АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 года N 239-па
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Развитие лесного хозяйства в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 27.09.2013 N 682-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 02.04.2014 N 202-па, от 01.09.2014 N 557-па, от 25.12.2014 N 869-па, от 19.02.2015 N 83-па, от 12.08.2015 N 514-па; от 29.10.2015 N 724-па; от 31.12.2015 N 977-па).
2. Комитету лесного хозяйства Курской области (Д.Д. Репринцев) разместить государственную программу Курской области "Развитие лесного хозяйства в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
Утверждены
постановлением
Администрации Курской области
от 22 апреля 2016 года N 239-па
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Курской области "Развитие лесного хозяйства в Курской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 27 сентября 2013 года N 682-па
(в редакции постановления
Администрации Курской области
от 22 апреля 2016 года N 239-па)
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
ПАСПОРТ государственной программы Курской области "Развитие лесного хозяйства в Курской области"
Ответственный исполнитель Программы | - | комитет лесного хозяйства Курской области |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют |
Участники Программы | - | отсутствуют |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма 1 "Охрана, защита и воспроизводство лесов"; подпрограмма 2 "Обеспечение реализации государственной программы" |
Программно-целевые инструменты Программы | - | отсутствуют |
Цели Программы | - | эффективное исполнение переданных Российской Федерацией отдельных полномочий в области лесных отношений, повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие Курской области, стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса, сохранение его глобальных функций и ресурсно-экологического потенциала |
Задачи Программы | - | сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров и вредных организмов, эффективное использование лесов при сохранении защитных, экологических функций и биологического разнообразия с обеспечением баланса выбытия и восстановления лесов Курской области, а также осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах; повышение эффективности государственного управления в области лесных отношений |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, проценты; лесистость территории Курской области, проценты; доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, проценты; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, проценты; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей |
Этапы и сроки реализации Программы | - | Программа реализуется в один этап в течение 2014 - 2020 годов |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы, - 844642,289 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета всего - 131613,052 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 22992,699 тыс. рублей; 2015 год - 13484,215 тыс. рублей; 2016 год - 12958,518 тыс. рублей; 2017 год - 14428,020 тыс. рублей; 2018 год - 22583,200 тыс. рублей; 2019 год - 22583,200 тыс. рублей; 2020 год - 22583,200 тыс. рублей; средства областного бюджета, источником которых являются средства федерального бюджета, всего - 713029,237 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 110785,737 тыс. рублей; 2015 год - 99489,600 тыс. рублей; 2016 год - 97185,600 тыс. рублей; 2017 год - 106894,900 тыс. рублей; 2018 год - 99557,800 тыс. рублей; 2019 год - 99557,800 тыс. рублей; 2020 год - 99557,800 тыс. рублей. Объем средств на реализацию подпрограммы 1 "Охрана, защита и воспроизводство лесов" составит 357976,282 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета всего - 69881,045 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 11903,475 тыс. рублей; 2015 год - 3426,625 тыс. рублей; 2016 год - 3426,625 тыс. рублей; 2017 год - 4942,320 тыс. рублей; 2018 год - 15394,000 тыс. рублей; 2019 год - 15394,000 тыс. рублей; 2020 год - 15394,000 тыс. рублей; средства областного бюджета, источником которых являются средства федерального бюджета, всего - 288095,237 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 48347,437 тыс. рублей; 2015 год - 36340,600 тыс. рублей; 2016 год - 38345,600 тыс. рублей; 2017 год - 45007,300 тыс. рублей; 2018 год - 40018,100 тыс. рублей; 2019 год - 40018,100 тыс. рублей; 2020 год - 40018,100 тыс. рублей. Объем средств на реализацию подпрограммы 2 "Обеспечение реализации государственной программы" составит 486666,007 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета всего - 61732,007 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 11089,224 тыс. рублей; 2015 год - 10057,590 тыс. рублей; 2016 год - 9531,893 тыс. рублей; 2017 год - 9485,700 тыс. рублей; 2018 год - 7189,200 тыс. рублей; 2019 год - 7189,200 тыс. рублей; 2020 год - 7189,200 тыс. рублей; средства областного бюджета, источником которых являются средства федерального бюджета, всего - 424934,000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 62438,300 тыс. рублей; 2015 год - 63149,000 тыс. рублей; 2016 год - 58840,000 тыс. рублей; 2017 год - 61887,600 тыс. рублей; 2018 год - 59539,700 тыс. рублей; 2019 год - 59539,700 тыс. рублей; 2020 год - 59539,700 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического состояния; сохранение лесистости территории Курской области на уровне 8,2%, площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 87,2%; сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других негативных факторов, на 12% (до 0,042 процента общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда) |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в сфере лесных отношений и прогноз ее развития
Программа разработана в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Курской области, их формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 11.10.2012 N 843-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 11.07.2013 N 440-па; от 19.03.2014 N 141-па; от 04.09.2015 N 583-па), и распоряжениями Администрации Курской области от 24.10.2012 N 931-ра "Об утверждении перечня государственных программ Курской области" (в редакции распоряжения Администрации Курской области от 08.05.2015 N 336-ра), от 09.08.2013 N 659-ра "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Курской области" (в редакции распоряжения Администрации Курской области от 04.09.2015 N 639-ра).
