транссибирской магистрали, а также автодорожный транспортный коридор "запад - восток", в котором сходятся четыре автомобильные дороги федерального значения.


Протяженность автомобильных дорог общего пользования Свердловской области составляет 32151,782 км, в том числе федерального значения - 683,394 км, регионального значения - 10907,588 км, местного значения - 20560,8 км. Удельный вес автодорог с твердым покрытием в регионе составляет 79%.


Автодорожная сеть представлена четырьмя трассами федерального значения, две из которых - М-5 "Урал" и Р-242 - выполняют функцию "автомобильного Транссиба", соединяя восточное и западное направления. Со строительством Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги (далее - ЕКАД) автодорожная инфраструктура Свердловской области по аналогии с железнодорожной инфраструктурой становится неотъемлемой частью транспортной системы соседних регионов, соединяя Челябинский и Тюменский тракты.


Также на текущий момент осуществляется строительство новой скоростной федеральной трассы М-12 "Москва - Казань - Екатеринбург", обеспечивающей бесперебойную связь с основными центрами расселения и концентрации промышленного производства в средней части европейской территории страны, что позволит в рекордные сроки доставлять распределенные партии грузов к грузопотребителям (грузоотправителям), тяготеющим к новой трассе.


Свердловская область является крупнейшим железнодорожным транспортным узлом России. Через регион проходят транзитные грузопотоки из 32 центральных районов России в Западную Сибирь, Дальний Восток, Казахстан и другие страны Центральной Азии. Протяженность железнодорожных путей общего пользования достигает 3554 км, необщего пользования - 1628 км. На территории региона расположены 21 железнодорожный вокзал, 215 железнодорожных станций.


Регион находится на пересечении двух основных транспортных коридоров федерального и регионального значения:


- широтного транспортного коридора, обеспечивающего движение грузов через территорию области с запада на восток, который включает железнодорожную Транссибирскую магистраль и автодорогу федерального значения "Пермь - Екатеринбург", "Екатеринбург - Тюмень";


- меридионального коридора, обеспечивающего движение грузов по территории области с юга на север, который включает железную дорогу "Екатеринбург - Приобье" и автомобильный маршрут "Челябинск - Екатеринбург - Серов - Ивдель".


В соответствии с Генеральной схемой развития Екатеринбургского железнодорожного узла планируется развитие существующей железнодорожной инфраструктуры в рамках проекта маршрута "Северный обход".


Усиление Северного обхода обеспечит поэтапный вынос грузового движения со станции "Екатеринбург-Пассажирский" и позволит освободить транспортные пути для пассажирского пригородного движения, организация которого планируется в рамках реализации проекта "Развитие городских железнодорожных перевозок в Екатеринбургской агломерации по принципу "Наземное метро" или "Екатеринбургское центральное пассажирское кольцо".


Кроме того, с целью разгрузки Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей существующая железнодорожная сеть региона с учетом достройки на определенных участках пути предусматривает возможность транспортировки грузов к арктическим портам.


Таким образом, Свердловская область обладает достаточными ресурсами для развития транспортно-логистической системы федерального и международного уровней и формирования суверенных транспортных коридоров.



2.2. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РАЗРЕЗЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ЭКСПОРТ



При рассмотрении периода с 2019 по 2022 год в экспорте грузов из Свердловской области суммарные объемы экспорта всеми видами транспорта снизились с уровня 8,4 млн. тонн в 2019 году до 7,5 млн. тонн в 2021 году, в связи с эпидемией коронавируса с сокращением поставок в Китай, как одного из основных направлений экспорта. Объемы экспорта Свердловской области за 2022 год составили 9,5 млн. тонн, что на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года и на 12% больше 2019 года, несмотря на санкции, негативно отразившиеся на торговле со странами Европы. В частности, снижение объемов наблюдается во взаимодействии с Францией, Нидерландами, Словакией, а также Соединенным Королевством. Экспорт в перечисленные страны только за 2022 год снизился вдвое по отношению к аналогичному периоду прошлого года.


При этом расширилось партнерство Свердловской области со странами Каспийского бассейна, Китаем, Турцией и Узбекистаном, обеспечив объем перевозок в среднем - 3,4 млн. тонн в год, что составило 40,9% от общего экспорта Свердловской области за 4 года. Наибольший рост среди перечисленных стран показала Турция, экспорт в которую увеличился с 563 тыс. тонн в 2019 году, до 1,6 млн. тонн за 2022 год - почти в 3 раза (рисунок 1).


2500 ┤ 

     │ 

     │ 

     │ 

     │ 

2000 ┤                                                              ┌═‰

     │                                                              │ │ 

     │                                                              │ │                                                                                                                          ┌═‰

     │                                                              │ │                                                                                                                          │ │  ┌═‰

     │ ┌═‰                                                          │ │                                                                                                                          │ │  │ │ 

1500 ┤ │ │                                                          │ │                                                                                                                          │ │  │ │ 

     │ │ │                                                          │ │                                                             ┌═‰                                                          │ │  │ │    ┌═‰

     │ │ │                                                          │ │                                                             │ │   ┌═‰                                                    │ │  │ │    │ │ 

     │ │ │                                                          │ │                                                             │ │   │ │                                                    │ │  │ │    │ │ 

     │ │ │                                                          │ │                                                             │ │   │ │                                                    │ │  │ │    │ │ 

1000 ┤ │ │                                                          │ │                                                             │ │   │ │                                                    │ │  │ │    │ │ 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»