Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Развитие лесного хозяйства в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 27.09.2013 N 682-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 02.04.2014 N 202-па, от 01.09.2014 N 557-па, от 25.12.2014 N 869-па, от 19.02.2015 N 83-па, от 12.08.2015 N 514-па, от 29.10.2015 N 724-па, от 31.12.2015 N 977-па, от 22.04.2016 N 239-па, от 04.07.2016 N 475-па, от 29.09.2016 N 743-па, от 14.11.2016 N 855-па, от 16.12.2016 N 957-па, от 16.12.2016 N 969-па, от 29.12.2016 N 1024-па, от 20.02.2017 N 125-па, от 24.07.2017 N 602-па, от 30.10.2016 N 837-па, от 25.12.2017 N 1081-па, от 26.02.2018 N 143-па, от 09.08.2016 N 642-па, от 28.08.2018 N 693-па, от 03.12.2018 N 966-па, от 28.12.2018 N 1085-па, от 04.03.2019 N 169-па, от 05.06.2019 N 503-па, от 09.09.2018 N 871-па, от 05.11.2019 N 1058-па, от 25.12.2019 N 1358-па, от 02.03.2018 N 182-па, от 01.09.2020 N 893-па, от 04.12.2020 N 1230-па, от 30.12.2020 N 1447-па, от 15.03.2021 N 209-па, от 14.05.2021 N 500-па, от 20.07.2020 N 757-па, от 11.10.2021 N 1071-па, от 28.12.2021 N 1496-па, от 25.02.2020 N 167-па, от 24.08.2022 N 940-па, от 28.10.2022 N 1201-па, от 28.12.2022 N 1629-па, постановлений Правительства Курской области от 02.03.2022 N 248-пп, от 29.09.2023 N 1047-пп, от 28.12.2023 N 1442-пп).
2. Министерству природных ресурсов Курской области разместить государственную программу Курской области "Развитие лесного хозяйства в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель Губернатора
Курской области -
Председатель Правительства
Курской области
А.Б.СМИРНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Курской области "Развитие лесного хозяйства в Курской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 27 сентября 2013 г. N 682-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 27 февраля 2024 г. N 140-пп)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
Лесной фонд, находящийся в границах территории Курской области, по данным государственного лесного реестра на 1 января 2023 года составляет 236,839 тыс. га, или 87,9% от общей площади лесов области. Покрытые лесом земли занимают 219,9 тыс. га, общий запас насаждений равен 40,5 млн. м3.
Леса занимают 8,2% территории области и представлены в основном небольшими обособленными лесными участками. По территории Курской области леса распределяются неравномерно, от 2,1% на востоке области до 18,3% на северо-западе. В лесном фонде преобладают твердолиственные насаждения (62,4% площади лесов, из которых более 62% - низкоствольные), на долю хвойных пород приходится 11,8%, осины - 7,8%, березы - 8,1%. В лесах области, кроме основных лесообразующих древесных пород, встречаются интродуценты: ель обыкновенная, дуб красный, лиственница сибирская, сосна крымская и веймутова, бархат амурский, псевдотсуга Мензиса.
По целевому назначению леса Курской области отнесены к защитным лесам. Основным назначением лесов области является выполнение разнообразных природоохранных функций, основные из которых - почвозащитная и средообразующая (противоэрозионные леса составляют 84% общей площади лесов), рекреационная и оздоровительная (лесопарковые леса - 9,6%), водоохранная - 2,8%, прочие - 3,6%.
По итогам реализации государственной политики в 2022 году в сфере лесного хозяйства достигнуты следующие результаты:
сохранен уровень показателя лесистости территории Курской области - 8,2%;
обеспечено значение показателя доли площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда - 40,2%;
выполнен план по поступлению объемов платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов. Так, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда поступление платежей составило 198,5 руб.;
лесных пожаров на территории Курской области не допущено;
обеспечена доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов, в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства на уровне 100%;
увеличено отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений (согласно региональному проекту "Сохранение лесов в Курской области") до 556,2%;
обеспечена доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян и составила 0,2%;
увеличена площадь рубок ухода за молодняками (осветление и прочистка) и составила 0,36555 тыс. га;
увеличено отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов) до 596,07%;
не причинен ущерб лесным насаждениям от лесных пожаров (согласно региональному проекту "Сохранение лесов в Курской области");
увеличена площадь лесовосстановления и лесоразведения (согласно региональному проекту "Сохранение лесов в Курской области") - 0,31649 тыс. га;
уменьшена площадь погибших лесных насаждений (согласно региональному проекту "Сохранение лесов в Курской области") до 0,0182 тыс. га;
увеличено количество выращенного посадочного материала лесных растений (согласно региональному проекту "Сохранение лесов в Курской области") до 2,893055 млн. шт.;
увеличена заготовка семян лесных растений для лесовосстановления (согласно региональному проекту "Сохранение лесов в Курской области") до 16,0162 т;
приобретено 26 ед. лесохозяйственной техники и оборудования и 27 ед. специализированной техники для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;
осуществлен федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) государственными лесными инспекторами численностью 92 человека;
обеспечено функционирование специализированной диспетчерской службы в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, включая особо охраняемые природные территории.
В настоящее время в лесном хозяйстве Курской области накопились проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.
В течение десятилетия основными негативными факторами, влияющими на состояние лесных насаждений Курской области, являлись болезни леса. Под их воздействием происходило постоянное нарушение устойчивости лесов и, как следствие, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния насаждений.
В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от вредителей и болезней леса.
При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах Курской области может удвоиться и достичь 50 тысяч гектаров. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов.
Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка) снизились почти в 1,5 раза.
Особо остро стоит вопрос по расторжению договоров аренды лесных участков с лесопользователями, неисполнение договорных обязательств лесопользователями, отсутствие сформированных в соответствии с действующим законодательством лесных участков на землях лесного фонда для выставления на торги.
Дальнейшее развитие лесного хозяйства области не может быть осуществлено без укрепления кадрового потенциала. Ежегодно растет дефицит квалифицированных кадров, остается низким уровень производительности труда, что обусловлено низким уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
Реализация государственной программы будет способствовать решению указанных проблем программными методами.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной программы
В основополагающих документах развития лесного комплекса Российской Федерации определены цели и задачи государственной политики и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
Цели государственной политики в сфере лесного хозяйства определены в следующих документах:
Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р;
Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р;