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства Курской области в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, материально-технического и кадрового обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности.
Леса оказывают огромное воздействие на состояние природных комплексов, выполняя такие биоэкологические функции, как регулирование и фильтрация водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом, благоприятное влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна.
Лес представляет собой ценнейший возобновляемый природный ресурс, играющий важную роль в экономике государства и оказывающий огромное влияние на создание благоприятной среды для проживания людей. Социальная ценность лесов заключается в наличии редких видов растений и животных, мест для отдыха людей, продуктов леса, заготавливаемых местным населением.
Курская область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности и имеет долинно-овражно-балочный рельеф. Климат региона, формирующийся под влиянием атлантических (западных) и континентальных (восточных) воздушных масс, - умеренно-континентальный.
По распаханности земель (около 69%) область занимает одно из первых мест в России.
Развитие экономики Курской области предусматривает рост благосостояния населения, а также сохранение среды обитания, в т.ч. за счет сохранения средообразующих функций лесов.
Средообразующие функции лесов имеют тенденцию к снижению в связи с неблагоприятными воздействиями вредных выбросов промышленных предприятий и изменением климата.
Лесной фонд, находящийся в границах территории Курской области, по данным государственного лесного реестра на 1 января 2016 года составляет 237,1 тыс. га. Покрытые лесом земли занимают 219,9 тыс. га, общий запас насаждений равен 41,1 млн. м3.
Леса занимают 8,2% территории области и представлены в основном небольшими обособленными лесными участками. По территории Курской области леса распределяются неравномерно, от 2,1% на востоке области до 18,3% на северо-западе. В лесном фонде преобладают твердолиственные насаждения (62,4% площади лесов, из которых более 65% - низкоствольные), на долю хвойных пород приходится 12,6%, осины - 7,8%, березы - 8,1%. В лесах области, кроме основных лесообразующих древесных пород, встречаются интродуценты: ель обыкновенная, дуб красный, лиственница сибирская, сосна крымская и веймутова, бархат амурский, псевдотсуга Мензиса.
По целевому назначению леса Курской области отнесены к защитным лесам. Основным назначением лесов области является выполнение разнообразных природоохранных функций, основные из которых - почвозащитная и средообразующая (противоэрозионные леса составляют 84% общей площади лесов), рекреационная и оздоровительная (лесопарковые леса - 9,6%), водоохранная - 2,8%, прочие - 3,6%.
В настоящее время в лесном хозяйстве Курской области накопились проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.
Леса - возобновляемый природный ресурс, требующий не просто разумного потребления, но и обеспечения научно обоснованной, долгосрочной системы охраны, защиты, воспроизводства и неистощительного использования.
Использование ежегодного допустимого объема изъятия древесины в спелых и перестойных насаждениях при уходе за лесами, при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений за последние годы вследствие отсутствия сбыта дровяной древесины не превышает 81%.
Растут запасы спелой и перестойной древесины, и, как следствие, увеличивается площадь лесного фонда, подверженная риску уничтожения пожарами, поражения вредителями и болезнями. Необходимо увеличение объемов заготовки древесины и ее переработки.
Высокая хозяйственная освоенность территории области при большой плотности населения (37 человек на 1 кв. км), что более чем в три раза превышает среднее значение по России, создает высокую антропогенную нагрузку на леса.
Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем 6 месяцев.
Средний класс пожарной опасности в лесах Курской области - 3,5 ед.
В течение десятилетия основными негативными факторами, влияющими на состояние лесных насаждений Курской области, являлись лесные пожары и болезни. Под их воздействием происходило постоянное нарушение устойчивости лесов и, как следствие, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния насаждений.
В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от вредителей и болезней леса.
При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах Курской области может удвоиться и достичь 50 тысяч гектаров. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов вследствие отсутствия финансирования в последние годы не осуществлялись.
Снижение объемов лесовосстановления (прежде всего, искусственного) несет реальную угрозу продукционному и защитному потенциалу лесов будущего, значительно ухудшаются возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата.
В Курской области в 60-е годы создавалось по 8 тыс. га лесных культур ежегодно, в 70-е годы - 5 тыс. га, в 80-е - 2,5 тыс. га, последние 20 лет - 0,5 - 0,6 тыс. га. Основная причина - сокращение сплошных рубок спелых и перестойных насаждений и, соответственно, уменьшение площадей лесокультурного фонда.
Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка) снизились почти в 1,5 раза.
Неурегулированность вопросов финансирования по уходу за объектами постоянной лесосеменной базы и заготовке семян, платность проведения контроля посевных качеств семян привели к резкому сокращению объектов лесного семеноводства, уменьшению объемов заготовки семян и ассортимента выращивания посадочного материала что, в свою очередь, отрицательно отражается на устойчивости выращиваемых лесных насаждений.
Дальнейшее развитие должна получить создаваемая система государственной инвентаризации лесов, обеспечивающая информацией принятие обоснованных управленческих решений на областном и федеральном уровнях.
Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного и пожарного надзора на региональном уровне. Отсутствие целенаправленных мероприятий по усилению системы государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах Курской области приведет к снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению числа случаев нарушения лесного законодательства и возникновению объемов нелегальных лесозаготовок.
Дальнейшее развитие лесного хозяйства области не может быть осуществлено без укрепления кадрового потенциала. Ежегодно растет дефицит квалифицированных кадров, остается низким уровень производительности труда, что обусловлено низким уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
Указанные проблемы носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне комитета лесного хозяйства Курской области. Их решение требует значительных ресурсов и согласованности действий органов исполнительной государственной власти. Необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов нескольких уровней бюджетной системы Российской Федерации, продолжительность сроков реализации большинства планируемых мероприятий, их затратность предусматривают решение обозначенных проблем программно-целевым методом.
К возможным внешним факторам, которые могут негативно повлиять на реализацию государственной программы, относятся:
1) неполное финансирование программных мероприятий;
2) влияние природных факторов (аномально высокие температуры и отсутствие осадков в весенне-летний период);
3) изменение налогового, бюджетного лесного законодательства, кризисные явления в экономике.
Необходимость решения проблем программными методами обусловлена соответствием целей, задач и направлений Программы целям, задачам и направлениям Лесного кодекса Российской Федерации и государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы".
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
В основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации отражены приоритеты государственной политики, цели и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция) (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), приоритетными направлениями развития лесного хозяйства определены создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов, в первую очередь, в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал, улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1505), определены основные направления развития лесохозяйственного комплекса Центрального федерального округа, включающие в себя:
формирование условий для рационального лесопользования и своевременного лесовосстановления;
решение вопросов обеспечения охраны лесов от пожаров, в том числе развитие материально-технической базы лесопожарных подразделений, предотвращение незаконных рубок и нелегального оборота древесины;
формирование оптимальной структуры и состава лесного фонда;
обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
организацию производства древесного топлива из отходов деревообработки и низкосортной нереализуемой древесины;
обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
подготовку и повышение квалификации кадров на базе прямых договоров с учебными заведениями;
организацию рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.