(с изменениями на 4 сентября 2023 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Челябинской области от 15.12.2022 N 1303-рп, от 04.09.2023 N 796-рп)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 4 декабря 2020 г. от 31 декабря 2020 года N Пр-2242:
1. Утвердить прилагаемую стратегию в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области (далее именуется - Стратегия).
2. Исполнительным органам Челябинской области при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться Стратегией.
3. Министерству информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области (Фетисов И.Б.) совместно с исполнительными органами Челябинской области утвердить программу цифровой трансформации Челябинской области в течение двух месяцев со дня утверждения Стратегии.
4. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Стратегия в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области
(в ред. Распоряжений Правительства Челябинской области от 15.12.2022 N 1303-рп, от 04.09.2023 N 796-рп)
1. Основаниями разработки стратегии в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области (далее именуется - Стратегия) являются:
перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" 4 декабря 2020 г. от 31 декабря 2020 года N Пр-2242;
2. В ходе реализации Стратегии будут внедрены следующие технологии:
искусственный интеллект;
предиктивный анализ и предсказательная (предиктивная) аналитика;
телемедицина;
цифровые помощники (в том числе чат-боты, голосовые сервисы);
интернет вещей, в том числе промышленный интернет вещей.
Указанные технологии будут применены в ключевых отраслях экономики, социальной сферы, государственного управления.
Внедрение технологий искусственного интеллекта в отрасли здравоохранения необходимо для анализа заболеваемости населения, для формирования таргетных программ профилактики заболеваний жителей для всех регионов Российской Федерации, для повышения качества и доступности диагностики, лечения, сопровождения и реабилитации в соответствии с принципами персонализированной медицины.
Цифровые помощники в формате голосовых сервисов необходимы для заполнения медицинских документов, для подборки таргетированного контента - цифровых образовательных ресурсов в соответствии с уровнем подготовки и интересами учащегося, для автоматизированного планирования рабочих программ педагогических работников, автоматизированной проверки домашних заданий.
В социальной сфере планируется реализовать проекты для проактивной помощи гражданам, перехода от заявительного к проактивному принципу предоставления социальных услуг.
3. Стратегия утверждается один раз в три года в году, предшествующем трехлетнему циклу финансового планирования Челябинской области, с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе VI настоящей Стратегии, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых субъектом Российской Федерации, в программе цифровой трансформации Челябинской области, которая утверждается нормативным правовым актом (далее именуется - НПА) высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в году утверждения Стратегии.
В Челябинской области может быть создан соответствующий центр компетенций по анализу и обработке данных, а также при необходимости для популяризации специальностей в сфере информационных технологий (далее именуется - ИТ) и проектов по цифровой трансформации.
Наименование Стратегии | стратегия в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области |
Сроки реализации Стратегии | 2022 - 2024 годы |
Краткое направление Стратегии | занятие субъектом Российской Федерации лидерских позиций в Российской Федерации; улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций в субъекте Российской Федерации; улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в субъекте Российской Федерации |
Что делаем | реализация проектов по цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области, а также в сфере промышленности, экологии, сельского хозяйства, энергетической инфраструктуры |
Кто делает | Министерство информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области |
Результаты Стратегии до 2024 года | технологии, цифровые сервисы используются в ключевых отраслях экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области, созданы условия и реализованы мероприятия для: предоставления мер социальной поддержки гражданам только по заявлению либо проактивно, в том числе за счет централизации сведений о льготных статусах граждан; внедрения цифровых платформ и сервисов для оказания социальной помощи гражданам; обеспечения общественного транспорта системой безналичной оплаты проезда, идентификации пассажиров, повышения качества планирования и управления в области транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры; предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения с использованием модернизированной платформы СЗН 2.0; использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения, в ряде случаев исключающих необходимость посещения медицинской организации физически (электронный рецепт, телемедицинская консультация, выписка из истории болезни для другой медицинской организации, результаты исследований диагностики), в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее именуется - ЕПГУ); увеличения процента вовлеченности граждан в решение вопросов благоустройства дворовых территорий, в решение вопросов благоустройства общественных территорий; управления, основанного на данных, доступных в режиме реального времени, путем внедрения и использования информационных систем, сервисов и платформ: государственная информационная система "Современная цифровая образовательная среда"; единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее именуется - ЕГИСЗ); Платформа обратной связи; федеральная государственная информационная система "Автоматизированная система лицензирования недропользования" (далее именуется - ФГИС "АСЛН"); федеральная государственная информационная система "Единый фонд геологической информации о недрах" (далее именуется - ФГИС "ЕФГИ"); государственная информационная система "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее именуется - ТОР КНД); государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - ГИС ЖКХ); государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее именуется - ГИСОГД); федеральная государственная информационная система координации информатизации, Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее именуется - ЕГИССО); подсистема установления выплат Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее именуется - ПУВ ЕГИССО); государственная информационная система промышленности (далее именуется - ГИСП); "Озеро данных" в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС); государственная информационная система "Интеллектуальная транспортная система Челябинской области" (далее именуется - ИТС); государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Челябинской области (далее именуется - ООПТ); система контроля качества обращения с твердыми коммунальными отходами (далее именуется - ТКО) и твердыми бытовыми отходами (далее именуется - ТБО) |
