В соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом города Челябинска Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года (приложение).
2. Признать утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 26 ноября 2009 года N 8/1 "О Стратегии развития города Челябинска до 2020 года".
3. Внести настоящее решение в раздел 3 "Экономика, финансы, бюджет города" нормативной правовой базы местного самоуправления города Челябинска.
4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить на заместителя Главы города по экономическому развитию и инвестициям И.В. Постнова.
5. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной комиссии городской Думы по бюджету, экономике и муниципальному имуществу (А.В. Шмидт).
6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Челябинской городской Думы
А.В.ШМИДТ
Глава города Челябинска
Н.П.КОТОВА
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Челябинск сегодня - это седьмой в стране город-миллионник по численности населения, один из индустриальных лидеров страны, а также один из транспортно-логистических узлов, научно-образовательных, культурных и управленческих центров с развитой инфраструктурой и выгодным географическим положением.
Челябинск - это город модернизирующихся производств и внедрения передовых технологий в производственный процесс, в котором наблюдается наращивание удельного веса вспомогательных, сервисных для экономики видов экономической деятельности. Город, создающий инновационные рабочие места и запрос на уникальные кадры, имеющий задел к переходу к шестому технологическому укладу.
В Челябинске эффективно развивается применение новых технологий в белой металлургии, производстве электронного оборудования и измерительной техники, решениях по автоматизации, IT-сфере (Челябинский трубопрокатный завод, Конар, Метран, Планар, Полет, Интерсвязь и другие).
Социально-экономические характеристики города относят его к опорным территориям страны, имеющим высокий инвестиционный, инновационный и интеллектуальный потенциал и опыт реализации масштабных проектов мирового, федерального и регионального значения.
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Челябинск включен в перечень перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации - городов, образующих крупнейшие городские агломерации, и в перечень перспективных центров экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
В соответствии с действующим законодательством (приложение 1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования является важнейшим документом муниципального стратегического планирования.
Опыт стратегического планирования в Челябинске ведет свой отсчет с 1997 года, когда был принят первый стратегический документ.
На период реализации Стратегии развития города Челябинска до 2020 года (далее - Стратегия-2020), утвержденной в 2009 году, пришлись три крупных финансово-экономических кризиса. Несмотря на это, в целом продолжено социально-экономическое развитие города и сохранены его устойчивые позиции в экономическом пространстве России. В кризисные периоды не было допущено снижение валового муниципального продукта, вырос вклад города в валовой региональный продукт Челябинской области.
При этом в городе накоплен ряд системных проблем:
1) несформированный должный облик города, критическая градостроительная политика;
2) напряженная экологическая информационная повестка, связанная, главным образом, с промышленным наследием;
3) отток жителей в более экологически привлекательные территории;
4) недостаточное использование индустриального, инновационного, кадрового и научно-образовательного потенциала, недооцененный культурно-туристический потенциал;
5) спад инвестиционной активности;
6) невнимание к запросам населения на положительные изменения;
7) отсутствие у города на современном этапе четкой "миссии", "предназначения".
Таким образом, сформировался разрыв, когда, с одной стороны, промышленные предприятия являются основным источником добавленной стоимости, доходов, рабочих мест, а с другой они же выступают источником экологических проблем. Вместе с тем технологии четвертой индустриальной революции, активное внедрение методологии Smart city при управлении городским хозяйством дают возможности Челябинску решить вопросы глубокой модернизации, замещения устаревшей промышленности производствами нового типа, усилить положительные тренды развития и нивелировать слабые стороны, чтобы предотвратить ситуацию остановленного развития на фоне глобальных вызовов современности.
В период четвертой индустриальной революции город располагает дополнительными возможностями для прорывного скачка в развитии за счет промышленного, технологического, интеллектуального потенциала, имеющейся предпринимательской и инновационной инициативы, группы технологических предпринимателей с опытом работы на мировом и российском рынке.
