Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 октября 2018 года N 70


Об утверждении Концепции развития логистического комплекса и оптовой торговли Свердловской области на период до 2035 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минэкономики и терразвития СО от 6 мая 2024 года N 7-НПА
____________________________________________________________________

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области", во исполнение Распоряжения Правительства Свердловской области от 3.08.2017 N 629-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году" приказываю:


1. Утвердить Концепцию развития логистического комплекса и оптовой торговли Свердловской области на период до 2035 года (прилагается).


2. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.


3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.


4. Опубликовать настоящий Приказ на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).



Министр
А.А.КОВАЛЬЧИК



Утверждена
Приказом
Министерства экономики и
территориального развития
Свердловской области
от 29 октября 2018 г. N 70



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА



ВВЕДЕНИЕ


Основные понятия, используемые в стратегии:


Стратегия разработана в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной Приказом Министерства промышленности и торговли России от 25.12.2014 N 2733, направлениями "Развитие транспортно-логистического потенциала Свердловской области" и "Сбалансированное развитие территорий муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".



Раздел 1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ



1.1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ


Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".


Закон Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области".


Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области".


Распоряжение Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 629-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области, планируемых к разработке в 2017 году".


Перечень поручений Губернатора Свердловской области от 05.06.2017 N 13-ЕК пп.



1.2. РАЗРАБОТЧИКИ СТРАТЕГИИ


Министерство экономики и территориального развития Свердловской области.



1.3. ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ-КООРДИНАТОР И ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА КОНТРОЛЬ И РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕПЦИИ


Министерство экономики и территориального развития Свердловской области, А.А. Ковальчик - Министр экономики и территориального развития Свердловской области.



Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ



2.1. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ


В условиях цифровой трансформации экономики России, ее ориентации на прорывной путь развития, в том числе за счет инновационной составляющей, развитой логистический комплекс является одним из ключевых факторов социально-экономического роста в масштабах страны. Логистика обеспечивает структурирование внешних и внутренних материальных и нематериальных потоков, сопутствующих им финансовых и информационных потоков, оптимизацию бизнес-процессов и минимизацию общих затрат ресурсов. Логистический комплекс опирается на единство экономического и информационного пространства страны, формирует и интегрирует ее межрегиональные связи в международное экономическое и информационное пространство.


Под логистическим комплексом в данном документе понимается система взаимосвязанных механизмов управления (политик), предназначенных для организации и оптимизации материальных, нематериальных и людских потоков ресурсов. В логистическом комплексе принимается равенство всех потоков ресурсов в любых экономических системах и высокая роль автоматизации и информационной логистики как базы его функционирования и развития.


Под логистикой же понимается комплекс механизмов управления материальными, нематериальными, временными и людскими потоками ресурсов с целью их оптимизации.


Для целей данного документа в структуре логистического комплекса условно выделяются следующие виды логистики:


1) логистика потребительских товаров последней мили;


2) логистика грузов;


3) логистика информационных и финансовых ресурсов;


4) логистика людских ресурсов.



ЛОГИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ


Торговля потребительскими товарами в России за последние десятилетия существенно трансформировалась. Пережив преобразования от стихийных рынков и магазинов шаговой доступности до цивилизованных форм торговли в виде супермаркетов и торговых центров, торговля потребительскими товарами стремительно наращивает сегмент интернет-торговли. Более того, самый "неприкосновенный" сегмент торговли продуктами питания, традиционно относимый к сегменту исключительно магазинных продаж, был освоен электронной торговлей и, по мнению экспертов, на сегодняшний день является одним из драйверов ее развития.


Согласно исследованиям, проведенным компанией DATAInsight, объем внутрироссийских онлайн-продаж вырос с 235 миллиардов рублей в 2011 году до 945 миллиардов рублей в 2017 году. Количество заказов растет на 22% ежегодно.


По данным Росстата, в Свердловской области доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в 2017 году составила 1,8 процента - а это в абсолютных цифрах более 19 миллиардов рублей.


Интернет-торговля как современная форма осуществления коммерческой деятельности отличается от привычных форм ведения бизнеса характером реализуемых коммерческих функций. Основные, вспомогательные и обеспечивающие функции (такие как продажа и маркетинг, информационное и финансовое сопровождение) перенесены в виртуальную форму. Фактически продвижение товаров, поиск контрагентов, подготовка и заключение сделки в интернет-торговле значительно снижают отдельные виды транзакционных издержек, характерные привычному для нас рынку, и экономят время, имеющее высокую ценность в современном мире. Интернет, таким образом, снижает барьеры для входа на рынок, повышает интенсивность конкуренции, расширяет географию рынков, так как место заказа не ограничено ничем, кроме непосредственно доступа к сети.


