Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-ЗС "О Правительстве Севастополя", от 12.12.2023 N 790-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов", постановлением Правительства Севастополя от 11.09.2023 N 435-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя", Правительство Севастополя постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу города Севастополя "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 27.01.2022 N 28-ПП, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Губернатор города Севастополя
М.В.РАЗВОЖАЕВ
Утверждена
постановлением
Правительства Севастополя
от 27.01.2022 N 28-ПП
(в редакции постановления
Правительства Севастополя
от 29.12.2023 N 673-ПП)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ"
Государственная программа города Севастополя "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (далее - Программа) подготовлена с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития, обеспечения доступности и безопасности транспортной инфраструктуры города Севастополя.
Ни один из существующих видов транспорта не заменит самый массовый и доступный - автомобильный транспорт. Сегодня в Российской Федерации на автомобильный транспорт приходится 60,8% общего объема перевозок грузов, причем удельный вес перевозок автомобильным транспортом в последние годы неизменно растет. В то же время расходы на транспорт являются для многих отраслей экономики довольно тяжким бременем, удельный вес транспортных расходов в стоимости продукции производственного назначения колеблется от 5 до 35%. При этом одним из основных факторов, определяющих рост издержек транспорта, является состояние автомобильных дорог. Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения, является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития регионов и Российской Федерации.
Транспортная система города Севастополя является одной из важнейших составляющих ее экономики, от бесперебойной и эффективной работы которой зависит функционирование других отраслей и региона в целом.
Формирование транспортной системы региона обусловлено спецификой его географического положения, уникальным разнообразием природных условий, а также историческими факторами и характером расселения населения.
Автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения города Севастополя (далее - автомобильные дороги) являются важнейшей составной частью транспортной системы города Севастополя.
От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог, обеспечивающих связь между населенными пунктами и районами города Севастополя, а также от выхода на сеть автомобильных дорог Республики Крым, граничащую с городом Севастополем, во многом зависит достижение устойчивого экономического роста, улучшение условий для предпринимательской деятельности и повышение уровня жизни населения, проведение структурных реформ и интеграция транспортной системы города Севастополя с транспортной системой Российской Федерации. Развитие сети автомобильных дорог должно соответствовать темпам социально-экономического развития города Севастополя и обеспечивать удовлетворение потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.
Автомобильные дороги составляют важнейшую часть транспортной инфраструктуры. Сеть автомобильных дорог обеспечивает перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, работу морских портов, связь внутригородских муниципальных образований между собой. Поэтому без надлежащего уровня их транспортно-эксплуатационного состояния невозможны повышение инвестиционной привлекательности города и достижение устойчивого экономического роста. Развитие города приводит к изменению состава транспортного потока и росту интенсивности движения.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности города Севастополя, утвержден постановлением Правительства Севастополя от 30.04.2015 N 347-ПП "Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности города Севастополя" (далее - постановление Правительства Севастополя от 30.04.2015 N 347-ПП).
По состоянию на 31.12.2022:
- общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в городе Севастополе (далее - автомобильные дороги) составила 1108,916 км, в том числе:
- с цементобетонным покрытием - 3,844 км;
- с асфальтобетонным покрытием - 974,99 км;
- с покрытием из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые - 85,150 км;
- грунтовые - 44,932 км.
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составила 1063,984 км, в том числе по категориям:
IА категория - 0,000 км;
IБ категория - 0,000 км;
IВ категория - 0,000 км;
II категория - 202,544 км, в том числе две - три полосы - 164,891 км, четыре полосы - 37,653 км;
III категория - 91,319 км;
IV категория - 257,944 км;
V категория - 512,177 км.
Протяженность автомобильных дорог в границах населенных пунктов составила 810,148 км.
Протяженность автомобильных дорог с движением общественного пассажирского транспорта составила 364,996 км.
Протяженность автомобильных дорог с четырьмя полосами движения составила 37,653 км, из них оснащены осевым металлическим барьерным ограждением 18,475 км, имеют разделительную полосу с газоном 6,566 км.
