ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2024 года N 136


О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 1 ноября 2019 года N 613 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Энергоэффективность и развитие энергетики в Орловской области"



В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 1 ноября 2019 года N 613 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Энергоэффективность и развитие энергетики в Орловской области" следующие изменения:


1) в преамбуле слова "от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области" заменить словами "от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области";


2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Губернатор
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 27 февраля 2024 г. N 136



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 1 ноября 2019 г. N 613



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"



Стратегические приоритеты государственной программы



I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Орловской области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы социально-экономического развития


Государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики в Орловской области" (далее также - государственная программа) разработана в целях перевода экономики Орловской области на энергоэффективный путь развития, что предусматривает повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности региона, а также рост уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности посредством модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.


Целенаправленная политика Российской Федерации по трансформации глобальной экономики, важной особенностью которой станет альтернативный топливно-энергетический баланс, требует реакции всех регионов страны, включая Орловскую область.


Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Правительство Орловской области не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии - транспорт стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива. Важнейшей причиной изменений в этом процессе стало увеличение производства электромобилей, растущего на больших ожиданиях неудовлетворенного спроса.


Перспективы развития использования электротранспортных средств в Орловской области связаны с наиболее выгодными условиями их эксплуатации.


Ожидается, что в ближайшие 6 - 8 лет цена на электротранспортные средства снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии. Кроме того, при пересчете на жизненный цикл собственники электромобилей уже сейчас могут существенно выигрывать у собственников автотранспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, государственная поддержка, направленная на то, чтобы цена приобретения электротранспортного средства стала выгодной уже сейчас, позволит открыть рынок в части развития массовых продаж.


На сегодняшний день разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. рублей. При этом эксплуатация электротранспортного средства уже может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. километров ежегодно в течение не менее 5 лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу суммы, что делает выгодным использование электромобиля, как минимум, в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринг) в условиях города.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Энергоэффективность и развитие энергетики являются важными условиями развития российской экономики и ее перехода к модели устойчивого развития.


Приоритеты и цели государственной политики в сфере Энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены:


1) Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";


2) Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


3) Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";


4) указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";


5) постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики";


6) постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2023 года N 1473 "Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности";


7) Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года N 1523-р;


8) Концепцией по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 2290-р.


Для развития энергетической отрасли в Орловской области первостепенное значение имеет модернизация производственных объектов энергосистемы.


Распоряжением Губернатора Орловской области от 1 июля 2022 года N 29-р утверждены схема и программа перспективного развития электроэнергетики Орловской области на 2023 - 2027 годы (далее - СиПР). Реализация мероприятий СиПР повышает эффективность энергообеспечения региона и обеспечивает:


1) надежное функционирование энергосистемы Орловской области;


2) координацию планов развития топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, программ (схем) территориального планирования и схем и программ перспективного развития электроэнергетики;


3) баланс между производством и потреблением электроэнергии, в том числе предотвращение возникновения локальных дефицитов производства электрической энергии и мощности и ограничения пропускной способности электрических сетей;


4) скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию, а также вывода из эксплуатации объектов электросетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей;


5) информационную составляющую деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, инвесторов.


Проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также координация работы в этом направлении относятся к числу приоритетных направлений деятельности Правительства Орловской области.


Основными направлениями являются: энергосбережение в бюджетных организациях, повышение эффективности энергоснабжающих организаций, жилищно-коммунального комплекса, оптимизация структуры топливно-энергетического баланса.


Анализ потребления электрической и тепловой энергии в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности, производства энергии на локальных энергоисточниках выявил ряд проблем, которые могут быть решены в результате реализации мероприятий по энергосбережению и эффективности, а именно:


1) значительные расходы на оплату потребленной электрической и тепловой энергии учреждениями и организациями, финансируемыми из областного бюджета;


2) значительный уровень износа оборудования энергоисточников с высокими удельными расходами топлива на производство электрической и тепловой энергии;


3) дефицит резервных генерирующих мощностей и сетей тепло- и электроснабжения;


4) увеличение доли затрат на топливно-энергетические ресурсы в части себестоимости продукции и оказания услуг;


5) недостаток финансовых средств на проведение мероприятий по энергосбережению.


Снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта (далее - ВРП) осуществляется за счет реализации программных мероприятий, что в совокупности с фактором структурного сдвига должно обеспечить достижение цели, поставленной указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".


В государственной программе также определены целевые значения ряда других показателей: удельного расхода газа, электрической и тепловой энергии на снабжение органов государственной власти Орловской области и государственных учреждений Орловской области.


Энергоемкость ВРП определяет качество использования энергоресурсов, степень развитости региональной энергетической системы. Кроме того, одним из важнейших инструментов снижения энергоемкости ВРП является снижение потерь энергии на всех технологических этапах.


Система показателей сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения цели и решения задач государственной программы.



III. Задачи государственного управления и обеспечения региональной безопасности, способы их эффективности решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления


Государственная программа обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения цели и решения поставленных задач посредством мониторинга целевых показателей, количественно характеризующих динамику степени решения задач и уровня достижения цели, а также результаты реализации государственной программы.


Достижение цели государственной программы обеспечивается решением следующих задач:


1) повышение эффективности энергоисточников общего пользования;


2) повышение энергоэффективности в электрических сетях;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»