В то же время виртуальные операции не ликвидируют потребность в физических операциях, а зачастую усиливают их значимость, что смещает акценты в конкуренции между интернет-продавцами от коммерческих функций к технологическим, то есть в сторону логистики. При этом логистическая составляющая должна обеспечивать удовлетворение потребностей как в услугах магистральной доставки товаров, так и в логистических услугах последней мили. Это сразу открывает интернет-торговле огромный новый рынок сбыта и формирует целый комплекс электронных услуг, таких как услуги агрегации и комплектования в заказы товаров разных поставщиков и/или продавцов.


Достичь конкурентного преимущества среди компаний, которые делают примерно одно и то же, можно только предлагая потребителю уникальную структуру услуг. Именно логистическая деятельность, обеспечивающая интернет-торговлю, становится в современных реалиях источником конкурентного преимущества.


Современные способы организации логистики являются основой конкурентного преимущества, и, наконец, непрерывное и опережающее совершенствование организации логистики является способом поддержания установленного конкурентного преимущества.


Несмотря на увеличивающиеся темпы роста внутрироссийского рынка электронной торговли, стоит отметить, что по-прежнему существенную долю этого роста составляет трансграничная торговля. По данным Центрального банка Российской Федерации, объем товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах в 2017 году составил 8,9 млрд. долларов США. Это порядка 500 млрд. рублей (если среднегодовой курс принять за 55 рублей за доллар). Это в 1,8 раза больше, чем в 2016 году (4,9 миллиарда долларов США).


Вместе с тем необходимо понимать, что поток трансграничных электронных покупок в основном это поток грузов, перемещаемых с востока на запад в центральную часть России, в том числе по транспортно-логистической инфраструктуре, расположенной на территории Свердловской области. Этот факт дает ряд возможностей по трансформации региона в полноценный современный логистический хаб, осуществляющий не только транзит грузов, но и их переработку и перераспределение.



ЛОГИСТИКА ГРУЗОВ


Логистика грузов или магистральная логистика обеспечивает движение товаров посредством транспортно-логистической инфраструктуры федерального, регионального и местного уровней.


Под транспортно-логистической инфраструктурой понимается технологический комплекс, предназначенный для организации передвижения, хранения и обработки товаров и складские и контейнерные терминалы, транспортно-логистические комплексы, а также здания, сооружения, устройства и оборудования, обеспечивающие функционирование объектов транспортно-логистической инфраструктуры, связанные железнодорожными и внутренними водными путями.


Совместно транспортная и логистическая инфраструктуры с опорой на рационализацию размещения логистических и производственных мощностей дают возможности повысить эффективность использования природных ресурсов, социально-экономического потенциала регионов, дают импульс развитию предпринимательства и расширяют возможности международного сотрудничества. Как следует из мирового опыта формирования логистической инфраструктуры, в развитых странах логистика дает 10 - 15% ВВП, в России - только 1,5 - 2%.


Неэффективность транспортно-логистической системы - это один из основных факторов, сдерживающих экономический рост регионов России. По экспертным оценкам стоимость перемещения грузов на одинаковое расстояние в России в 3 раза больше, чем в европейских странах при кратных временных затратах. Так, например, в Свердловской области накладные расходы в поставках продукции сельскохозяйственного назначения по оценке часто превышают 40%. Средние логистические расходы по данным европейских стран составляют 15%.


Объемы оптовой торговли Свердловской области, а это как показано на рисунке 1, почти 2 триллиона рублей, свидетельствуют о необходимости координации всех участников этого рынка и формирования эффективной логистической инфраструктуры на территории области.



Рисунок 1. Оборот оптовой торговли Свердловской области *

________________

* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.          



В соответствии с данным выше определением, в транспортно-логистической инфраструктуре можно условно выделить следующие взаимосвязанные укрупненные составляющие:


1) транспортная инфраструктура как базовая система физического перемещения грузов;


2) товаропроводящая и оптово-распределительная инфраструктура.



ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»