Общая площадь твердых типов покрытия автомобильных дорог составила всего 8626,102 тыс. м2, в том числе с усовершенствованным типом покрытия - 8209,533 тыс. м2 и с покрытием переходного типа - 416,569 тыс. м2.
Общая длина 43 мостов и путепроводов, являющихся технологической частью этих дорог, составляет 1894,580 пог. м; общая их площадь равна 26,118 тыс. м2. Из общего количества в предаварийном состоянии находятся два путепровода (в районе железнодорожной станции города Севастополя) длиной 48,2 пог. м. В 2023 году завершается разработка проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ планируется в 2024 - 2026 годах.
Протяженность автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, составила 374,264 км, их доля в общей протяженности - 33,75%.
Вдоль автомобильных дорог расположены 70 автозаправочных станций.
На территории города Севастополя расположены 45 населенных пунктов; все они обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования.
Несмотря на значительный рост автомобильных дорог, приведенных в нормативное состояние, имеется немало острых проблем: недостаточная пропускная способность, особенно в транспортных узлах, наличие оползневых участков в горной части города и характерная общероссийская проблема - низкие прочностные характеристики автомобильных дорог.
Из-за систематического недофинансирования мероприятий по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог города Севастополя наблюдается отставание объемов выполнения на них капитального ремонта и ремонта от объемов, вытекающих из межремонтных сроков, а также не могут быть выполнены в полной мере требования в части периодичности проведения видов работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них.
Обеспечение устойчивого территориального развития города Севастополя посредством застройки, благоустройства городских и сельских поселений, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды требует строительства новых автомобильных дорог и (или) реконструкции существующих в связи с увеличением интенсивности транспортных потоков, а также для ликвидации "узких" мест.
С учетом изложенных обстоятельств, характеризующих современное состояние дорожной сети города Севастополя, и реальной оценки ожидаемого финансирования развитие дорожной отрасли города Севастополя должно предусматривать следующие основные действия:
- реализация объектов строительства подъездных дорог к строящимся социальным объектам города, реконструкция участков дорог в наиболее загруженных узловых точках сети автомобильных дорог для повышения пропускной способности на важных транспортных направлениях;
- приведение автомобильных дорог в нормативное состояние путем выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию;
- содержание автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии (осуществляет Государственное бюджетное учреждение "Севастопольский Автодор" в рамках государственного задания, к выполнению специализированных работ привлекаются специализированные подрядные организации);
- выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Имеющиеся в настоящее время проблемы состояния автомобильных дорог и указанные тенденции развития дорожной отрасли требуют наличия комплексного подхода к решению данных проблем, а также четких критериев оценки социально-экономических последствий решения проблем. Соответственно, в данных условиях наиболее оптимальным решением является использование программно-целевого метода, который позволит соединить воедино цели, задачи и основные направления реализации Программы, учесть значительное количество факторов, влияющих на ее эффективность, и в условиях фактического уровня финансирования определить приоритетность тех или иных мероприятий.
Целесообразность и преимущество использования программно-целевого метода обусловлены необходимостью достижения наиболее оптимальных качественных и количественных результатов в ходе реализации Программы при сохранении эффективности в выборе способов решения стоящих проблем.
Последовательная реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поспособствует повышению скорости, удобству и безопасности движения на автомобильных дорогах, приведет к сокращению расходов на грузовые и пассажирские автомобильные перевозки, окажет положительное воздействие на рост объемов производства и уровня занятости, позволит добиться конечной цели - повышения качества жизни населения.
Транспортная отрасль является одной из составляющих инфраструктуры и влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития города Севастополя в качестве субъекта Российской Федерации. Развитие отрасли направлено на создание условий для улучшения качества жизни населения, проживающего на полуострове, а также привлечения туристов в город Севастополь, так как способствует росту туристической составляющей города. Основной задачей транспортного комплекса является обеспечение субъектов хозяйствования, населения и туристов качественными транспортными услугами.