(с изменениями на 17 июня 2024 года)
(в ред. Распоряжения Администрации города Челябинска от 17.06.2024 N 7266)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Челябинска от 29.11.2023 N 650-п "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации, контроля и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в городе Челябинске":
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Профилактика терроризма и экстремизма и иных правонарушений в городе Челябинске".
2. Признать утратившими силу следующие распоряжения Администрации города Челябинска:
3. Управлению информационной политики Администрации города Челябинска (Сафонов В.А.) разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы города по правовым и имущественным вопросам Рыльскую Н.С.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Глава города Челябинска
Н.П.КОТОВА
Муниципальная программа "Профилактика терроризма и экстремизма и иных правонарушений в городе Челябинске" (далее - Программа)
(в ред. Распоряжения Администрации города Челябинска от 17.06.2024 N 7266)
1. Серьезной проблемой для населения любого крупного города и Челябинска в частности является проблема экстремистских проявлений, антитеррористической уязвимости и необходимость создания действенного механизма профилактики и предупреждения терроризма и экстремизма.
В качестве стратегического направления в деятельности по обеспечению защиты граждан от негативного воздействия со стороны экстремистски настроенных лиц, защиты граждан, их жизни и здоровья от возможных на территории города террористических актов, а также их последствий определено развитие комплексной системы профилактики терроризма и экстремизма.
Необходимость решения проблемы программными методами обусловлена наличием в городе Челябинске следующих факторов: географическое приграничное положение областного центра, многонациональный состав населения, многочисленные нарушения миграционного законодательства Российской Федерации, криминальная активность неформальных движений экстремистской направленности.
Второй серьезной проблемой для населения такого крупного города, как Челябинск, является проблема высокого уровня преступности и необходимость создания действенного механизма профилактики и предупреждения противоправных проявлений.
2. В качестве стратегического направления в деятельности по обеспечению безопасности граждан, защиты их жизни, здоровья и имущества от противоправных посягательств Президент Российской Федерации поручил рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации разработать и принять программы профилактики преступлений и иных правонарушений, предусмотрев в них:
1) максимальное использование потенциала законодательства в сфере профилактики правонарушений, социальной защиты и правового воспитания;
2) устранение причин и обстоятельств совершения преступлений и других правонарушений;
3) организацию спортивной, досуговой работы по месту жительства и учебы несовершеннолетних и молодежи;
4) совершенствование профилактики алкогольной и наркотической зависимости населения, включая обеспечение их бесплатного анонимного лечения;
5) финансирование мероприятий программы профилактики правонарушений.
3. Несмотря на принимаемые меры, преступность в городе Челябинске остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований, подрывающих авторитет органов власти и с этой точки зрения представляющих реальную угрозу безопасности города.
При этом значительную долю из общего количества зарегистрированных в городе преступлений составляют преступления, совершенные на улицах и в жилых массивах.
За 12 месяцев 2023 года в городе Челябинске зарегистрировано 25082 преступления, что на 3,4 % меньше, чем в 2022 году (25964). Уровень преступности в городе Челябинске в 2023 году составил 209,02 преступления на 10 тыс. человек населения. Структура преступности существенно не изменилась и остается достаточно стабильной на протяжении более 10 лет.
Для кризисных периодов характерно обострение криминальной обстановки, что связано с ростом социальной напряженности, обусловленным безработицей, задержками выплаты заработной платы, ростом так называемых "ситуационных" преступлений, причем эти явления имеют кумулятивный характер, то есть при имеющемся спаде кризисных проявлений ситуационная преступность будет продолжать расти.
Необходимо принимать меры, устраняющие причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, формировать позитивное правосознание горожан, создавать благоприятные социальные условия, достойный уровень жизни (заработной платы, стипендий, пенсий), медицинское обеспечение и развитие системы досуговых, культурных, спортивных и развлекательных объектов.
4. Профилактическими составляющими являются:
1) реализация программных мероприятий по повышению правовой грамотности и правового сознания населения;
2) объективное информирование населения о состоянии профилактики преступлений и иных правонарушений;
3) обеспечение досуговой занятости населения (в том числе занятости детей и молодежи) с целью недопущения преступлений и правонарушений, которые позволят обеспечить более высокий уровень общественного порядка безопасности жителей города;
4) создание условий для снижения алкоголизации общества, борьбы с пьянством;
5) профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних.
5. Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере профилактики терроризма и экстремизма определены исходя из целей и приоритетов государственной политики в данной сфере и соответствуют приоритету "Повышение качества жизни населения", определенному в Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года (утверждена решением Челябинской городской Думы от 29.06.2021 N 20/2) (далее - Стратегия-2035), одной из основных задач, в соответствии с которым, является обеспечение безопасности и удовлетворенности населения пребыванием в городе.
6. Основными приоритетами и целями муниципальной политики в сфере реализации Программы являются:
1) формирование системы профилактики терроризма и экстремизма в городе Челябинске, повышение антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей и объектов жизнеобеспечения населения;
2) организация системы профилактики преступлений и иных правонарушений в городе Челябинске, формирование правовых, организационных и экономических механизмов по обеспечению условий для снижения уровня преступности и повышения уровня общественного порядка в городе Челябинске.
7. Программа направлена на достижение цели "Противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка (обеспечивающее уменьшение доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, в общем количестве преступлений до 5,27 процента, а также снижение уровня не разысканных без вести пропавших граждан по отношению к 2021 году до 95,9 процента в 2030 году)" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 345.
8. Кроме того, Программа направлена на достижение целей государственной программы "Развитие образования в Челябинской области", утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 28.12.2017 N 732-П, а именно:
1) создание условий для эффективного развития образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Челябинской области;
2) развитие в Челябинской области качества общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы и переподготовки педагогических кадров.
9. К числу приоритетных задач Программы относится:
1) обеспечение реализации государственной политики в области профилактики терроризма и экстремизма в городе Челябинске, повышение эффективности межведомственного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Челябинской области и органов местного самоуправления города Челябинска в сфере противодействия проявлениям терроризма и экстремизма;
2) предупреждение террористических актов на территории города Челябинска;
3) осуществление мер правового, организационного, административного характера, направленных на профилактику терроризма и экстремизма;
4) обеспечение технической оснащенности образовательных учреждений города Челябинска;
5) укрепление технической оснащенности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, привлекаемых для ликвидации террористических актов и минимизации их последствий;
6) организация досуговой занятости населения (в том числе занятости детей и молодежи) с целью недопущения преступлений и правонарушений;
7) информирование населения о проводимых мероприятиях на территории города Челябинска по профилактике преступлений и иных правонарушений;