ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2024 года N 96-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр "О государственной программе Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае"



В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2023 г. N 437-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" Правительство края постановляет:


1. Внести изменение в постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр "О государственной программе Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае", изложив преамбулу в следующей редакции:


"В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр, Перечнем государственных программ Хабаровского края, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп, Правительство края постановляет:".


2. Внести изменение в государственную программу Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.



Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев



Приложение
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 19 марта 2024 г. N 96-пр



"УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 29 декабря 2012 г. N 482-пр



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ИНСТИТУТОВ И ИНИЦИАТИВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"



1. Оценка текущего состояния развития гражданского общества в Хабаровском крае


Согласно Конституции Российская Федерация представляет собой демократическое социальное государство, политика которого направлена на гарантию прав и свобод человека и гражданина, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержку гражданского мира и согласия в стране, защиту культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия, поддержку институтов гражданского общества и обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики.


Становление и развитие институтов гражданского общества в Хабаровском крае (далее также - край) невозможно без учета историко-культурного наследия края, традиций и культурных достижений всех российских национальностей, проживающих на территории края, на основе которых формируется общероссийская идентичность и целостность российской нации.


В настоящее время в крае проживают представители более 140 национальностей. Особый этнографический ареал, более 23 тыс. человек, образуют коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России, сохраняющие свои национальные культурные ценности и традиции. На межнациональные отношения в крае также определенное влияние оказывает миграция населения. Ежегодно в край мигрирует значительное число иностранных граждан как из стран дальнего зарубежья, так и из стран - участников Содружества Независимых Государств.


Кроме того, неотъемлемой частью гражданского общества в крае является исторически сложившаяся социокультурная общность казаков. Процесс развития современного российского казачества в крае представляет собой взаимосвязанную деятельность объединений потомственных казаков, органов государственной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края (далее также - органы местного самоуправления), направленную на преобразование казачьей социальной общности в институт гражданского общества, способный выполнять отдельные государственные задачи.


В целях получения объективной информации о происходящих в обществе процессах важным является проведение социологических исследований для изучения общественного мнения по вопросам развития в крае гражданского общества и общественно-политических институтов, социально-политической ситуации в крае, социального самочувствия жителей края и их отношения к деятельности исполнительных органов края и органов местного самоуправления. Полученные в ходе таких исследований данные позволяют выявлять актуальные проблемы населения края и оперативно принимать соответствующие управленческие решения.


На территории края ежегодно проводится мониторинг состояния межнациональных и межэтнических отношений, который позволяет оценить не только такие ключевые показатели, как "доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в крае", "доля граждан, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации", "уровень общероссийской гражданской идентичности населения края", но и выявить основные проблемы и дать оценку взаимоотношениям коренного населения края и мигрантов.


В 2023 году Фондом "Краевой центр развития гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций" было проведено очередное мониторинговое исследование среди жителей края в возрасте старше 18 лет (около 3,4 тыс. человек) (далее - участники опроса).


По результатам исследования самыми важными проблемами для участников опроса (в сумме вариантов ответа "представляют очень большую проблему" и "довольно большую проблему") стали: материальное положение, заработки (52,9%), благоустройство дворов, улиц (52,5%), жилищная проблема (48,2%). Проблема взаимоотношений между коренным населением края и мигрантами заняла только пятое место в рейтинге проблем (47,2%).


В целом большинство участников опроса (63,7%) положительно оценили состояние межнациональных отношений в крае, более половины участников опроса (69,0%) не испытывают негативного отношения к мигрантам, прибывающим в край на заработки, и в подавляющем большинстве участники опроса ответили отрицательно о наличии дискриминации по признакам национальности и языка (81,5%), религии (82,6%).


Что касается отношений между людьми различных вероисповеданий, то большинство участников опроса (60,3%) оценили эти отношения как доброжелательные, нормальные, бесконфликтные. Только пятая часть участников опроса (21,3%) оценили межконфессиональные отношения в крае как напряженные и конфликтные.


Следует отметить, что для участников опроса первична возрастная идентичность (с людьми, принадлежащими к их поколению, - 90,8%), вторична профессиональная идентичность (с людьми той же профессии, рода занятий - 86,8%) и уже на третьем и четвертом местах общероссийская идентичность (со всеми гражданами страны - 75,0%) и региональная идентичность (с жителями края - 74,0%).


Анализ приведенных данных позволяет выявить ключевые проблемы для края в сфере межнациональных отношений:


- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность);


- недостаточный уровень знаний в области этнографии и религии;


- рост числа трудовых мигрантов, их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества.


Важнейшими критериями развития гражданского общества являются уровень социальной интеграции, самоорганизации, вовлеченности населения в процессы государственного управления и решения государственных задач и уровень взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества.


При этом активному участию жителей края в деятельности институтов гражданского общества препятствуют гражданская пассивность населения, недоверие населения к органам публичной власти, недостаточное использование потенциала общественных объединений в решении проблем местного значения, недостаточная информированность общественности о действиях органов государственной власти края, необходимость совершенствования системы обмена информацией между органами государственной власти края, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, недостаточное привлечение внебюджетных средств на реализацию социально значимых проектов общественных объединений, неразвитость сотрудничества общественных объединений и бизнес-сообществ.