Бенефициары Стратегии | 1. Исполнительные органы субъекта Российской Федерации. 2. Органы местного самоуправления муниципальных образований (далее именуются - органы местного самоуправления). 3. Государственные компании и организации. 4. Некоммерческие организации. 5. Коммерческие организации. 6. Крупный бизнес (публичные и частные компании). 7. Малый и средний бизнес. 8. Стартапы. 9. Индивидуальные предприниматели. 10. Инвесторы. 11. Образовательные организации. 12. Население. 13. Жители регионов. 14. Сельские жители. 15. Городские жители. 16. Госслужащие. 17. Государственные и муниципальные служащие. 18. Граждане старше 16 лет. 19. Граждане в возрасте 15 - 17 лет. 20. Пенсионеры. 21. Педагогические работники. 22. Ученые и исследователи. 23. Обучающиеся. 24. Школьники. 25. Студенты образовательных организаций среднего профессионального образования. 26. Студенты образовательных организаций высшего образования (далее именуется - ООВО). 27. Иное (абитуриенты). 28. Родители школьников. 29. Родители (законные представители). 30. Занятые в сфере (отрасли) - высшее образование. 31. Занятые в сфере (отрасли) - образование дополнительное. 32. Занятые в сфере (отрасли) - научные исследования и разработки. 33. Занятые в сфере (отрасли) - деятельность в области здравоохранения. 34. Занятые в сфере (отрасли) - научные исследования и разработки. 35. Занятые в сфере (отрасли) - предоставление прочих видов услуг. 36. Занятые в сфере (отрасли) - сельское хозяйство и охота. 37. Организации - высшее образование. 38. Организации - научные исследования и разработки. 39. Организации - деятельность в области социальных услуг. 40. Организации - деятельность в области информационных технологий и разработка программного обеспечения. 41. Организации - транспорт (кроме трубопроводного). 42. Организации - обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха. 43. Организации - водоснабжение, водоотведение. 44. Организации - деятельность в области спорта, организации досуга и развлечений. 45. Организации - сельское хозяйство и охота. 46. Организации - строительство. 47. Организации - организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений. 48. Организации - деятельность в области архитектуры и проектирования. 49. Организации - государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение. 50. Организации - лесное хозяйство (включая лесозаготовку). 51. Организации - производство пищевых продуктов и напитков. 52. Организации - производство текстиля, одежды, изделий из кожи и меха. 53. Организации - производство табачных изделий. 54. Организации - производство изделий из дерева (кроме мебели). 55. Организации - производство бумаги и картона. 56. Организации - производство мебели. 57. Организации - производство химических веществ и химических продуктов. 58. Организации - производство лекарственных средств и материалов. 59. Организации - производство резиновых и пластмассовых изделий. 60. Организации - производство прочей неметаллической минеральной продукции. 61. Организации - производство металлургическое. 62. Организации - производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. 63. Организации - производство компьютеров, электронных и оптических изделий. 64. Организации - производство электрического оборудования. 65. Организации - производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки. 66. Организации - производство транспортных средств. 67. Организации - производство прочих готовых изделий. 68. Организации - иные обрабатывающие производства |
Ресурсы | федеральный бюджет; областной бюджет |
Долгосрочные социально-экономические эффекты | достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, существенное увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, повышение качества жизни населения Челябинской области |
Связь с показателями национальных целей | увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года; достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг (далее именуется - МСЗУ), доступных в электронном виде, до 95 процентов |
4. Целями цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области являются повышение эффективности деятельности исполнительных органов Челябинской области за счет ускорения и изменения существующих бизнес-процессов путем внедрения информационных технологий, оптимизации и реинжиниринга, а также анализа данных для принятия решений, снижение издержек бизнеса при взаимодействии с органами государственного управления, а также повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, цифровыми сервисами, повышение адресности и эффективности оказания мер социальной поддержки гражданам на региональном уровне.
5. Задачи цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Челябинской области:
1) совершенствование порядка и процедур предоставления государственных услуг путем перевода их в электронный вид (переход на реестровую модель);
2) цифровизация контрольно-надзорной деятельности;
3) построение системы работы с данными для принятия управленческих решений и взаимодействия между органами власти, гражданами и организациями;
4) внедрение отечественных программных и программно-аппаратных комплексов, технологий;
5) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;
6) обеспечение рынка труда высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий и смежных областях;
7) создание условий для обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи населению Челябинской области в целях увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении, снижения уровня смертности и инвалидности населения, повышения уровня удовлетворенности населения Челябинской области медицинской помощью;
8) создание условий для ведения здорового образа жизни в целях повышения уровня здоровья населения Челябинской области;
9) создание условий для вовлечения граждан в процесс принятия решений по вопросам развития Челябинской области, по вопросам благоустройства и развития территорий;
10) повышение качества и безопасности перевозок пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок Челябинской области за счет применения современных цифровых решений;
11) реализация единых процессов предоставления мер социальной поддержки гражданам, в том числе без сбора документов, независимо от места проживания гражданина;
12) предоставление гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов;