ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2024 года N 388-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области

(с изменениями на 12 сентября 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 12.09.2024 N 950-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 28.09.2023 N 969-п "О системе управления государственными программами Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.


2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:


- от 19.02.2020 N 124-п "О государственной программе Ярославской области "Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области" на 2020 - 2025 годы";


- от 11.06.2020 N 495-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 30.06.2020 N 551-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 20.08.2020 N 697-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 06.11.2020 N 865-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 20.01.2021 N 4-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 03.08.2021 N 519-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 06.12.2021 N 849-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 25.02.2022 N 109-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 12.04.2022 N 271-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 10.06.2022 N 440-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 08.07.2022 N 547-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 11.11.2022 N 1013-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 21.03.2023 N 216-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п";


- от 29.12.2023 N 1463-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.02.2020 N 124-п".


3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора области, курирующего вопросы организации деятельности администрации Губернатора области.


4. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 27.03.2024 N 388-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2024 - 2030 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 12.09.2024 N 950-п)




I. Стратегические приоритеты государственной программы Ярославской области "Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Ярославской области "Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


1.1. Эффективное и прозрачное управление общественными финансами является основным условием повышения уровня жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, содействия инвестиционной активности, поддержания обороноспособности страны, а также достижения иных стратегических целей социально-экономического развития страны в целом и каждого региона в частности.


В последние годы реализация бюджетной политики была направлена в первую очередь на снижение влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и социальной сферы области, поддержание устойчивого и сбалансированного исполнения областного бюджета.


В целях сохранения финансовой стабильности во всех отраслях бюджетной сферы проводятся мероприятия по оптимизации расходов, направленные на сокращение дефицита областного бюджета.


По итогам 2022 года областной бюджет исполнен по доходам в сумме 105231,0 млн рублей (99 процентов к годовому плану), профинансировано расходов в сумме 107094,5 млн рублей (97 процентов к годовому плану), дефицит - 1863,5 млн рублей. Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений составило 2,3 процента (при пороговом значении не более 10 процентов).


Областной бюджет является социально направленным: две трети расходов областного бюджета направляются в отрасли социальной сферы.


При формировании и исполнении областного бюджета соблюдается принцип безусловного обеспечения в полном объеме первоочередных социальных обязательств: заработная плата, социальные выплаты населению, коммунальные расходы, уплата налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. По итогам 2022 года все принятые в Ярославской области социальные обязательства исполнены своевременно и в полном объеме. Кроме того, удалось значительно активизировать усилия, направленные на развитие региона по всем отраслям, в том числе в части активного участия в реализации национальных проектов.


1.2. В силу наличия дифференциации в уровне обеспеченности муниципальных образований Ярославской области бюджетными средствами по закрепленным за ними источникам доходов для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, а также в связи с возникновением ситуаций, влияющих на сбалансированность исполнения местных бюджетов (выпадающие доходы бюджета, необходимость финансирования непредвиденных расходов, разбалансированность бюджета), в регионе проводятся мероприятия по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ярославской области и обеспечение сбалансированности местных бюджетов.


В 2022 году средства областного бюджета в размере 6 млрд рублей (96 процентов от годового плана) были направлены бюджетам муниципальных образований Ярославской области на предоставление:


- дотаций муниципальным районам и городским округам Ярославской области на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме 3,4 млрд рублей;


- дотаций поселениям Ярославской области на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме 0,5 млрд рублей;


- дотаций муниципальным районам и городским округам Ярославской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в объеме 0,7 млрд рублей;


- дотаций на реализацию мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Ярославской области, в объеме 1,3 млрд рублей.


Принятие данных мер позволило достичь следующих показателей эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности (снижение разницы между наименее и наиболее обеспеченными муниципальными образованиями Ярославской области): 1,2 раза по муниципальным районам (городским округам) и 1,28 раза для городских поселений (при запланированных значениях показателей не более 2 раз), 3,41 раза для сельских поселений (при плановом значении не более 5 раз). По всем муниципальным образованиям Ярославской области достигнуто соблюдение ограничения по размеру дефицита бюджета.


1.3. Долговая политика Ярославской области является частью бюджетной политики, а управление государственным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом.


Основными принципами в сфере долговой политики области являются полнота и своевременность исполнения долговых обязательств, оптимизация структуры государственного долга по видам долговых обязательств и срокам их погашения, а также обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке.


По состоянию на 01.01.2023 объем государственного долга региона составил 48,4 млрд рублей, или 60,6 процента доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.


Объем рыночного долга области по итогам 2022 года составил 12,0 млрд рублей, или 15 процентов доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.


В структуре государственного долга области на 01.01.2023 бюджетные кредиты из федерального бюджета составили 75,2 процента, государственные ценные бумаги - 24,8 процента, кредиты кредитных организаций отсутствуют.


Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в 2022 году составила 1,1 процента. Погашение и обслуживание долговых обязательств области осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.


1.4. По направлению цифровизации бюджетного процесса в регионе осуществляется развитие государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система управления бюджетным процессом "Электронный бюджет Ярославской области" (далее - ГИС ЕИИС УБП "Электронный бюджет Ярославской области") в соответствии с приказом департамента финансов Ярославской области от 31.05.2019 N 18н "О создании государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система управления бюджетным процессом "Электронный бюджет Ярославской области".


Настройка подсистем ГИС ЕИИС УБП "Электронный бюджет Ярославской области" осуществляется поэтапно в условиях постоянных изменений бюджетного законодательства.


На территории Ярославской области с 2021 года осуществляется апробация новых механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".


В рамках данного направления реализуются задачи по цифровизации процесса формирования и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов, реестра исполнителей услуг по социальному сертификату, заключения соглашений о предоставлении субсидий негосударственным организациям, сбору отчетов об исполнении соглашений в электронном виде и обеспечению возможности выгрузки информации об утвержденных социальных заказах на единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Автоматизируются процессы подготовки, согласования и подписания соглашений о предоставлении из областного бюджета межбюджетных субсидий, иных межбюджетных трансфертов, субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, заключаемых в настоящее время в форме документов на бумажном носителе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»