Для Челябинска перспективными сегментами становятся:
1) поэтапная глубокая модернизация технологических цепочек разделения труда на основе новых технологических решений с применением цифровых технологий и искусственного интеллекта (обрабатывающая промышленность, металлургия, новые материалы, строительные технологии, машиностроение, энергетика, информационно-измерительная техника, робототехника, биомедицина, информационно-коммуникационные технологии и прочие);
2) производственные территории нового качества, сочетающие в себе техническое и научное творчество, в следующих нишах для технологических предпринимателей: технополисы, инновационные научно-технологические центры, промышленные кластеры, инжиниринговые центры, центр компетенций, центр переподготовки/переобразования специалистов, комьюнити-центр;
3) экологические решения, основанные на принципах "зеленой экономики" - "экономики замкнутого цикла" с опорой на экологические стандарты, внедрение наилучших доступных технологий, разработку собственных технологий и их коммерциализацию;
4) формирование должного облика города Челябинска как современного мегаполиса, в том числе совершенствование градообслуживающей сферы, благоустройство городских территорий и общественных пространств;
5) эмоциональное насыщение территории для различных видов туризма (промышленного, образовательного, медицинского, культурного, спортивного и других) как в самом Челябинске, так и на природных достопримечательностях Челябинской области - туристический хаб;
6) логистический хаб с опорой на международный аэропорт "Челябинск" имени И.В. Курчатова (авиагрузоперевозки).
При разработке Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года (далее - Стратегия) учитывалось обеспечение преемственности со Стратегией-2020 и согласованности со Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года.
В соответствии со стратегической целью Челябинск - город технологических, экологических и социокультурных инноваций, удобный для жизни, работы, отдыха и привлекательный для инвесторов и гостей.
Особенностью документа является:
1) расширенное стратегическое поле видения социально-экономического развития города Челябинска за счет включения в него экологических и пространственных факторов городского развития, а также формирования должного облика города;
2) достижение целей социально-экономического развития города посредством широкого внедрения передовых цифровых и инженерных решений на основе методологии "Умный город";
3) управление процессами достижения целей социально-экономического развития города органами управления по реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства города Челябинска "Умный город".
Стратегия разработана при участии внешних и внутренних экспертов, с вовлечением различных заинтересованных сторон. В общей сложности в ходе форумов, стратегических, проектно-аналитических и форсайт-сессий, круглых столов и других мероприятий в работе над Стратегией приняли участие более 2500 человек, стремящихся внести вклад в развитие и созидательную ответственность за формирование будущего Челябинска. В опросах и исследованиях участвовали около 6000 человек. Отдельно проработано мнение молодого поколения, вступающего в активную фазу жизни.
В поле разработки вошли лучший мировой и отечественный опыт стратегирования, результаты аналитических исследований, экспертных оценок и мнений, социологических и интернет-опросов населения, руководителей, специалистов и ученых.
Стратегия сложноустроенного города-миллионника может быть скорректирована с учетом новых перспектив, меняющихся условий, общественных, предпринимательских и управленческих потребностей, определяющих дальнейшее развитие города, а также изменений законодательства.
Важнейшим условием успешной реализации Стратегии является не только определение векторов развития, но и выстраивание эффективной системы управления реализацией Стратегии с участием всех заинтересованных прогрессивных сторон: власти, бизнеса, научного и образовательного, некоммерческого секторов, горожан.
1. Итоги реализации Стратегии до 2020 года.
При разработке Стратегии учитывались системные проблемы города и мероприятия по их решению, предусмотренные принятыми документами стратегического планирования и, в первую очередь, Стратегией-2020, а также результаты таких мероприятий, полученные в рамках выполнения поставленных в Стратегии-2020 задач (например, ликвидация Челябинской свалки), в том числе необходимость видоизменения отдельных мероприятий (как пример, численность населения города почти на 100 тысяч человек превысила индикатив Стратегии-2020, что привело к нехватке мест в детских садах и невозможности ликвидации второй смены в школах города).
В течение отчетного периода город рос и развивался. Модернизировались промышленные предприятия, строились новые производства, создавались новые высокопроизводительные места. За период 2010 - 2019 годов в городе были реализованы такие крупные инвестиционные проекты как: "Высота 239" - современный цех по производству труб большого диаметра на Челябинском трубопрокатном заводе, рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом комбинате, на территории Индустриального парка "Станкомаш" были введены в эксплуатацию новые производства (АО "КОНАР", ООО "БВК", АО "Транснефть Нефтяные Насосы", ООО СП "Конар-Чимолаи", завод "Русские электрические двигатели") и другие. Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям за отчетный период за счет всех источников финансирования составили 859 млрд. руб.
За 10 лет реализации Стратегии-2020 валовой муниципальный продукт Челябинска (далее - ВМП) вырос в 2,5 раза, ВМП на душу населения увеличился в 2,2 раза, доля ВМП в валовом региональном продукте выросла на 5 % и составила 46 %.