Таким образом, содействие развитию институтов гражданского общества переходит в разряд одной из приоритетных задач социально-экономического развития края.


Эффективными формами развития институтов гражданского общества в крае являются некоммерческие организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации (далее - НКО и СОНКО соответственно), а также территориальные общественные самоуправления (далее - ТОС), функционирование которых способствует повышению гражданской активности и социальной ответственности жителей края, активизации в крае благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности.


По состоянию на 1 января 2024 г. в крае зарегистрировано 2347 НКО (1,1% от числа всех НКО, зарегистрированных в Российской Федерации), в том числе 675 общественных организаций, 501 автономная некоммерческая организация, 199 религиозных организаций и 587 иных НКО, осуществляющих деятельность в сфере социального обеспечения, образования, культуры, правового просвещения, защиты малоимущих слоев населения, экологии.


При этом деятельность НКО в крае характеризуется низкой активностью: не более чем 537 НКО взаимодействуют с исполнительными органами края, органами местного самоуправления и не более 120 СОНКО принимают участие в конкурсном отборе СОНКО для предоставления субсидии из краевого бюджета.


По состоянию на 1 января 2024 г. в крае зарегистрировано 1586 ТОС, в границах которых проживает более 252 тыс. человек. Основными направлениями деятельности ТОС являются благоустройство территории (строительство детских и спортивных площадок, восстановление и ремонт дворовых территорий, устройство ливневой канализации, ремонт колодцев, установка скважин, уличного освещения, реставрация памятных мест, благоустройство территорий кладбищ, парковых зон и скверов) и удовлетворение социально-бытовых потребностей (проведение праздничных мероприятий, торжественное открытие досуговых объектов, установка уличных сцен, пошив сценических костюмов).


В целях популяризации деятельности СОНКО и ТОС, повышения уровня информированности населения края об их деятельности предусмотрено оказание данным институтам гражданского общества информационной, консультационной, методической и организационной поддержки в рамках деятельности многопрофильного ресурсного центра, а также предоставление на эти цели из краевого бюджета субсидий и иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям края. Правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям приведены в приложении к настоящей Программе.


При этом одной из основных проблем, сдерживающей развитие НКО и ТОС в крае, остается низкий уровень освещенности деятельности данных институтов гражданского общества в средствах массовой информации (далее - СМИ).


Основным источником доведения до жителей края информации о деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления, о социально значимых и общественно-политических событиях и мероприятиях, проводимых в крае, выступают СМИ, распространяющие информацию в пределах муниципального района, муниципального округа края (далее также - муниципальные СМИ). Наряду с администрациями муниципальных образований края соучредителем 18 муниципальных СМИ выступает комитет по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства края.


Актуальной проблемой для муниципальных СМИ является дефицит высококвалифицированных кадров. В целях решения этой проблемы комитетом по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства края ежегодно проводятся семинары-совещания, в ходе которых проходят обучение и повышение квалификации представители муниципальных СМИ.


Повышению профессиональной квалификации представителей СМИ, а также уровня информированности жителей края, обеспечению открытости и доступности информации о деятельности исполнительных органов края, развитию в крае медиаотрасли способствует также организация конгрессных мероприятий - организованных встреч для обмена знаниями и опытом, поиска необходимых решений в виде конгрессов, форумов, конференций, семинаров. Проведение в крае конгрессных мероприятий позволяет привлечь внимание к региону представителей федеральных государственных органов, федеральных СМИ, приглашаемых на указанные мероприятия в качестве спикеров и экспертов, консолидировать журналистское сообщество, способствует формированию и реализации единого информационного пространства на территории края, а также интеграции в информационное пространство Российской Федерации.


В реалиях геополитической обстановки искажение информации о тех или иных событиях и распространение "фейковых" новостей может привести к дискредитации органов государственной власти края, органов местного самоуправления и социальной напряженности. В целях минимизации распространения "фейковых" новостей важно наполнять информационное пространство на краевом и муниципальных уровнях официальными данными из подтвержденных источников. Актуальность и своевременность информирования населения края о текущих событиях и планируемых действиях органов государственной власти края, органов местного самоуправления, в том числе через официальные страницы органов власти и подведомственных им организаций в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", будет способствовать максимальной открытости и эффективному взаимодействию власти, СМИ и жителей края.


Реализация государственной программы края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" (далее - Программа) позволит мобилизовать имеющиеся в распоряжении органов государственной власти края и органов местного самоуправления ресурсы для решения проблем развития гражданского общества в крае и обеспечить координацию их деятельности для достижения целей и задач краевой государственной политики в сфере развития гражданского общества и расширения коммуникативного пространства, увеличения его доступности.



2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере развития гражданского общества


Государственная политика края в сфере развития гражданского общества увязана с приоритетами и целями государственной политики, установленными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 9 августа 2020 г. N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы", Государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532.


На краевом уровне основные приоритеты и цели государственной политики в сфере развития гражданского общества отражены в Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, распоряжении Правительства Хабаровского края от 8 декабря 2021 г. N 1215-рп "О направлениях и задачах развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года".



3. Цели и задачи Программы, способы их эффективного решения


Целями Программы являются:


- развитие гражданского общества;


- сохранение государственного единства и целостности Российской Федерации, этнокультурной самобытности ее народов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»